Урок литературного чтения. Л. Н. Толстой "Два брата"
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 43.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4-м классе.
Тема: "Творчество Л.Н. Толстого. Сказка "Два брата"
Учитель: Кайдалов Сергей Константинович.
(с. Таежное, Хабаровский район )
Цели:
∙ всесторонне развивать школьника, включая творческое воображение, оценочное суждение, а также развивать связную устную и письменную речь;
∙ активизировать работу психики детей, формировать активную жизненную позицию;
∙ учить детей обобщать полученные знания по творчеству Л.Н. Толстого;
∙ учить составлять басни, сочинять сказки, пересказывать;
∙ развивать умения работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию;
∙ воспитывать вдумчивого читателя;
∙ воспитывать любовь к чтению и своей Родине на примере творчества Л.Н. Толстого.
Оборудование: необходимое аппаратное и программное обеспечение: ПК, мультимедийный проектор, экран, акустические колонки.
Необходимость использования ЦОРов:
- заинтересовать учащихся в изучаемом материале (видеоролик об усадьбе Ясная Поляна)
- создать психологический настрой, эмоциональное переживание (путешествие по родным местам писателя, дать возможность почувствовать красоту русской природы, воссоздать атмосферу жизни Л. Толстого).
- Активизировать творческую деятельность учащихся (создание рассказов, басни, сказки на основе сюжета произведения Л. Толстого).
ХОД УРОКА
- Актуализация знаний.
- Куда мы совершили мысленное путешествие на прошлом уроке литературного чтения? (В музей-усадьбу Льва Николаевича Толстого, в Ясную Поляну)
- В каком веке мы побывали? (XIX век, 1859 год, Л. Толстому – 31 год)
- Хотелось бы вам совершить путешествие на родину великого писателя, но в наше время? Пройтись по местам, где любил гулять Лев Николаевич? Зайти в гости в дом семьи Толстых? Почувствовать и понять, что же это за удивительное место в бесконечных просторах России – Ясная Поляна? Почему она подарила столько ни с чем не- сравнимого счастья Льву Николаевичу Толстому?
- Друзья мои, через несколько секунд сработает наша машина времени, и мы окажемся на этом самом месте, но сейчас, в XXI веке. Вы готовы? Полетели. (демонстрация видеоролика: Ясная Поляна – родина великого писателя)
Работа после демонстрации 1 кадра слайда – видеоролика: Ясная Поляна – родина великого писателя.
- Сможете теперь сказать, почему Ясная Поляна подарила столько ни с чем несравнимого счастья Льву Николаевичу Толстому?
(Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Здесь, вдали от города, он обретал относительное душевное равновесие и возможность заниматься творческим трудом. Здесь его посещала “самая чистая радость – радость природы”. До самой старости он остро и молодо чувствовал красоту и силу родной земли. Он называл природу лучшим другом, которого не потеряешь до смерти. Ясная Поляна – место жизни, творчества и деятельности гениального писателя Льва Николаевича Толстого. Здесь он родился 28 августа 1828 года и прожил большую часть своей жизни. Ясная Поляна совершенно особенная, уникальная усадьба. Здесь всё необычно. И само название «Ясная» – не потому, что светлая, а потому, что здесь прежде росло много ясеней. И потому, что здесь есть всемирно известная комната «под сводами», где Толстой, спрятавшись от шума и суеты, любил работать по утрам и где была написана его главная книга «Война и мир». И потому, что это особый толстовский мир, о котором мы вспоминаем, читая книги писателя).
Что мы узнали об этом человеке, путешествуя в XIX век?
- 2 кадр: портрет Льва Николаевича Толстого кисти Ивана Николаевича Крамского в Ясной Поляне осенью 1873 г.
- На этом портрете Льву Толстому 45 лет. Прочтите ту часть путешествия, где описываются впечатления детей от встречи с учителем ( от слов … «А ведь хороший он…до слов … и действительно так все чувствовали»).
- Как вы думаете, почему Лев Толстой решил открыть в Ясной Поляне школу для крестьянских детей?
- (Идею создания новой школы и воспитания творческой личности Толстой считал наиважнейшей, а занятия педагогикой – самым радостным и счастливым временем в своей жизни.“Другая теперь наука… не нам нужно учиться, а нам нужно морфутку и тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем” Учебно-воспитательная работа с детьми и внеклассные занятия Яснополянской школы непрерывно развивались, совершенствовались. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был обеденный перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера. Лев Николаевич Толстой подчеркивал, что дети из народа должны получить такие же знания, как и дети из привилегированного общества. По его мнению, крестьянские дети должны быть введены в мир искусства, благородства.
- Прочитайте, как Лев Николаевич работал над книгами для детей.
- Почему Лев Николаевич говорил… «каждый из них (рассказов) переделыван по десять раз и стоил мне большего труда, чем какое бы то ни было место из всех моих писаний».
- Лев Николаевич создал 4 тома «Русских книг для чтения» куда вошли 225 произведений для детей.
- Какого Толстого вы теперь представляете? (Толстой-учитель, Толстой-человек). С какой стороны он откроется нам на нашем уроке? (Толстой-писатель).
- Как вы думаете, чему будет учить Толстой-писатель своих читателей?
(Будет учить доброте, учить жизни, умению «не навредить» таинственному и нежному процессу души»).
Для своих учеников Лев Николаевич писал рассказы и описания, сказки и басни. Попробуйте спрогнозировать задачу каждого из этих текстов, исходя из жанров и общей позиции Толстого – охранять нежную душу. Что может сказка? Рассказ? Описание?
(Сказка и басня может ненавязчиво поучать, описание учит внимательному отношению к себе и к миру, рассказ – это и новые знания, и знакомство с чужим жизненным опытом).
Проблема: Сегодня на уроке мы прочитаем одно из произведений писателя,в котором он говорит о счастье.А что такое счастье для человека? Каким его видит Лев Толстой, как его понимаете вы,современные читатели? Эту проблему мы попытаемся решить на уроке.
(На кадре запись: Каждый понимает счастье по-своему.Каждый делает свой выбор и идет к счастью своим путем.)
II. Работа с текстом до чтения.
- 3 кадр слайда: Лев Толстой (1828 – 1910)
Из произведений для детей
Два брата
(сказка)
- 4 кадр: Путешествие, камень, надпись, пошел, остался, царствовал, жил в деревне, 2 иллюстрации.
- С каким произведением мы познакомимся? Предположите сюжет сказки по ключевым словам, иллюстрациям к сказке (Появляются слова-подсказки, иллюстрации)
На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказыва ют свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. Ставится задача прочитать текст, провести «диалог с автором» и проверить пра вильность своих первоначальных предположений.
Работа с текстом во время чтения
- Чтение текста сказки про себя. Смогли ли мы предугадать сюжет сказки?
- Прочитайте еще раз название сказки. Что отражает это название – тему сказки или главную мысль? Что для автора главное - занимательность сюжета или сказочный урок? Подсказал ли нам Лев Николаевич Толстой, кто из братьев прожил счастливую жизнь? Как вы думаете почему? А что такое счастье для каждого из нас? Попробуем найти ответ на этот вопрос вместе и дадим ответ в конце урока.
- Повторное чтение вслух по предложениям или не большим абзацам с комментариями учителя. Словарная работа во время чтения.
- 1 абзац: «…и вместе найдем счастье».
- Кто первый предложил пойти в таинственный дом? Почему?
- 2 абзац: «…Меньшой брат пошел, а старший остался»
- Как называется разговор двух людей между собой? Что вы узнали из этого диалога о характере братьев?
- Чья речь в диалоге более энергична, убедительна? Чем проникнуты слова старшего брата? (Слова старшего проникнуты сомнениями, представлением о непреодолимых трудностях; слова меньшого — решимостью, готовностью преодолеть любые трудности).
- Подсказывает ли вам диалог в ответе, кто пойдет искать счастье?
- 3 абзац: чтение до конца.
- Завершился ли спор братьев о счастливой жизни? Подсказал ли автор читателям ответ, кто из братьев прав? А как вы думаете, почему?
(Всю свою жизнь Лев Николаевич искал ответ на этот непростой ответ. Писатель был убежден, что человек приходит в этот мир для счастья, но приходит к нему по-своему, он учил людей понимать жизнь и бороться за свое счастье).
Работа с текстом после чтения.
- Вы обратили внимание, что в сказке «Два брата» много пословиц? Найдите их и перечтите.
- 4 слайд: Появляются пословицы:
- Искать большого счастья – малое потерять
- Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки
- Волков бояться, в лес не ходить
- Под лежачий камень вода не потечет
- Почему автор вводит в текст так много пословиц? (В них мудрость народа). Как они помогают понять смысл сказки? (Показывают отношение к жизни каждого из братьев)
5 кадр, слайд на мониторах:
Счастье в нас, а не вокруг да около.
Не только свету, что в окне; на улицу выйдешь - больше увидишь.
Без счастья и в лес по грибы не ходи!
Не живи, как хочется, а живи, как можется!
Такова наша доля: кому пироги да пышки, а нам желваки да шишки.
Одному сбылось, другому не удалось
Много желал, да ничего не поймал
Счастье вольная пташка: где захотела, там и села
Счастье — не лошадь: не везет по прямой дорожке
Счастье, что палка: о двух концах.
Иному счастье мать, иному мачеха.
Худой солдат, который не надеется быть генералом
Либо мед пить, либо биту быть.
- Попробуйте новые пословицы вложить в уста каждого из братьев (работа по группам)
- Попробуйте выразить мудрость сказки, ее главную мысль с помощью пословиц, поговорки.
6 кадр: идея сказки, главная мысль
- Просто ли вам было понять сказку «Два брата»? Что Лев Николаевич не высказал словами в этом произведении? Что спрятал между строк? Как понимает счастье писателЬ, КАК ПОНИМАЕТЕ СЧАСТЬЕ ВЫ? тобы понять глубокий смысл этого произведения?
- Творческая работа
– Сначала выясним, какие сказки называются народными? (Сказки придуманные народом.)
– Назовите признаки народных сказок. (Сказочный зачин, концовка, повторы событий, сказочные герои, волшебные предметы, добро побеждает зло, простой, понятный язык.)
Каждая группа работает по индивидуальным плану. Подсказки на мониторах.
∙ Задание для 1группы: придумайте вариант народной сказки, сохраняя сюжет, главную мысль сказки «Два брата» Л.Н. Толстого.
∙ Задание для 2группы: придумайте вариант современной сказки, сохраняя сюжет, главную мысль этой же сказки.
∙ Задание для 3группы: что такое басня? (Басня – это небольшое произведение, в котором высмеиваются разные пороки, недостатки людей. Басня начинается или заканчивается моралью.) Составьте басню, сохраняя сюжет, главную мысль этой же сказки.
Чтение созданных сказок и басни.
Подведение итогов урока.
7 кадр: Высказывание В. Г. Короленко о творчестве Толстого.
С какой стороны нам открылся Лев Николаевич Толстой? Что нового вы узнали об этом человеке? Захотелось ли вам прочитать новые произведения этого удивительного писателя? Найдите и принесите к следующему уроку другие произведения Льва Николаевича Толстого разных жанров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Тема урока: Е.Л. Шварц «Два брата».
Урок литературного чтения по теме: Е.Л. Шварц «Два брата».Цели урока:дать ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным мирупробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружаютразв...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Братья Гримм"Маленькие человечки"
Презентация является сопровождением к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок литературного чтения 2 класс. О братьях наших меньших. УМК Школа России
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»....
Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное чтение", 2 класс, УМК "Перспектива")
Данный материал состоит из плана-конспекта и презентации уроку литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Р. Киплинг «Братья Маугли». Перспектива 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Р. Киплинг «Братья Маугли». Особенности переводной литературы» Цель урока: формирование представлений о героях произведения Р. Киплин...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе Братья Гримм "Бременские музыканты" УМК "Начальная школа XXI века"
Здесь представлены разработки урочных и внеурочных материалов: конспекты и презентационный материал....