Урок литературного чтения в 3 классе.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Гнездилова Анна Николаевна

Тема: Добро и зло в разных литературных жанрах

УМК: «Планета Знаний»

Автор учебника: Э.Э. Кац

 Тип урока: урок закрепления- обобщения.

Педагогические технологии: проблемно- диалогический урок.

              Цели:

1 образовательная: закрепить материал, изученный на уроках литературного чтения, формировать умения анализировать произведения, развивать внимание, память, мышление, воображение

2  развивающая: развивать интерес к творчеству писателей, поэтов, художников, развивать навыки коммуникативного общения

3  воспитывающая: активизировать читательский интерес, подвести к понятию, что искусство делает человека лучше, чище, красивее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Урок литературного чтения  в 3 классе.

                                                       Тема: Добро и зло в разных литературных жанрах

УМК: «Планета Знаний»

Автор учебника: Э.Э. Кац

 Тип урока: урок закрепления- обобщения.

Педагогические технологии: проблемно- диалогический урок.

              Цели:

1 образовательная: закрепить материал, изученный на уроках литературного чтения, формировать умения анализировать произведения, развивать внимание, память, мышление, воображение

2  развивающая: развивать интерес к творчеству писателей, поэтов, художников, развивать навыки коммуникативного общения

3  воспитывающая: активизировать читательский интерес, подвести к понятию, что искусство делает человека лучше, чище, красивее.

                          .

  1. Организационный момент.
  2.  Мотивация учебной деятельности

- Здравствуйте. Повернитесь  друг к другу, улыбнитесь.

-«Доброе утро!» – 
Скажешь кому-то
И будет ему 
Очень доброе утро,
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрый, конечно,
Опустится вечер.
Как важно и нужно,
Чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра.
(О. Бундур )

III.  Целеполагание. Постановка проблемы, открытие нового.

- Добродушные, очаровательные, благожелательные, радостные, остроумные, терпеливые, активные.

Это все о вас.

- Что общего у этих слов?

(Ответы детей)

- На Земле миллиарды людей, которым  хватает солнца, воды, еды,  но не хватает  таких простых слов. Поэтому они ощущают недостаток душевного тепла доброты, сострадания, любви.

 В словах, которые я перечислила, зашифрована  не полная тема урока. Прочитайте.

         ДОБРОТА

Тема урока- Добро и зло в разных литературных жанрах.

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в конце урока?

  1. Что такое добро и доброта?

     2  .Много ли литературных произведений посвящены нашей теме?

3. Что чаще побеждает добро или зло?

4. Как нужно жить, чтобы мир стал добрее?

Напишите на листочках что такое по- вашему доброта и добро.

- А пара учеников прочтёт в словаре толкование этих слов.

             «Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро»

             «Добро- это всё положительное, хорошее, полезное» Ожегов

            « Доброта- морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро.»

-  Образуйте однокоренные слова с корнем – добр.

На доске –

Добродушие

Добронравие

Добропорядочность

 Добросердечность

- Понятны ли вам  значения этих  слов?

- Встречали  ли вы людей, наделённых такими качествами?

- Нравится ли вам находиться в их обшестве?

- А как мы понимаем о хорошем отношении людей к нам?

( По эмоциям. словам, жестам, тону в разговоре, поступкам)

 - Подберите к словам на доске антонимы.

Бездушие

Безнравственность

 Непорядочность

 Бессердечность

- Рядом с добром всегда соседствует зло.  Человеку часто приходится плакать, иногда смеяться, но еще чаще приходится делать выбор между добром и злом.

- Что нас учит быть более внимательным, добрым, нравственным.

( Искусство – литература, живопись, танцы, музыка)

IV.Проверка домашнего задания

- Вспомните сказочных героев.

-Один вариант пусть называет положительных, а другой отрицательных.

- Что чаще всего побеждает в сказках?

(Доброта)

- Люди всегда задумывались над тем как сделать мир светлее, добрее.

 -Они сочиняли сказки, пословицы, поговорки.

- Прочитайте пословицы и поговорки, которые вы подобрали к нашему уроку

  • Про доброе дело говори смело.
  • Сделав добро, не кайся.
  • Добрые слова лучше мягкого пирога.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Доброе братство лучше богатства.
  • Свет не без добрых людей.

V. Знакомство с новыми произведениями

- Ребята, а к кому или к  чему  ещё надо проявлять любовь, доброту, сострадание?

( К окружающему миру, природе, животным)

- Перед вами слова известного  писателя: « Всё хорошее в природе- от солнца; а всё лучшее в жизни от человека» М,М,Пришвин

  - Как вы понимаете эти слова?

(Ответы детей)

- С какими произведениями Пришвина вы знакомы, Прочитайте наиболее запомнившиеся эпизоды.

- Какие литературные жанры мы вспомнили?

( Устное народное творчество- сказки, пословицы, поговорки. Рассказы)

 - Давайте вспомним, что такое басни и стихи.

      На доске-

         Басня- произведение поучительного характера, чаще всего в стихах.

Действующими лицами басни часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.

        Стихотворение- небольшое произведение в стихотворной форме.

VI.  Работа в группах.

- Сейчас я вас попрошу объединиться в группы . Одни будут работать с басней, другие со стихотворением.

 Ваша задача:

  1. Прочитать
  2. Определить тему и главную мысль.
  3. Высказать своё о мнение о поступках героев.

                                                           

Елена Благинина 

КОТЁНОК

Я нашла в садy котёнка.
Он мяyкал тонко-тонко,
Он мяyкал и дpожал.

Может быть, его побили,
Или в дом пyстить забыли,
Или сам он yбежал?

День с yтpа стоял ненастный,
Лyжи сеpые везде...
Так и быть, звеpёк несчастный,
Помогy твоей беде!

Я взяла его домой,
Hакоpмила досыта...
Скоpо стал котёнок мой
Загляденье пpосто!
Шеpсть - как баpхат,
Хвост - тpyбой...
До чего ж хоpош собой!

                                                     

                                                                     Олеся Емельянова

                                   Щенок

(басня в стихах)

Однажды шел из школы мальчуган
И, увидав, как на чужих задворках
Девчушка и щенок катались с горки,
Придумал мигом хитроумный план.
Углем по белой куртке проведя,
Малышке он сказал: «Ну, ты грязнуля!
Щенка и санки я покараулю,
Беги, пусть мама вымоет тебя!»
Отдав ему собачий поводок,
Девчонка убежала, а мальчишка
Схватил щенка визжащего подмышку
И далеко от дома уволок.
Хотел он с ним, как девочка, играть,
Лизаться, кувыркаться, веселиться,
Но тот скулил и не хотел резвиться,
Грыз поводок и пробовал удрать.
Мальчишка и ласкал его, и бил,
Но из затеи вышло мало толку –
Щенок смотрел на вора лютым волком
И не любил, всем сердцем не любил.

Так вышло, что на свете человек
Не силою, а хитростью гордится –
Он сетью рыбу достает из рек,
Стрелою настигает в небе птицу,
Уздой смиряет вольный нрав коня,
А нрав быка – оградой и веревкой,
Уверен он, что может все отнять,
Коль разумом своим раскинет ловко.
Но жизнь нас убеждает вновь и вновь:
Нельзя отнять ни дружбу, ни любовь.

VII Работа по учебнику.

- Можно ли идею добра и зла воплотить в других видах искусства? - Как и помощью чего передают свои мысли художники?

     (С помощью красок, положения тел, предметов, мимики героев, определенных символов)

- Откройте учебники на стр.108. К какому разделу учебника она относится?

(Братья наши меньшие)

- Рассмотрите картину, Прочитайте название и краткие сведения об авторе.

-Кто изображен на переднем плане7

(Мальчик и собака)

_ Можно ли сказать, что он ваш современник?

(Нет)

Как вы думаете, кто он?

 Куда направляется?

- Как одет?

-Что держит в руках?

- Рассмотрите лицо мальчика, опишите какие эмоции он испытывает?

-Посмотрите как на него смотрит собака. – как вы думаете первая это встреча или они уже давно знакомы.?

- В какой момент их увидел художник?

- Попробуйте себя в роли писателей и художников, Дома напишите историю знакомства и  дружбы мальчика и собаки.

- Кто хочет изобразите историю мальчика и собаки в красках.

VIII. Рефлексия

 - На какие вопросы, заданные в начале урока мы уже можем ответить?

(Ответы детей)

А на последний вопрос, я надеюсь, вам поможет найти ответ притча Анны Шлотгауэр «Два волка»

Однажды внук попросил деда объяснить, что такое добро и зло. 

Старик поведал ему вот какую историю:

- Представь - сказал он -  что в каждом из нас живет два волка...

Один из них – добро, любовь, справедливость, искренность, верность и все те качества, которые делают нас и наш мир лучше, счастливее.

Другой волк, напротив - воплощение зла, ненависти, лжи, зависти, предательства и всего того, что приносит боль и разрушения.

Всю нашу жизнь эти два волка постоянно борются между собой.

Впечатлившись рассказом, мальчик воскликнул:

- И какой волк побеждает?

- Побеждает тот волк, которого ты кормишь, – задумчиво ответил старик.

X.Итог урока

 Каждый выбирает сам, какого волка кормить.

- Я желаю вам сделать правильный выбор, для того, чтобы мир стал светлее и добрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...