Рабочая программа по обучению грамоте к азбуке Горецкого В.Г.
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Сухорукова Надежда Павловна

Рабочая программа по обучению грамоте к  азбуке Горецкого В.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_obuchenie_gramote.docx34.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.Г. Горецкого и др.

Целями изучения предмета «Русский язык» являются:

•  ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

•   формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

•  формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

•  развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

•  развитие коммуникативных умений;

•  развитие нравственных и эстетических чувств;

•  развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

•  развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

•  формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

•  формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

•  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение по-

знавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика программы

Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфогра-фической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трех его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебуквар-ного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развиваются фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твердых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Букварный период охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука, с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоении его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повтори-тельно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идет параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык».

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируются позитивное эмоционально-ценностное отношение к нему, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, индивидуальной проектной деятельности, обучение развитию критического мышления, здоровьесбережения, личностно ориентированного обучения, информационные технологии, проблемно-диалогического обучения и т. д.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: диагностика техники чтения в начале учебного года, текущий контроль — в форме устного, фронтального опроса, проверочных работ, «Проверим себя и оценим свои достижения», итоговый контроль — итоговый контрольный диктант, списывание, проверка техники чтения и понимания прочитанного, проект «Живая Азбука».

Содержание программы

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, данной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Трафика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под

диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

•  раздельное написание слов;

•  обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи — ш«);

•  прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

•  перенос слов по слогам без стечения согласных;

•   знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста

при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Место предмета

На обучение грамоте в 1 классе отводится 207 ч. На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению — 92 ч. На уроки обучения письму выделяются часы учебного плана по русскому языку- 115 ч.

Планируемые результаты освоения  программы по курсу «Русский язык»  в период обучения грамоте

ЛИЧНОСТНЫЕ:

•  принятие внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

•  положительное отношение к урокам русского языка;

•  уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

•  интерес к языковой и речевой деятельности;

•  представление о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

• представление об этических чувствах (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, любовь ко всему живому на Земле и т. д.);

•  первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

•  мотивация к творческой проектной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные:

•  принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока) с помощью учителя;

•  понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

•  высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;

•  проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

•   оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные:

•  целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

•   ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

•   осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

•   понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособи-

ях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

•  работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;

•  понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;

•  преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;

•   понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

•  составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

•   анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

•   осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

•  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

•  подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

•  проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Коммуникативные:

•  слушать собеседника и понимать речь других;

•  оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

•  принимать участие в диалоге;

•  задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

•  принимать участие в работе парами и группами;

•  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

•  признавать существование различных точек зрения, высказывать собственное мнение;

•   оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие предметные результаты освоения программы

•   Представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;

•   представление о значимости языка и речи в жизни людей;

•  представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии

лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объеме учебной программы);

•  практическое умение работать с языковыми единицами;

•  представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;

•  представление о правилах речевого этикета;

•  адаптация к языковой и речевой деятельности.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы Развитие речи Обучающиеся научатся:

•  оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

•  соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

•  слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

•  пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

•  составлять текст из набора предложений;

•  выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•  различать устную и письменную речь;

•  различать диалогическую речь;

•  отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

•  анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

•  определять тему и главную мысль текста;

•  соотносить заголовок и содержание текста;

•  составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);

•  составлять текст по его началу и концовке;

•  составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений над фактами и явлениями языка.

Фонетика, орфоэпия, графика Обучающиеся научатся:

•  различать звуки речи;

•  понимать различие между звуками и буквами;

•  устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

•  различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;

•  давать качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

•  различать гласный звук [и] и согласный звук [й'];

•  различать согласные звуки: мягкие и твердые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

•  различать непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные (ч'], [щ'], находить их в слове, правильно произносить;

•  устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;

•  различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

•  обозначать ударение в слове;

•  правильно называть буквы в алфавитном порядке;

•  различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

•  различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твердости-мягкости согласных звуков;

•  определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•  наблюдать над образованием звуков речи;

•  определять функцию букв е, ё, ю,я в слове;

•  обозначать на письме звук [й'];

•  располагать данные слова в алфавитном порядке;

•  устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слов типа коньки, утюг, яма, ель;

•  находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом про-говаривании (вода, стриж, день, житья др.);

•  произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определен орфоэпическим словарем в учебнике).

Лексика

Обучающиеся научатся:

•  различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний;

•  различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;

•  определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

•  классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);

•  определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарности);

•  определять значение слова или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•  осознавать слово как единство звучания и значения;

•  на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;

•  подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач;

•  на практическом уровне различать слова - названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

Морфология

Обучающиеся получат возможность научиться:

•  различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);

•  соотносить слова — названия предметов и вопросы, на которые отвечают эти слова;

•  соотносить слова — названия действий предметов и вопросы, на которые отвечают эти слова;

•  соотносить слова — названия признаков предметов и вопросы, на которые отвечают эти слова;

•  различать названия предметов, отвечающие на вопросы кто ? что ?

Синтаксис

Обучающиеся научатся:

' различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

•  выделять предложения из речи;

•  соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

•  определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;

•  соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

•  составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);

•  составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);

" писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающиеся получат возможность научиться:  

определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

•  устанавливать связь слов в предложении;

•  сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию (мелодика, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающиеся научатся:

•  применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание букв и, а, у после шипящих (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения;

•  безошибочно списывать текст с доски и учебника;

•  писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•  определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

•  писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);

•  писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);

•  применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

•  пользоваться орфографическим словарем учебника как средством самоконтроля.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

' осознания значения родного языка в жизни человека и общества;

•  удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

•  увеличения словарного запаса;

•  развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

•  использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.

Используемый учебно-методический комплекс

1.  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А., Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.

2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс. В 4 ч. М.: Просвещение, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...

Рабочая программа по обучению грамоте (письму) В. Г. Горецкого 1 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» (обучение письму) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образовани...