АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте (письмо) ,обучению грамоте (чтение) – для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 - 2018 уч. год
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Антипова Алла Викторовна

                       АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                              по обучению грамоте (письмо) – 90 часов,

                                  обучению грамоте (чтение) – 83 часа

для учащихся с задержкой  развития, обучающихся интегрировано в 1 классе

                                            на 2017 – 2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_obuchenie_gramote_1_kl._2017.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Западный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1056"

                     

                       АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                      по обучению грамоте (письмо) – 90 часов,

                          обучению грамоте (чтение) – 83 часа

для учащихся с задержкой  развития, обучающихся интегрировано в 1 классе

                                            на 2017 – 2018 учебный год

                                            Составлена  на основании:

примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. 3-е изд, -М.: Просвещение, 2011. – 317 – (Стандарты второго поколения);

Авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы. 2016 г.

Учебник Горецкого В.Г. Азбука, М.: Просвещение, 2016

                                                                

                                                                                              Составила:

                                                                учитель начальных классов

                                                                         Антипова Алла Викторовна

Пояснительная записка

Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения, которые определены  ФГОС,  с учётом  индивидуальных психофизических особенностей и возможностей обучающихся интегрированно в  общеобразовательном  классе.

    Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения для учащихся с задержкой психического развития в программе даются дифференцированно. Одни языковые  явления  изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности. Программа учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.

  Программа определяет базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся и составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные базовые умения и навыки учащихся с ЗПР.  

I.Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу обучению грамоте (письмо и чтение).

        Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

•внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

•положительного отношения к урокам русского языка;

•уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

•интереса  к  языковой  и  речевой  деятельности;

•представления о многообразии окружающего мира, некото-рых духовных традициях русского народа;

•представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

•первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

•принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

•понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

•высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

•проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

•целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

•ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначени-ях, в словарях учебника);

•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

•понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

•работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;

•понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;

•преобразовывать информацию, полученную из рисунка (та-блицы, модели), в словесную форму под руководством учи-теля;

•понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

•составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

•анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

•осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

•подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

•слушать собеседника и понимать речь других;

•оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

•принимать участие в диалоге;

•задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

•принимать участие в работе парами и группами;

•договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

•признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

•оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Учащиеся научатся

  • на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

  • называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита;

  • составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

  • правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Учащиеся научатся

  • различать звуки и буквы русского языка;

  • различать гласные – ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;

  • определять на слух ударные и безударные гласные;

  • делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;

  • определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

  • акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;

  • обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов)

– создавать звуковую схему – модель слова;

  • читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
  • обозначать звуки буквами и условными значками;
  • читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
  • перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;

  • правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

  • писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
  • выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
  • при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
  • конструировать печатные и письменные буквы из элементов шаблонов;

  • определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения;

  • членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически;

  • правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.

Требования к уровню подготовки учебной программы по предмету «Обучение грамоте и чтению» к концу заключительного периода:

Обучающиеся научатся

  • пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;

  • правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;

  • читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

  • применять приемы: а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
  • пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);
  • озаглавливать прослушанный текст;

  • осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

  • применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’];

  • связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;

  • выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, т. е. под ударением;

  • анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.

Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса

  • Умение различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для еѐ разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому.

  • Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (повторите, пожалуйста, задание; можно, я пересяду, мне не видно и т. п.).

  • Умение использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.

  • Умение точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз для ее определения.

  • Умение преодолевать стеснительность или пассивность при необходимости обратиться за помощью в решении проблем жизнеобеспечения.

  • Адекватные представления об устройстве школьной жизни. Освоение установленных норм школьного поведения (на уроке, на перемене, в школьной столовой, на прогулке).
  • Умение ориентироваться в реалиях природных явлений. Умение устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей природной и социальной действительности.

  • Развитие у ребѐнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

  • Владение навыками звукового анализа и синтеза;

  • Расширение  словарного запаса;

  • Умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;

  • Умение создавать текст;

  • Развитие тонкой моторики;

  • Владение навыками письма.

II.Содержание учебного предмета

Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфо-графической пропедевтики. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного),  букварного  (основного)  и  послебукварного  (заключительного).

        Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения

        На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

        Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений, последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; происходит знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков.

        Послебукварный (заключительный) период  повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

III.Тематическое планирование 

П/П

Тема раздела

Отведенное кол-во часов

чтение

письмо

1

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

14 ч.

9ч.

2

БУКВАРНЫЙ (ОСНОВНОЙ) ПЕРИОД

53 ч.

61 ч.

3

ПОСЛЕБУКВАРНЫИ ПЕРИОД

16 ч.

20 ч

ИТОГО

83 ч.

90ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....

Рабочая программа по предмету « Обучение грамоте ЧТЕНИЕ» 1 класс на 2016 - 2017 учебный год УМК «Школа России»

Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА обучающихся 3 класса на 2017-2018 уч.г.

Настоящая  адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ,  Конвенцией о правах реб...

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо) ФГОС НОО (базовый уровень) 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо)ФГОС НОО(базовый уровень)1 класс...

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....

Лист индивидуальных достижений. Обучение грамоте (чтение и письмо), русский язык и литературное чтение. 1 класс.

Лист индивидуальных достижений. Обучение грамоте (чтение и письмо), русский язык  и литературное чтение.  1 класс....