АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте (письмо) ,обучению грамоте (чтение) – для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 - 2018 уч. год
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обучению грамоте (письмо) – 90 часов,
обучению грамоте (чтение) – 83 часа
для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе
на 2017 – 2018 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_obuchenie_gramote_1_kl._2017.docx | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Северо-Западный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1056"
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обучению грамоте (письмо) – 90 часов,
обучению грамоте (чтение) – 83 часа
для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе
на 2017 – 2018 учебный год
Составлена на основании:
примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. 3-е изд, -М.: Просвещение, 2011. – 317 – (Стандарты второго поколения);
Авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы. 2016 г.
Учебник Горецкого В.Г. Азбука, М.: Просвещение, 2016
Составила:
учитель начальных классов
Антипова Алла Викторовна
Пояснительная записка
Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения, которые определены ФГОС, с учётом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей обучающихся интегрированно в общеобразовательном классе.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения для учащихся с задержкой психического развития в программе даются дифференцированно. Одни языковые явления изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности. Программа учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.
Программа определяет базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся и составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные базовые умения и навыки учащихся с ЗПР.
I.Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу обучению грамоте (письмо и чтение).
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
•внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
•положительного отношения к урокам русского языка;
•уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
•интереса к языковой и речевой деятельности;
•представления о многообразии окружающего мира, некото-рых духовных традициях русского народа;
•представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
•первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
•принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
•понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
•высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
•проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
•целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
•ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначени-ях, в словарях учебника);
•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
•понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
•работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
•понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
•преобразовывать информацию, полученную из рисунка (та-блицы, модели), в словесную форму под руководством учи-теля;
•понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
•составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
•анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
•осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
•слушать собеседника и понимать речь других;
•оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
•принимать участие в диалоге;
•задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
•принимать участие в работе парами и группами;
•договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
•признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
•оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Учащиеся научатся
- на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;
- называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита;
- составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
- правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода
Учащиеся научатся
- различать звуки и буквы русского языка;
- различать гласные – ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;
- определять на слух ударные и безударные гласные;
- делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;
- определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
- акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;
- обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов)
– создавать звуковую схему – модель слова;
- читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
- обозначать звуки буквами и условными значками;
- читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
- перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;
- правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
- писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
- выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
- при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
- конструировать печатные и письменные буквы из элементов шаблонов;
- определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения;
- членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически;
- правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.
Требования к уровню подготовки учебной программы по предмету «Обучение грамоте и чтению» к концу заключительного периода:
Обучающиеся научатся
- пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;
- правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;
- читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
- применять приемы: а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);
- озаглавливать прослушанный текст;
- осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
- применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’];
- связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;
- выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, т. е. под ударением;
- анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.
Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса
- Умение различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для еѐ разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому.
- Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (повторите, пожалуйста, задание; можно, я пересяду, мне не видно и т. п.).
- Умение использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.
- Умение точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз для ее определения.
- Умение преодолевать стеснительность или пассивность при необходимости обратиться за помощью в решении проблем жизнеобеспечения.
- Адекватные представления об устройстве школьной жизни. Освоение установленных норм школьного поведения (на уроке, на перемене, в школьной столовой, на прогулке).
- Умение ориентироваться в реалиях природных явлений. Умение устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей природной и социальной действительности.
- Развитие у ребѐнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
- Владение навыками звукового анализа и синтеза;
- Расширение словарного запаса;
- Умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;
- Умение создавать текст;
- Развитие тонкой моторики;
- Владение навыками письма.
II.Содержание учебного предмета
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфо-графической пропедевтики. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения
На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений, последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; происходит знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков.
Послебукварный (заключительный) период — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
III.Тематическое планирование
П/П | Тема раздела | Отведенное кол-во часов | ||
чтение | письмо | |||
1 | ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | 14 ч. | 9ч. | |
2 | БУКВАРНЫЙ (ОСНОВНОЙ) ПЕРИОД | 53 ч. | 61 ч. | |
3 | ПОСЛЕБУКВАРНЫИ ПЕРИОД | 16 ч. | 20 ч | |
ИТОГО | 83 ч. | 90ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....
Рабочая программа по предмету « Обучение грамоте ЧТЕНИЕ» 1 класс на 2016 - 2017 учебный год УМК «Школа России»
Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА обучающихся 3 класса на 2017-2018 уч.г.
Настоящая адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ, Конвенцией о правах реб...
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо) ФГОС НОО (базовый уровень) 1 класс
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо)ФГОС НОО(базовый уровень)1 класс...
Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.
Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....
Лист индивидуальных достижений. Обучение грамоте (чтение и письмо), русский язык и литературное чтение. 1 класс.
Лист индивидуальных достижений. Обучение грамоте (чтение и письмо), русский язык и литературное чтение. 1 класс....