Конспект урока на тему «Звук [ш]. Буквы Ш, ш»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ "СОШ № 2 УИП им. В.П.Тихонова"
Конспект урока на тему «Звук [ш]. Буквы Ш, ш»
Школа №: 2
Класс: 1 «В»
Учитель: Куценко Юлия Станиславовна
Число: ____________
Саратов 2015г.
Цель и задачи:
- создать условия для знакомства со звуком и буквой «Ш»;
- способствовать воспитанию аккуратности, интереса к урокам обучения грамоте, уважительного отношения друг к другу.
- регулятивные:
- организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
- определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
- рефлексировать свою деятельность на уроке.
- познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в окружающем мире и учебнике.
- коммуникативные:
- участвовать в диалоге на уроке;
- работать в паре;
- слушать и понимать речь других.
Оборудование:
ПК, проектор, экран, рабочая тетрадь.
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Станиславовна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.
- А начнем мы наш урок с того, что поверим, насколько хорошо вы знакомы с миром русского языка.
- Я буду задавать вам вопросы. Вы внимательно слушаете, и, если знаете ответ, то поднимаете руки, как ученики и тихонько сидите. Выкрикивать и перебивать нельзя.
- На что делится слово? (на слоги)
- А слоги? (на звуки)
- А какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- С помощью чего обозначается звук на письме? ( с помощью букв/буквы )
- Хорошо. Мы сегодня будем изучать новый звук, а какой вы сейчас узнаете.
- Вспомните, какой звук издает змея?
- Как шумит чайник при кипении?
- Как шуршат осенние листья под ногами?
- Кто догадался, что мы будем делать сегодня на уроке? (знакомиться со звуком «ш»)
- Да, мы сегодня изучаем звук «ш», который обозначается буквой Ш («ша»).
- Открываем учебники на странице 67 (шесть и семь).
- Эту букву у нас представляет героиня мультфильма. Догадались, кто это? (Шапокляк)
- Как вы думаете, почему эта героиня так названа?
- Слово «шапокляк» не имеет русского происхождения, оно иностранное, а именно – пришло к нам из Франции. Так называют необычную шляпу, которую используют для своих выступлений клоуны. В шляпе есть секрет – маленькие пружинки. Хлопнешь по шляпе – она сожмется в блин. На голове у старушки такая же шляпка.
- Правильно. Посмотрите на картинки вверху страницы. Что на них изображено, кроме Шапокляк? (шахматы, шлем)
- Правильно. Посмотрите в верхнем левом углу, как пишется печатная буква «Ш». Как пишется прописная заглавная и малая буквы «ш».
- На что похожа буква «ш»? ( дети предлагают свои варианты)
- На что похожа буква Ш?
Три столбца красиво в ряд,
Как солдатики стоят.
На что похожа буква Ш?
На зубья мощного ковша.
Ах, табуретка хороша!
Перевернул – буква ш.
- А какая буква, печатная или прописная, изображена в правом верхнем углу страницы? (печатная большая)
- Чуть ниже у нас столбики слов. Давайте по одному, по порядку, начиная с первого ряда, первой парты, прочитаем эти слова. (дети читают)
- Скажите, ребята, а можно ли назвать первый столбик столбиком слов? Почему? ( нельзя, потому в первом столбике – произношение букв)
- Ребята, вот вы сейчас прочитали столбики слов. В этих словах у нас есть звук «ш». Как вы думаете, согласный он или гласный? (согласный)
- Почему? (при произнесении звука, мы встречаем преграду, он не тянется)
- Правильно. Посмотрите, на ленте он изображен в синей клеточке. Значит, мы не ошиблись.
- Раз это согласный звук, то, что мы еще можем про него сказать? (звонкий или глухой, твердый или мягкий)
- Звук «ш» звонкий или глухой? Давайте послушаем. (произносим звук, выясняем, что он глухой)
- Твердый или мягкий? (твердый)
- А, может быть, в других словах это звук произносится мягко? Давайте послушаем стихотворение, а самые внимательные запомнят слова со звуком «ш» и послушают, как он произносится твердо или мягко?
- Шуба, шапка, шляпа, шар,
Шли однажды на базар.
Шли пешком, неспешно шли,
И шалаш в лесу нашли .
Посмотрели на шалаш:
Был ничей, а будет наш.
- Какие выводы вы сделали?
- Вывод: звук «ш» - всегда твердый. А еще звук «ш» - парный, у него есть пара – звук «ж».
- Произнесите «ш» протяжно. Похоже на звук, который возникает, когда шипит масло, утюг, вода в кране? Каким этот звук моно назвать? (шипящим)
- Вернемся к столбикам слов. Давайте найдем слова, который отвечают на вопрос «что делает?». ( шумит, шутит, шалит)
- А теперь найдем слов, которые отвечают на вопрос «что делают?» (пишут, пашут, слышат, шуршат)
- Давайте с вами хорошо подумаем и ответим, какой по счету стоит буква «ш» в словах в последнем столбике.
- Молодцы! Посмотрите, я записала на доске слово ( это слово «шалаш» ). Это очень интересное слово, сегодня на уроке оно уже звучало. Может, кто-то догадался, в чем его особенность? (оно читается одинаково: и слева направо, и справа налево)
- А кто из вас знает, что такое шалаш? (это легкая, простейшая постройка из палок, ветвей, покрытая травой)
- Бежала как-то мышка – норушка мимо шалаша, остановилась и спрашивает: «Кто в шалаше живет?». А шалаш и отвечает: «Я ничей. Расскажешь скороговорку – пущу тебя». И мышка согласилась. Ребята, а для чего нужны скороговорки? (чтобы тренировать наш речевой аппарат)
- Давайте мы с вами тоже выучим скороговорки. Сначала прочитаем их. (опрос детей)
- Давайте теперь попробуем быстро их прочитать.
- Прочитайте стихотворение. (читаем два раза, третий раз читаю сама)
- Ребята, а кто знает, что такое кашка? Кашка – это душистый цветок, похоий на клевер. Его нектар очень любят шмели, пчелы и шершни.
- Шершень, в свою очередь, - это очень опасное насекомое. Длина его тела, как ваш указательный палец. Он может ужалить человека.
- Назовите схожие по звучанию слова в конце строк. ( «Ша» - шурша; кашке – букашки; «Ша» - шалаша)
- Созвучие концов стихотворных форм называется рифмой. Обратите внимание! Если вы назовете неправильно букву «Ша», то рифма исчезнет.
- Прочитайте вопросительные предложения.
- Это стихотворение про то, что происходит у нас в лесу. А вы бывали в лесу?
- На земле Саратовского района есть леса и лесопосадки. Большие участки леса находятся между поселками Красный Октябрь и Соколовый, южнее – между железной дорогой и Волгой.
- Украшение лесов Саратовского района – его копытные обитатели: лось, олень, пятнистый и благородный, косуля, кабан. Из крупных хищников встречаются волк и лисица.
- Одно время лосей и оленей совсем не осталось под Саратовом. И тогда государство приняло меры по охране природы Саратовского района. Был издан указ – брать большой штраф с охотников, которые истребляют исчезающих животных. Завезенные из других регионов России, лось, олень, а так же сибирская косуля, обеспеченные в зимнее время качественной подкормкой, постепенно стали постоянными жителями наших лесов.
- А тем временем, пока мы с вами читали стихотворение, старушка Шапокляк шла в гости и случайно выронила свою сумочку. Из нее выпали слова. Налетел сильный ветер, и некоторые буквы из слов пропали! Давайте ей поможем.
- Посмотрите на буквы под нашим стихотворением. Скажите мне, какие буквы пропали: согласные или гласные? (гласные)
- Какие буквы остались? (согласные)
- Какое будет первое слово? (шалаш)
- Следующее слово. (шиповник)
- Ребята, а кто из вас знает, что такое шиповник? Видел его.
- Шиповник – это колючий кустарник. Кто хоть раз видел этот дикий куст, приближался к нему или пытался сорвать веточку, понимает, откуда взялось название этого растения. Это растение имеет острые шипы, недаром шиповник является одним из видов розы. Розовый куст очень красив во время цветения и образования плодов – небольших красных ягод. Они сочные, вкусные, сладкие и очень полезные. А цветы источают приятный аромат. Все эти признаки сделали растение привлекательным для животных и птиц. Природа позаботилась о защите: наградила ветки колючими шипами.
Далее задание № 4 выполняется по аналогии.
- Посмотрите, внизу странички у нас есть пословица. Давайте ее прочитаем.
- Ребята, как вы понимаете смысл пословицы? (достаточно сказать человеку одно доброе слово, чтобы поднять ему настроение, дать заряд позитива на весь день)
- Открываем тетради на печатной основе на странице 32 (три и два), смотрим на упражнение 4. Давайте прочитаем задание.
- Кто изображен на картинках? Где мы поставим галочку? (у мыши)
- Упражнение 5. Читаем задание.
- Какие слова у нас получатся? (шарф – фарш; шутка – штука)
- Молодцы! Давайте вспомним, что было интересного сегодня на уроке. Чем мы с вами занимались?
- С каким звуком познакомились на уроке?
- Дайте характеристику этому звуку. (согл, тв, глух)
- Назовите пару по звонкости – глухости. (ж-ш)
- Все ли вам сегодня удалось?
- Какие были трудности?
- Ребята, вы сегодня отлично поработали! Спасибо вам за урок! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме: "Звук и буква А,а, У,у" по авторской разработке
Цели: Познакомить учащихся с новыми буквами и звуками. Научить выделять их из устной и письменной речи. Продолжать обучение грамматически и интонационно правильно оформлять свою ре...
Конспект урока по теме "Звук и буква П"
В данном материале размещены конспект к уроку "Обучения грамоте" в 1 классе УМК "Планета знаний" по теме" "Звук и буква П"...
Конспект урока по теме : Звук [э]. Буквы Э э.
Разработка урока по теме : Звук [э]. Буквы Э э. Научить распознавать звук [э] и соответствующую букву; давать характеристику звука [э]; правильно писать строчную букву э; делить слова на слоги; ...
Конспект урока по теме "Звуки и буквы"
Конспект урока по теме "Звуки и буквы" 2 класс...
Конспект урока на тему"Звук и буква д" (УМК"Школа России"1 класс)
Цели деятельности учителя: Закреплять правильное произношение звука [д] [д`], познакомить детей с правописанием строчной буквы «Д д», работать над развитием умения учащихся связно и последовательно ст...
Конспект урока по теме "Звуки и буквы".
Конспект урока по теме "Звуки и буквы"...
Конспект урока по теме "Звуки и буквы".
Конспект урока по теме "Звуки и буквы"...