Конспект урока по теме "Звуки и буквы".
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по теме "Звуки и буквы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_i_bukvy_15.05.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ЗВУКИ И БУКВЫ.

Тема

Звуки и буквы. Как различить звуки и буквы?

Педагогические цели

Создать условия для повторения и уточнения представлений учащихся о звуках и буквах, ознакомления
с правописанием словарного слова
ноябрь; способствовать формированию умения различать звуки
и буквы, обозначать звуки буквами на письме, использовать условные звуковые обозначения слов

Тип урока

Закрепление

Планируемые
результаты
(предметные)

Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике,
лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка,
их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные
результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности
и осознают личностный смысл учения

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рисунков, схем; знакомятся с базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – осуществляют сравнение, анализ.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества при работе в группах

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Звуки и буквы. Различение звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот. Слово с непроверяемым написанием ноябрь  

Образовательные
ресурсы

 Схемы «Звуки и буквы», эор (таблицы), интерактивные тренажеры

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

1-1,5 мин

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Внимание! Проверь, дружок,

   Готов ли ты начать урок?

   Все ли на месте,

   Все ли в порядке:

   Книжки, ручки и тетрадки?

   Есть у нас девиз такой:

   Все, что надо, – под рукой!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистопи-
сание.

Работа в тетради

3 мин

Индивидуальная.

Практический. Письмо

 - Какая буква в верхней строке лишняя? Почему? Почему ь и ы записаны с маленькой буквы? Что обозначают гласные в каждой строке?

 – Выполните в тетради письмо букв

 Я Ё Ю И Е ь

А О У ы Э

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Словарно-орфографичес-

кая работа. Ноябрь

6 мин

Практический. Письмо

   1) Интерактивная игра «Впечатай букву»

- Чем интересны эти слова? Как они называются? Почему?

- Запишем эти слова в свои тетради с комментированием.

2) – Определите слово по его лексическому значению: последний месяц осени, одиннадцатый  месяц года.

— Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную О.

- Запомните  написание.

 - Это слово образовано от латинского слова  novem, что значит девять. В Древнем Риме год начинался с 1 марта, поэтому ноябрь и получил название «девятый».

А какой по счету теперь ноябрь?

Запоминают право-
писание

Закрепляют написание изученных слов, усваивают написание непроверяемого слова

Письмо
словарных слов и нового слова

IV. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи

(учебник,
с. 77–78)

2-3 мин

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

- Отгадайте загадки:

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно.   (звук).

                                (Звук.)

Чёрные, кривые,

От рождения немые.

Станут в ряд –

Все заговорят.       (буквы).

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?                                 (Буквы.)

– Цель нашего урока состоит
в том, чтобы найти ответ
на вопрос «Как различить звуки и буквы?»

– «Звуки и буквы»

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа по вопросам

V.Самоопределе-ние к деятельности

1,5-2 мин

5-7 мин

Парная. Словесный, наглядный. Чтение

 1) Разминка:

 - Из чего состоит наша речь?

- Что такое предложение?

- Из чего состоят предложения?

 - Из чего состоят слова?

 - Из чего состоят слоги?

 - Как определить сколько в слове слогов?

- На какие две группы мы делим все звуки?

 - Что вы знаете о гласных звуках?

- Что вы знаете о согласных звуках?

- А что такое буква?

- Как различить звуки и буквы?

2) Работа в парах:

- А сейчас проведем небольшое исследование. Для этого поработаем в парах. У вас на столах карточки. Исследуйте все характерные признаки гласных и согласных звуков и на этой основе составьте паспорт звуков.

- Покажите готовность. Договоритесь, кто из пары будет отвечать.

-Есть ли другие варианты, покажите зеленую сигнальную карту, если согласны, красную – если не согласны.

(назвать звуки: гласные, парные согласные, всегда звонкие, всегда глухие и т.д.)

- Почему гласные звуки записаны в квадратных скобках?

- Как мы по-другому называем запись? Знакомство с тайной языка – с транскрипцией.

- Из предложений

- Это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. 

- Из слов

- Из слогов

- Из звуков

- Ск. гласных, ст. и слогов

- Гласные и согласные

Исследуют характерные признаки гласных и согласных звуков и на этой основе составляют паспорт звуков.

Это условное звуковое обозначение слов.

Транскрипция.

Осмысленно строят ответы на вопросы.

Грамотно составляют таблицу. Контролируют действия партнера.

Беседа по вопросам

VI.Физкультминутка

1-1,5 мин

Коллективная. Практический.

В понедельник я купался

(изобразить плавание)

А во вторник рисовал

(изобразить рисование)

В среду долго умывался

(изобразить умывание)

А в четверг в футбол играл

(бег на месте)

В пятницу я бегал, прыгал,

(прыжки на месте)

Очень долго танцевал

А в субботу, в воскресенье

(хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(сесть на корточки, руки под щеку)

Выполняют движения под руководством
учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

VII. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Письменная запись слов и звуковая запись слов.

2 мин

Фронтальная. Словесный,
практический, работа в парах. Чтение, беседа, письмо

 - Открыть учебник на стр. 79 и прочитать совет Мудрой Совы «Обратите внимание!».

- Читая строки, вы озвучили письменную речь. Из чего состоят слова письменной речи? А слова устной речи?

Читают совет, отвечают на вопросы учителя. Ответы: «Слова письменной речи состоят из букв, а устной - из звуков.

Различают письменную и устную речь. Выполняют интерактивное задание

Чтение,
беседа по вопросам

2. Звуки и буквы

5-7 мин

Работа в парах – исследование. Фронтальная. Словесный,
наглядный.

Чтение, беседа

Организует работу в парах, с рисунками.

- А теперь поработаем в парах. Исследуем звуковое и буквенное написание слов.  Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

- Произнесите по порядку все звуки в слове. Выполните звуковую и буквенную записи этих слов. Сравните эти записи. Сделайте выводы.

Всегда ли совпадают записи звуковая и буквенная?

Делают вывод, что не всегда совпадают написания звуковые и буквенные.

- Покажите сигнальные карты

Если написания не совпадают, нужно проверять или запоминать написание слов.

Рассматривают рисунки, называют предметы, исследуют звуковую и буквенную записи слова

Произносят все звуки слова Записывают транскрипцию этого слова

Сравнивают написание и произношение слова и делают вывод

Доказывают свой ответ проверочным словом

Делают вывод, что не всегда совпадают написания звуковые и буквенные.

Если написания не совпадают, нужно проверять или запоминать написание слов.

Различают звуки и буквы. Распознают звуки

в названиях предметов

Беседа по
рисункам
и вопросам

3. Условные
звуковые обозначения слов
(упр. 117)

4 мин

Фронтальная. Словесный,
наглядный.

Чтение, беседа

Организует работу с упраж-
нением

Учитель обращает внимание детей на запись звуков в квадратных скобках.

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Сопоставляют звуковые и буквенные обозначения слова. Анализируют модели слов

Беседа по вопросам

4. Роль звуков

и букв в лекси-
ческом значении слов

4-5 мин

Фронтальная. Словесный,
наглядный,
практический.

Беседа, письмо

Интерактивная игра «Помоги лосям»

Произносят звуки.

Объясняют значение слов. Записывают слова. Читают текст
о роли звуков и букв, делают вывод.

Осознают смыслоразличительную роль
звуков и букв в слове. Распознают условные обозначения звуков
речи

Беседа по вопросам

V. Закрепление знаний и способов действий.

Индивидуальная,

фронтальная. Словесный,

– Прочитайте задание в упраж-
нении и выполните его.

Читают, отвечают

на вопросы, выполняют задание

Объясняют лексическое значение слов. Сравнивают слова.

Беседа по вопросам, письмо

Работа в рабочей тетради (№70)

1-2 мин (если останется время)

практический. Чтение, беседа, письмо

Контролирует работу
учащихся

Распознают главные члены предложения

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

2 мин

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- С какой новой темой мы познакомились на уроке? Продолжите предложения….

- Кто хорошо понял эту тему?

(Поднимите сигнальные карточки)

- Кому нужна помощь?

(Сигнальные карточки)

- Оцените свою работу на уроке.

(обозначение знаками на полях).

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VII. Домашнее
задание.

Работа в рабочей тетради (№ 71, 72) 1 мин

Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное

задание в соответствии с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Большая буква В. Знакомство с наиболее частотными суффиксами" учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. "Букварь" стр. 100

Урок обучения грамоте был проведён в основной букварный период. По типу урока больше подходит к комбинированному уроку. Главный этап урока - это рассматривание заглавной буквы В и наблюдение за употре...

Конспект урока по теме: "Большая буква В. Знакомство с наиболее частотными суффиксами" учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. "Букварь" стр. 100

Урок обучения грамоте был проведён в основной букварный период. По типу урока больше подходит к комбинированному уроку. Главный этап урока - это рассматривание заглавной буквы В и наблюдение за употре...

Конспект урока по обучению грамоте "Буква В, звуки [в], [в`].

Урок составлен по УМК "Школы России" к азбуке Горецкого....

Конспект урока по обучению грамоте "Буквы Б, б"

Конспект урока по обучению грамоте...

Конспект урока по обучению грамоте "Буква Ш".

Урок отражает системно-деятельностный подход....

кОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ БУКВЫ Б

НА ДАННОМ УРОКЕ ФОРМИРУЕТСЯ НАВЫК СЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ С ПЕРЕХОДОМ НА ЧТЕНИЕ ЦЕЛЫМИ СЛОВАМИ, ВЕДЕТСЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКО- СЛОГОВОГО АНАЛИЗА, УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ, СРАВНИВА...

Конспект урока “Конспект урока “Звуки [з] [з’], буквы З, з”(1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Цель: Повторить звуки [т] [т’],  и буквы Т,т, которая его обозначает.Планируемые результаты:Личностные: определять необходимость и интерес к предстоящей работе, проводить самооценку на осно...