конспект урока по теме: "Звук и буква А,а, У,у" по авторской разработке
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

 

Цели:

  1. Познакомить учащихся с новыми буквами и звуками.
  2. Научить выделять их из устной и письменной речи.
  3. Продолжать обучение грамматически и интонационно правильно оформлять  свою речь.
  4. Научить изображать графически эти буквы.
  5. Развивать фонематический слух, память и речь учащихся.
  6. Продолжать развивать моторику мелкой мускулатуры ведущей руки.
  7. Способствовать расширению зрительно – пространственной ориентации и  актуального развития учащихся.
  8. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость,  любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Цели: 770 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Батайска

МОУ лицей № 10

Урок обучения грамоте

(интегрированный)

Чтение и письмо

Тема: «Буква А, а. Звук  [ а ].    Буква  У, у. Звук  [ у ]».

Автор:     учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Кулешова Светлана Пантелеевна

2009 год


Тема: «Буква А, а. Звук  [ а ].    Буква  У, у. Звук  [ у ]».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с новыми буквами и звуками.
  2. Научить выделять их из устной и письменной речи.
  3. Продолжать обучение грамматически и интонационно правильно оформлять  свою речь.
  4. Научить изображать графически эти буквы.
  5. Развивать фонематический слух, память и речь учащихся.
  6. Продолжать развивать моторику мелкой мускулатуры ведущей руки.
  7. Способствовать расширению зрительно – пространственной ориентации и  актуального развития учащихся.
  8. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость,  любознательность.

Методические рекомендации по ведению урока, используя наглядное пособие для учащихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данные уроки предусмотрены для учащихся 1 класса общеобразовательной школы в период обучения грамоте.

Система обучения: традиционная.

Программа обучения: индивидуальная.

Уроки чтения и письма проводятся интегрировано.

Пособие для учащихся содержит материал  для работы детей совместно с учителем или родителями.

Условные обозначения:

        

 

                


Тема: «Буква А, а. Звук  [ а ]. Буква  У, у. Звук  [ у ]».    Урок  № 41 - 42

[ а ]

А а



У у      [ у ]

Что надо говорить, когда доктор осматривает тебе горло?

                                        А - А - А ...

                                                Как воет волк?

                                                У - У - У ...    

Много слов на букву А:

Ананас, Арбуз, Автобус

 И простое слово - Ах,

Абажур и Аэробус.

Мы шагаем по Аллее,

Мы рисуем - Акварель.

Если ветки зеленеют,

Значит на дворе - Апрель.

 Если мучает Ангина,

Пьем таблетку Аспирина.

Алый бант вплетаем в косы,

Ароматны Абрикосы!


Утка, Ужин, Угощенье,

Украшенье, Уваженье,

Ураган, Утес, Угроза,

На стекле Узор морозный.

Что такое Укротитель?

В цирке у зверей - Учитель.

И Удав и Уж без лени

Выступают на арене.

Кот Усатый в Уголок

Мышку тихо Уволок.

Не водитесь, мыши, там,

Где Угодно жить котам.

Азбука -  наука,   а   ребятам   бука.                         

Умел    грешить,   умей   и   каяться.

Ра – Ра – Ра   -  начинается ...

Ру – Ру - Ру  -   продолжаем мы ...

Купила  бабуся  бусы  Марусе.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем мы, слова считать.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина,

Трубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка, не ленись,

Да смотри, не ошибись!

             

        

                

        

        

       

             

Усы и уши.

Оказывается, слышать можно не только ушами, но и усами, как моль, животом, как саранча и даже телом, как рыбы и раки.

У всех животных прекрасный слух, но вот у морской медузы он особенный. За 15 часов она слышит приближение бури!

Летучая мышь «видит» ушами в полной темноте.

Что же касается усов, то только у дяденек они для красоты. Животные  же усами ощущают предметы. Чтобы поесть, процеживают между усов воду, как киты, у которых усы во рту.

И даже пугают своих врагов, грозно шевеля усами, как Таракан – Тараканище в сказке пугал зверей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбери слова к схемам и соедини линиями с картинками.

у

а

 

а

 

а

у

а


Примерный план проведения урока.

(образец печатного пособия для детей прилагается)

  1. Организационный  момент.

Учитель читает стихотворение:

Профессий на свете

Имеется много.

Кто хочет работать?

Открыта дорога.

Желает Алёша

Прославить страну,

Поможет сильнее

Стать тренер ему.

А  если в машине

Мотор барахлит –

Механик починит всё,

Как Айболит.

Четыре рубашки

Пошила швея,

У каждого в жизни

Работа своя.

Кто строит, кто учит,

Кто в небе летает,

А кто-то компьютеры

Изобретает.

Врач лечит больных,

Пахарь трудится в поле,

А дети старательно

Учатся в школе.

  1. Работа над новой темой урока.
  • Выделение звуков:

Что надо говорить, когда доктор осматривает тебе горло?

Как воет волк?

  • Сравнение выделенных звуков:

Как меняется положение губ при произнесении звуков – а -  у - ?

Что общего при произнесении этих звуков?

  • Вывод:

Звуки, при произнесении которых язык не имеет преград во рту, называют гласными. На схеме обозначают красным цветом.

  • Работа с учебным пособием:

Рассмотрите картинку слева. Кто нарисован? Произнесите слово – АИСТ. Какой звук вы слышите в начале слова? Дайте характеристику этому звуку. Обозначьте красным цветом на схеме этот гласный звук. Назовите слова, которые начинаются с это звука.

Аналогично проводится работа с картинкой справа.

Послушайте стихотворение и определите на слух слова, в которых есть знакомый звук. Какой звук вы узнали? Назовите слова, которые вы запомнили.

Аналогично проводится работа над вторым стихотворением.

  • Графическое изображение звуков буквами:

Показ печатных и письменных букв - А, а, У, у.

Сравнительный анализ графического изображения:

Что общего? Чем отличается? Из каких элементов состоят эти буквы?

  1. Общая физминутка.

Руки подняли и показали: это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем: крылья сложим назад.

  1.  Работа в тетради для печатания по образцу:
  • Графическое изображение буквы – А –
  • Графическое изображение буквы  - У –

Как зовут, когда  заблудятся в лесу?

Как плачут малыши?

Складывая буквы вместе, мы произносим слова.

  • Графическое изображение слов по  образцу – АУ, УА –
  1.  Пальчиковая гимнастика.

Потешка «Апельсин» (из плотно сжатого кулачка по очереди ребята разгибают пальчики ведущей руки)

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура!

  1.  Подбери слова к схемам и соедини линиями с картинками (пособие).

у

а

 (шубка)

а

(чай) 

а

 (шарик)

у

а

(улитка)

  1. Работа в прописи построчно:
  • учитель самостоятельно выбирает задание для учащихся.
  • образец заранее прописывается учителем в прописи для детей.
  • работа начинается стоя, под руководством учителя «письмо в воздухе»: «от плеча, от локтя, кистью, пальчиками» с ручкой в руках.
  • самостоятельная работа по образцу в индивидуальной прописи.
  1. Общая физминутка (по выбору).

  1. Работа над развитием речи, памяти, мышления.

Азбука  - наука,   а   ребятам   бука.                         

Умел    грешить,   умей   и   каяться.

Ра – Ра – Ра   -  начинается ...

Ру – Ру - Ру  -   продолжаем мы ...

Купила  бабуся  бусы  Марусе.

  • Работать над этими упражнениями можно хоровым методом, фронтально, в мини группах и индивидуально. Метод выбирает учитель самостоятельно, учитывая особенности класса.
  • Следующее упражнение учащиеся выполняют с помощью учителя на слух. Используя подсказку в виде картинок на странице пособия, перечислить по памяти названные в стихотворении предметы:

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем мы, слова считать.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина,

Трубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка, не ленись,

Да смотри не ошибись!

  • Отработать межпредметную связь с математикой. Повторить счёт в пределах «первого пятка», нумерацию чисел от 1 до 5.
  1. Закрепление изученного материала.
  • Продолжая работать над предыдущим материалом, задать вопрос или задание учащимся: В каких словах встретился знакомый звук? Какой звук вы услышали? Какой это звук? Как он произносится? Какой буквой обозначается на письме? Каким цветом обозначается на схеме слов? (предполагается работа с ПК и интерактивной доской.)
  • Какие ещё звук и букву мы сегодня изучили?

Аналогичные вопросы и задания.

  1. Дополнительный энциклопедический материал для расширения общего кругозора детей, способствовать расширению зрительно – пространственной ориентации и  актуального развития учащихся.

Усы и уши.

Оказывается, слышать можно не только ушами, но и усами, как моль, животом, как саранча и даже телом, как рыбы и раки.

У всех животных прекрасный слух, но вот у морской медузы он особенный. За 15 часов она слышит приближение бури!

Летучая мышь «видит» ушами в полной темноте.

Что же касается усов, то только у дяденек они для красоты. Животные  же усами ощущают предметы. Чтобы поесть, процеживают между усов воду, как киты, у которых усы во рту.

И даже пугают своих врагов, грозно шевеля усами, как Таракан – Тараканище в сказке пугал зверей.

  1. Подведение итога урока.
  • Домашнее задание учителем не задаётся, но детям предлагается на выбор индивидуальное творческое задание, аналогично заданиям печатного пособия. (Найди лишний предмет на стр. № _.  Найди и добавь картинки…)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: Звуки [п], [п\'], буквы П,п

Обучение грамоте. Конспект урока по теме: Звуки [п], [п\'], буквы П,п...

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «Звуки [с], [с’], буквы С, с»

Урок  по обучению  грамоте в системе Занкова предназначен  для изучения букв С, с  и знакомит учащихся с твёрдым и мягким звучанием звука с....

Конспект урока по теме: "Звуки [д], [д\'], буква Д, д"

Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д],  [д`], учить давать характеристики звукам, способствовать развитию логического мышления, фонематического слуха, внимания, па...

Конспект урока по теме: Звук [й\'] и буква Й

Конспект урока по теме: Звук [й'] и буква ЙКласс: 2Тип урока: открытие нового знания...

Конспект урока по теме: Звук [э] и буква э

Конспект урока по теме: Звук [э] и буква эКласс: 2 Тип урока: открытие нового знания...

Литературное чтение 1 класс КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Звуки [д], [д’], буквы Д д»

Литературное чтение  (обучение грамоте) 1 класс   КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Звуки [д], [д’], буквы Д д»...

Конспект урока по теме «Звуки [ д ],[ д* ] , буквы Д, д».

Конспект урока по теме: «Звуки [ д ],[ д, ] , буквы Д, д»....