1.Целеполагание и мотивация ( минута)
2. Актуализация полученных знаний. ( минут)
3.Сообщение темы и целей урока. ( минуты)
4.Первичное восприятие. ( мин)
5.Анализ произведения. ( мин)
6.Самостоятельная работа. ( мин)
7.Физкультминутка. ( мин.)
8.Первичное восприятие. ( мин.)
Словарная работа ( минута)
9.Анализ произведения ( мин.)
10.Сравнение басен. ( мин.)
11.Подведение итогов. Рефлексия. ( мин.)
12.Домашнее задание. ( мин.)
| Прозвенел … Мы … Будем… И… Работаем … Слушаем …
- Послушаем выразительное чтение произведения, с которым вы работали дома. -Какой жанр произведения? - Что такое басня?
-Выражена ли в этой басне мораль? -Назовите мораль басни.
- Кто автор этой басни? - Посмотрите на экран. Найдите среди писателей портрет И.А.Крылова. -Что вы знаете об этом писателе? -А кто изображён рядом? -Что вы можете о нём рассказать? -Назовите известные вам басни Эзопа, Крылова.
-Крылов и Эзоп написали много басен. -Угадайте, кто герои басен, которые мы будем читать сегодня? 1)Носит серенький жилет, Но у крыльев – чёрный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат: - Карр, карр, карр. 2)Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живёт. В деревне кур крадёт. -К какому жанру относятся эти произведения?
-Кто же герои басни? - Предположите, что с ними может произойти в басне? -Вам предстоит сегодня познакомиться с басней Эзопа «Ворон и лисица» и басней И.А.Крылова «Ворона и лисица» и узнать о повадках героев данных произведений получше. (На доске: Эзоп«Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» -Назовите тему и цели урока.
-Составим алгоритм действий при сравнении. -По каким критериям вы будете сравнивать басни? На слайде запись: Эзоп | Крылов | Жанр | Форма написания | Герои | Сюжет | Композиция | Язык |
-Прочитайте басню Эзопа. -Понравилась басня? -На произведение какого жанра похожа эта басня? -Чем отличается?
-Что такое мораль? -В какой форме написана басня? -Встретились ли в басне слова, значения которых непонятно? -Что вы можете сказать о языке басни?
-Назовите героев басни. -Каким в басне показан ворон? -Лисица? -Назовите сюжет басни.
-Найдите в тексте слова Лисы, в которых она льстит Ворону. -Назовите композиционные части басни.
-Где в басне спрятана мораль? -Чему учит нас эта басня?
-Какой человеческий недостаток высмеивается?
-Заполните 1-ую колонку таблицы. -Проверим, что у вас получилось. -Какие критерии вызвали затруднения?
-Пофантазируем: представьте ситуацию, что вы юные артисты, которым предлагается не совсем обычное задание - изобразить себя в виде животных: лисицы и ворона. Сделать это надо с помощью языка жестов.
-Послушайте басню И.А.Крылова. (Учитель читает басню). -Понравилась ли вам басня? Чем? -В какой форме написана басня?
-Что вы можете сказать о сюжете басни?
-Как называется такой сюжет? -Как вы думаете, кто из баснописцев позаимствовал сюжет? -Прочитайте басню про себя и найдите слова, значение которых вам непонятно. -Как вы понимаете значение этих слов? -Где можно узнать лексическое значение слова? - Поработайте в парах, найдите значение слов: - «гнусна» - отвратительна;
- «пленил» – очаровал;
- «вещунья» -приносящая вести;
- «взгромоздясь» - взобралась с трудом
-Назовите главных героев басни. -Какой вы представляете себе Ворону? Подтвердите свои мысли словами из текста. -Какой представлена в басне Лисица?
-Выделите композиционные части басни. -Прочитайте мораль басни. -Как вы понимаете значение слова лесть?
-В каких словах Лисицы слышится похвала?
-Всегда ли похвала бывает приятной? -Почему Лисица хвалит Ворону?
-В чём заключается смысл морали?
-Что вы можете сказать об языке басни?
- Запишите синонимы к крылатым выражениям басни в РТ стр. 41 упр.5. -Проверим. -Заполните в группах 2-ую колонку таблицы. -Проверим, что получилось. -Какие критерии вызвали затруднения?
-Сравните басни Эзопа и И.А.Крылова, используя данные таблицы. -В чём сходство басен? -Чем отличаются басни?
-В какой басне легче представить поведение героев? -И.А. Крылов использовал меткие точные слова для передачи характера героев. Посмотрим на героев басни в изображении художников: Валентина Серова и Г. Куприянова. -Удалось ли художникам передать характеры героев? -Какой представлена Ворона? Лисица? -Лучшим баснописцем по праву считается И.А. Крылов. Недаром ему в 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник в бронзе, сооруженный на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь! - Герои басен И.А.Крылова пользовались популярностью не только среди художников, но и среди скульпторов. В разных городах героям многих басен И.А.Крылова установлены скульптурные композиции. -Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери – актёры говорят и действуют, как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя свои повадки. - Прочитайте басню Крылова выразительно, передавая словами поведение и характер героев.
-Выполним тест. -Ответьте на вопросы: 1.Зачем Лисицы в баснях хвалят Ворона и Ворону? 2.Басни Эзопа и Крылова высмеивают…
3.Подберите пословицы к моралям басен Эзопа и Крылова: -Лучше слушать горькую правду, чем сладкую лесть. - - Всякий трус о храбрости говорит.
-За глупость всегда приходится расплачиваться. 4.Найдите в басне Крылова понравившееся крылатое выражение и объясните его значение. -Проверьте, что у вас получилось. -Если вы справились с 1 заданием, значит научились понимать содержание басни и характер героев. -Правильно выполнили 2 задание – научились понимать тему басни. -Справились с 3 заданием, значит научились понимать мораль басни. -Правильно выполнили 4 задание, значит поняли язык басни. -Выполнение какого задания вызвало затруднение? -Какая из басен вам показалась более интересной, яркой, убедительной? Почему? -Басни Эзопа отличаются от басен Крылова. У И.А. Крылова мы отмечаем художественное совершенство его произведения, которое выражается в широте обобщений, в ясности и чёткости морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно национального характера. Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливости. Но не стоит забывать, что идея принадлежит Эзопу, и без него не было бы таких замечательных басен Крылова.
-Запишем домашнее задание выразительно читать басню И.А.Крылова по желанию можно нарисовать иллюстрацию к басне; инсценировать басню. | …звонок весёлый. …начать урок готовы. …слушать, рассуждать …друг другу помогать. …старательно, …внимательно.
Чтение басни.
-Басня. - Басня – это стихотворный или прозаический короткий рассказ с нравоучительным выводом. -Нет. Она скрыта. - Некоторые люди обвиняют обстоятельства в том, что им не удалось достигнуть того, чего они хотели. При всех неудачах нужно винить только себя. Лисица в басне, говоря, что виноград зелёный обманывает саму себя. -И.А.Крылов
-Ответы детей. -Эзоп. -Ответы детей.
-Ворона.
-Лиса. -Загадки.
- Ворона и лисица. -Ответы детей.
-Познакомимся с новыми баснями, будем выделять особенности жанра, сравнивать их.
-Ответы детей.
-Сказка о животных.
-Есть мораль, вывод.
-Нравоучение. -В прозаической. -Нет.
-Басня написана простым, понятным языком. -Ворон и Лисица. -Глупый, доверчивый. -Умная, хитрая. -Лиса обманным путём отбирает у Ворона кусок мяса. -Ответы детей.
-Вступление, основная мысль, мораль. -В словах Лисицы. -Не нужно прислушиваться к лживым речам, хотя они и приятны уху, нужно принимать мудрые решения. Если бы ворон просто вспорхнул и улетел, то он бы наполнил своё брюхо, а так из-за своей наивности и некой глупости остался с пустым животом. -Глупость
-Работа в группах.
-В поэтической (стихотворной). -Сюжет похож на предыдущую басню. -Бродячий. -Крылов у Эзопа.
-В Толковом словаре.
-Ворона и Лисица. -Глупая, доверчивая, крупная.
-Хитрая, изворотливая, плутовка. -Мораль, вступление, основная мысль.
-Лесть – это неискреннее, лицемерное, угодливое восхваление. -Голубушка, что за шейка, за глазки, пёрышки, носок, ангельский голосок, царь – птица. -Нет. -Лисе нужен сыр, поэтому она восхваляет Ворону, льстит ей. -В низости лести и глупости человека, ценящего эту лесть. -Работа в группах. -В басне много эпитетов, крылатых выражений. -Работа в парах.
-Да.
-Жанр, герои, сюжет. -Форма написания, композиция, мораль, язык. -В басне Крылова.
-Чтение басни.
Выполнение задания. -Чтобы получить желаемое.
-Глупость человека и низость лести.
-Ответы детей.
| Коммуникативные УУД: - сотрудничество с учителем; - владение диалогической речью. Личностные результаты: - настроить на работу; - организация рабочего места.
Познавательные УУД: - умение ориентироваться в изученном материале; Регулятивные УУД: - умение высказывать своё предположение; - умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Личностные результаты: - умение самостоятельно делать выводы; - самооценка.
Познавательные УУД: - умение выявлять сущность, особенности объектов; - умение на основе анализа объектов делать выводы; Регулятивные УУД: - умение прогнозировать предстоящую работу; - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные результаты: - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные УУД: - умение выявлять сущность, особенности объектов; - умение на основе анализа объектов делать выводы; - умение работать с толковым словарём и учебником. Регулятивные УУД: - умение прогнозировать предстоящую работу; - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: -умение работать в группах, в парах; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные результаты: - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные УУД: - умение работать с учебником; - умение на основе анализа объектов делать выводы Регулятивные УУД: - умение высказывать своё мнение на основе работы с материалом учебника; - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: - владение монологической речью; -умение работать в группах, в парах - сотрудничество с учителем. Личностные результаты: - целенаправленная познавательная деятельность.
Познавательные УУД: - умение на основе анализа объектов делать выводы; - умение обобщать и классифицировать Регулятивные УУД: - целеполагание; - умение высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: - владение монологической речью; - сотрудничество с учителем. Личностные результаты: - умение самостоятельно делать выводы.
Познавательные УУД: - умение обобщать и классифицировать по признакам; - умение записывать слова и предложения по заданной теме. Регулятивные УУД: - целеполагание; - саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные УУД: - владение монологической и диалогической речью; - умение оформлять свои мысли в письменной форме; - сотрудничество с учителем. Личностные результаты: - слуховое и зрительное восприятие; - умение самостоятельно делать выводы; - умение ориентироваться в нравственном содержании текста.
Познавательные УУД: - контроль и оценка процессов результата деятельности. Регулятивные УУД: - умение оценивать учебные действия. Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли. Личностные результаты: - самооценка критериев успешности.
Познавательные УУД: - умение работать с источником информации. Личностные результаты: - право свободного выбора. |