Предмет, тема урока | Русский язык, УМК «Начальная школа XXI века». Тема: «Знакомство с буквой И, и» Тип урока: урок «открытия» нового знания
|
Цель: | создание условия для овладения знаниями по ознакомлению с гласным звуком «и» и буквой «И,и» |
Задачи: | совершенствовать навык чтения слов с изученной буквой, пополнять словарный запас; способствовать развитию фонематического слуха, речи, памяти, внимания, мышления; формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы; формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе; воспитывать аккуратность, усидчивость. |
Средства обучения | учебник «Букварь. Часть 1». Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г. ; - рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать» М.И. Кузнецова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г; - разрезной материал по чтению; - схемы звуков. |
Этапы урока
|
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация и самоопределение к деятельности. | Психологически настраивает учащихся на урок – Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет необычный урок литературного чтения, у нас сегодня присутствуют гости. Поздоровайтесь. А сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь, мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. Тихонечко сели. Я желаю вам успешной работы на уроке. Учись читать! Учись читать! Важнее нет науки! Тот, кто сумеет сам читать, Совсем не знает скуки.
- Ребята, а вы согласны, что уметь читать очень важно для человека?
- Верно. И для того, чтобы научиться читать, мы должны в первую очередь знать буквы. | Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку.
Согласны. Чтение делает человека умным, разносторонне развитым, грамотным, расширяет словарный запас. | Л.: жизненное самоопределение Р.: целеполагание, привитие навыка психологической подготовки к уроку, организация рабочего места, К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений
| - Ребята, пока я шла к вам на урок, мои буквы запутались. Их надо правильно расставить. У доски работает один ученик, остальные ребята проверяют с места. - Игра «Собери буквы в лукошко» В две корзинки нужно разложить карточки с буквами. Одна корзинка синего цвета, другая - зеленого.
Проверка: - Почему в синюю корзинку положила буквы а, о, у, э, ы? Ребята, вы согласны? - Какие буквы положила в зеленую корзину? (я, ё, ю, е) Почему? Все согласны? | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Они обозначают твердость предшествующего согласного
Они обозначают мягкость предшествующего согласного | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выбор способов решения задачи; логические - анализ объекта с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи | Нацеливает на работу: -Сегодня мы отправимся на рыбалку. Но ловить будем не рыбку, а новые знания. А чтобы рыбалка была удачной вы должны помогать друг другу, быть внимательными, помнить правила рыбной ловли - не шуметь! - Тот, кто был на рыбалке, скажет нам, что надо взять с собой? - Давайте сделаем прорубь, закинем удочку и начнём ловить.
- Ребята, я поймала первое слово. Хотите узнать какое? - Открываем Букварь на с.56. - Рассмотрите картинку. Что изображено? - Как вы думаете, чтобы узнать это слово получше, что мы должны сделать? |
удочку, червяков, ведерко. Ребята показывают руками, как делают прорубь, закидывают удочку Да. Флаги. Провести звуковой анализ. | Р.: целеполагание П.: постановка вопросов; логические - формулирование проблемы |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
| 1) Звуко - буквенный анализ и знакомство с новой буквой. – Выделите интонационно 1-й звук в слове «флаги». - Дайте характеристику звуку. – Какую фишку возьмем для обозначения звука? Аналогично проводится работа с другими звуками.
ФИЗМИНУТКА На болоте две подружки, две зелёные лягушки Утром рано умывались, полотенцем растирались. Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям физкультпривет! (хором)
- Что изображено на второй картинке? - Сделаем звуковой анализ и составим схему слова «гиря».
– Выделите интонационно 1-й звук в слове «гиря». - Дайте характеристику звуку. – Какую фишку возьмем для обозначения звука? Аналогично проводится работа с другими звуками.
- Какой звук слышится после мягкого согласного в слове «флаги»?. - Работали мы раньше с этим звуком? - Назовите тему урока?
- Чему должны научиться сегодня на уроке?
- Охарактеризуйте звук «и».
- Продолжите высказывание: Если в слове звук [и] находится сразу после мягкого согласного, он обозначается буквой ….. – На что похожа буква И? Послушайте стихотворение С.Маршака. (читаю из Букваря) Вывешиваю на доску карточку с буквой «И,и» |
Делают звуковой анализ, составляют схему слова, отвечают на поставленные вопросы
Гиря
Делают звуковой анализ, составляют схему слова, отвечают на поставленные вопросы
[и] нет Звук И, обозначение звука буквой. Характеризовать звук И, интонационно выделять его в словах. Гласный, потому что при произношении воздух не встречает преграды
И
Знакомятся с новой буквой |
П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
знаково-символические – моделирование схемы слова;
логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие |
5. Первичное закрепление во внешней речи
| Называние слов с звуком и в начале, в середине и в конце слова (по рисункам) - В учебнике на с.57 рассмотрите рисунки. Определите, где в этих словах звук «и». Предлагаю поработать в группах. Делимся на группы. Я раздаю листочки с заданием. Соедините слово со схемой.
- Кто выполнил задание в группе, берут друг друга за руки и поднимают руки вверх.
Проверка: - От каждой группы приглашаю к доске представителя. Давайте посмотрим, что у вас получилось. 1) в начале слова (игла, ива) 2) в середине слова (лист, книга, картина, вишня, слива, тигр) 3) в конце слова (носки) Подводим итог работы в группах. | Определение в словах звука и
Групповая работа.
Каждая группа представляет свои ответы. | Л.: жизненное самоопределение К.: сотрудничество в сборе информации П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации Р.: контроль, оценка, |
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
| ФИЗМИНУТКА Гуси серые летели. На полянку тихо сели. Походили, поклевали, Быстро, быстро побежали.
Разгадывание кроссворда Мы с вами интеллектуалы и нам по силам разгадать любой кроссворд. На с 57 в учебнике есть кроссворд. Рассмотрите рисунки-помощники внимательно, догадайтесь, какие слова можно вставить в клеточки. Предлагаю поработать в паре. − Давайте повторим правила работы в парах. - говорить шепотом
- слушать и слышать товарища
- работать дружно
- Пара, которая закончила работать, показывает мне зелёный сигнал. Проверка: - А теперь сравните с моими ответами (вывешиваю на доску). - Оцените свою работу. Не возникло затруднений – поднимаем жёлтый сигнал, были затруднения – красный сигнал. |
Парная работа
Учатся проводить контролирующие и оценочные действия | К.: умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов решения задачи, Р.: контроль, оценка, |
7. Этап включения в систему знаний и повторения
| В тетради «Я учусь писать и читать» на с. 31 раскрасьте жёлтым карандашом все детали с буквой и.
- Кто у нас нарисован? - А кто знает, как называется эта птичка? - Определите позицию звука [и] в слове? | Закрепляют зрительный образа буквы и. Отрабатывают правило обозначения гласных звуков буквами. Птичка. Иволга В начале слова | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
8. Рефлексия.
| – Что больше всего вам понравилось на уроке?
- Какую же букву мы «поймали» с вами сегодня на рыбалке? Предлагаю слепить её из пластилина. - Расскажите, что вы запомнили про букву «И» (гласная, обозначает гласный звук «и», придаёт согласным мягкость). - А теперь рядом с буквой прикрепите «СОЛНЫШКО», если урок для вас был интересным и познавательным, вы узнали что-то новое, всё было понятно; прикрепите «СОЛНЫШКО В ОБЛАЧКЕ» те, кто сделал для себя открытие на уроке, но всё же в некоторых заданиях возникали трудности, самостоятельно с заданием не получалось справиться. - Давайте, посмотрим, что получилось. - Замечательно. Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах лежат фонарики. Если у вас хорошее настроение, вам хочется улыбаться, нарисуйте лучики света оранжевым или жёлтым карандашом, а если вы сердитые и грустные, нарисуйте лучики синим карандашом. - А вот в какой цвет я раскрасила свой фонарик. - Давайте наше хорошее настроение подарим друг другу и нашим гостям.
Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались. Спасибо вам за урок. | Отвечают на поставленные вопросы, осуществляя самоанализ учебной деятельности. Дети работают с пластилином.
(гласная, обозначает гласный звук «и», придаёт согласным мягкость).
Учащиеся поднимают вверх свои работы.
Учащиеся подходят к одноклассникам и гостям, дарят свои фонарики. | К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П.: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Р.: оценка (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить) Л.: смыслообразование |