На уроке дети знакомятся с содержанием стихотворения С.А. Есенина «Лебедушка». Отрабатывают навык выразительного чтения стихотворения, учатся видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору. Цель урока: воспитывать интерес к предмету, навыки общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.
Стихотворение С. А. Есенина "Лебёдушка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lebedushka.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Петрунина Ирина Александровна
Класс: 4
Программа: «Школа России»
Урок: литературное чтение
Тема урока: С.Есенин. "Лебедушка"
Цель урока: раскрыть и сформировать в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.
Задачи урока:
обучающие:
- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;
- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору;
развивающие:
- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;
воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование урока:
- портрет С. Есенина, фотографии родителей и родного дома поэта;
- иллюстрации с изображением лебедя, орла;
- музыка к стихам С.Есенина (“Над окошком месяц”);
- портреты композиторов Сен-Санса, П.И.Чайковского;
- музыкальный фрагмент произведения П.И.Чайковского;
- музыкальная шкатулка;
- палитра и цветные фишки;
- карточки с литературными терминами
- «Царевна-Лебедь» — картина Михаила Врубеля
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Вступительная беседа и актуализация опорных знаний.
Урок мне хотелось бы начать с проверки ваших знаний. Убедиться в том, насколько вы хорошо владеете литературными терминами. Сейчас вы и шкатулки должны будете вытаскивать карточки давать определение тому слову, которое вам досталось: летопись, былина, эпитет, народные сказки, литературные сказки, пейзажная лирика.
Постановка цели урока.
Сегодня мы познакомимся с творчеством С. Есенина – замечательного поэта, лирика-пейзажиста.
- Что вам известно об этом поэте?
В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью. Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые, как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Лебедушка».
- Ребята, а кого называют «Лебедушка»?
Это царская, благородная птица, которая вдохновляла не только писателей, но и художников, например, «Царевна-Лебедь» — картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (картина вывешивается на доску); композиторов. Петр Ильич Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро».
Прослушайте отрывок и постарайтесь услышать настроение этой композиции (звучит музыка).
Первичное чтение учителем стихотворения “Лебёдушка”.
А теперь мы узнаем, как С. Есенин представлял себе эту птицу. Я вам прочту стихотворение - былину, а вы должны будете после моего чтения ответить на следующие вопросы:
- I ряд: что я услышал?
- II ряд: что я увидел?
- III ряд: что я почувствовал?
Дети отвечают на вопросы.
- Почему я назвала это стихотворение былиной?
В былине есть много устаревших слов. Давайте попробуем объяснить их значение.
Словарная работа.
Карточки со словами:
- Багровые – темно-красные.
- Ватага – шумная толпа.
- Залив – часть водоема.
- Заводь – небольшой залив в реке с медленным течением.
- Дозорила- охраняла.
- Схоронилися – спрятались.
- Око – глаз.
- Расщелина – трещина в дереве, скале.
Работа с текстом. Анализ произведения.
Давайте понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Вспомните, что такое олицетворение, сравнение, эпитет.
У вас на партах лежат карточки, в которых записаны выражения из текста:
Красна зорюшка.
Камыши, склоняясь шепталися.
Озеро серебряное.
Словно зоренька.
Ярким пламенем.
Гладь зеркальная.
Цветы улыбались.
Росинки, словно жемчуг.
Цветы, как когти чужедальние.
Тихая заводь.
Молчаливый затон.
Орел, как стрела.
Цветы лазоревые.
Волны пряные.
Орел, как точка черная.
Крыло могучее.
Седое облако.
Слезы горькие.
Летели крылья, словно брызги.
У каждого ряда свое задание:
- I ряд: отметьте эпитеты.
- II ряд: отметьте сравнения.
- III ряд: отметьте олицетворения.
(проверка)
Немаловажную роль в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл.
Сейчас вы прочитаете с 1 по 3 строфы и попробуете ответить на вопрос: - Какие краски в описании природы увидел С. Есенин? (на доске палитра, которая заполняется цветными фишками по ходу анализа стихотворения).
- В какое время суток происходит событие? Докажи.
- С каким чувством будем читать этот отрывок?
- Кто хочет прочитать выразительно?
Прочитайте с 4 по 7 строфы. Ответьте на вопросы:
- О ком вы узнали из этих строф?
- С чем сравнивает автор Лебедушку?
- Как плыли лебежатушки? Найдите в тексте.
- Что значит ватагой?
- Какие краски вы увидели в этом отрывке? (заполняется палитра)
- Кто готов прочитать выразительно?
Как вы думаете, как проводит время мать с детьми? Прочитайте с 8 по 12 строфы, чтобы проверить свои предположения.
- Куда повела своих детушек Лебедушка?
- Как вела себя Лебедушка на лугу?
- Как вели себя детки?
- Для чего мать вывела детей на прогулку?
- Что значит слово «дозорила»?
- От кого она охраняла?
- Какие цвета использовал автор в этом отрывке?
- Кто готов прочитать?
Прочитайте следующие две строфы (13 и 14) и узнайте: кто мог представлять опасность?
- Как вела себя Лебедушка? Найдите в тексте.
- Как вели себя дети?
-Что значит хоронились?
- Где они прятались?
- Почему под крылом у матери?
-Что значит гроза?
Прочитав с 15 по 21 строфы, вы узнаете как меняется состояние природы.
- Какие новые краски появляются?
- Кто появляется на фоне черного цвета?
-Как вел себя орел? Найдите в тексте.
- Что вы знаете об орлах?
- Кого он увидел на равнине?
- Кому грозила опасность изначально? Докажите ответ словами из текста.
- Как вел себя орел, когда увидел лебедь?
- С какой интонацией мы прочитаем эти строфы?
- Как вы думаете, как поступила лебедь в данной ситуации?
Прочитайте с 22 по 26 строфы. Узнайте, как было все на самом деле?
-Найдите в тексте, где увидела лебедь опасность?
- Почему она сразу не заметила орла?
- Найдите в тексте, как вела себя лебедь?
- Могла ли Лебедушка спастись?
-Почему она этого не сделала?
- О чем или о ком думала Лебедушка в этот момент?
-Какие строки это доказывают?
- Какие краски вы увидели? (заполняется палитра)
- Найдите самый тревожный момент.
-Удалось ли спастись лебежатушкам?
Прочитайте последнюю строфу (27) и найдите краски, используемые автором.
- Как мы прочитаем эти строки?
Уход из жизни – закон природы общий для всего живого.
- В чем же сила этого стихотворения?
- О чем оно?
Это стихотворение написано кровью сердца.
- А можно ли данную историю связать с жизнью людей?
Закрепление.
Посмотрите отрывок из балета «Лебединое озеро» и подумайте, к какой части произведения он наиболее подходит и почему?
Рефлексия.
- Что хотел сказать С. Есенин читателю, написав это стихотворение?
- Чему вы научились на этом уроке?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Кем мы были сегодня на уроке? (художниками, музыкантами, поэтами)
- Довольны ли вы своей работой?
Домашнее задание
Выразительно читать стихотворение. В тетради по литературному чтению выполнить задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта....
Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»
Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произвед...
Стихотворение А.Е. Екимцева Комары Тема: Выявление особенностей стихотворения . Создание веселого художественного образа.
Стихотворение А.Е. Екимцева КомарыТема: Выявление особенностей стихотворения . Создание веселого художественного образа....
Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.
Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чт...
Алгоритм анализа стихотворения на примере стихотворения И. Сурикова "Зима"
Данный алгоритм позволяет познакомить учащихся 3-4 классов с некоторыми литертуроведческими понятиями (строфа, рифме. парная рифма, кольцевая рифма, перекрёстная рифма, эпитеты, сравнения) без "з...
Тема Ф.И. Тютчев стихотворение "Осень", К.Д.Бальмонт стихотворение "Осень" 2 класс
Индивидуальный лист раздаток к уроку литературного чтения.Тема Ф.И. Тютчев стихотворение "Осень", К.Д.Бальмонт стихотворение "Осень"...
класс 3 Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»
Литературное чтениекласс 3УМК: Система развивающего обучения Л.В. ЗанковаТема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского &laq...