« Басни И. А. Крылова», 4 класс, литературное чтение
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему
В основу моего урока, согласно новым стандартам, положен системно - деятельностный подход в обучении. Целью обучения на уроке стала не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей через различные виды деятельности, активности обучающихся на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_po_krylovu.docx | 38.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Орлова Л. В.
учитель начальных классов ГБОУ школы №489
Московского района г. Санкт – Петербурга
Технологическая карта урока
Название предмета: Литературное чтение Класс: 4 Номер урока в теме: 1 Дата: 22 сентября УМК: «Школа XXI века»
Тема урока: Басни. Русские баснописцы. Басни И. А. Крылова.
Цель деятельности учителя: создание условий для самостоятельного осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся
Цель деятельности учащихся: получение сведений по теме урока (знакомство с новыми баснями, историей их создания, особенностями литературного языка, героями).
Цели: Образовательные:
создать условия для актуализации опорных знаний, организовать формулировку темы урока, учебной цели и учебных задач учащимися
Развивающие:
Продолжить работу по формированию умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
воспитывать коммуникативную культуру, понимание ребенком своих возможностей и своей роли в окружающем мире
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки других субъектов образовательного процесса
- обретение чувства любви к своей стране, к ее литературе, истории и культуре
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- ставить учебно – познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий
-планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно – познавательными и учебно – практическими задачами
- контролировать свои действия, вносить по ходу действий необходимые коррективы
- оценивать результаты своих действий, находить ошибки, исправлять их
Познавательные УУД
- осуществлять отбор информации, необходимый для решения задач
- понимать информацию, представленную в разных формах (вербальной, изобразительной и тд)
Коммуникативные УУД
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы, обосновывать и отстаивать свою точку зрения
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, осуществлять совместную деятельность в группах
- допускать возможность разных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательное отношение к партнерам
Предметные результаты
- Знакомство с новыми баснями И. А. Крылова, историей их создания, понимание морали, отрицательных качеств, которые высмеивает автор
- закрепление знаний о басне, как литературном жанре, расширение словарного запаса
Тип урока: открытие новых знаний
Основные понятия: басня, баснописец, мораль
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство
Формы работы на уроке: групповая, фронтальная, индивидуальная
Технология: проектной групповой деятельности, элементы технологии критического мышления
Оборудование:
- Портрет И. А. Крылова
- Книги И. А. Крылова разных годов издания, книги других русских и советских писателей
- Иллюстрации к различным басням И. А. Крылова, к другим произведениям русских и советских писателей
- Карточки с названиями басен разных авторов для составления кластера, лист формата А3.
- Текст о И. А. Крылове с пропущенными словами
- Карточки с названиями групп
- Конверты с заданиями для групп, домашним заданием
- Словарь русского языка С. И. Ожегова
- Планшеты с выходом в сеть интернет
- Тексты 3-х басен для всех групп («Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»)
- Таблица с критериями для самооценивания
- Листы цветной бумаги для ксерокса со стилизованной рамкой
- Канцелярские принадлежности для создания творческого продукта
- Листочки для синквейна, выставления оценок
Возможные ссылки для работы второй подгруппы:
http://fb.ru/article/130829/basnya-kryilova-martyishka-i-ochki-soderjanie-i-moral-analiz
http://fb.ru/article/127895/basnya-kryilova-kvartet-v-chem-moral-i-sut
http://www.syl.ru/article/169738/new_basni-kryilova-ivan-andreevich-kryilov-i-ego-tvorchestvo
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Виды деятельности обучающихся | Планируемые предметные результаты | Планируемые результаты УУД |
Подготовительный этап Организационный момент | Руководит выбором классом четырех лидеров, способных организовать работу группы, вызывающих доверие. Лидеры формируют свои группы: одна – 11 человек, остальные по 5. Помогает вспомнить правила поведения в группе. | Выбирают достойных лидеров, распределяются в группы, настраиваются на урок. Вспоминают правила поведения в группе. | Включение обучающихся в образовательный процесс. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения | |
Актуализация знаний Определение темы и цели урока | Организация работы группы по выполнению заданий на карточках.
Подводит учеников к выводу о теме и целях урока, вывешивает портрет И. А. Крылова. Проводит опрос для проверки уже имеющихся знаний. | Получают карточку с заданием, выполняют написанное. Учащиеся определяют тему и цель урока, отвечают на вопрос учителя. | Актуализация и уточнение опорных знаний. Активное включение учащихся в образовательный процесс. | Повторить основные понятия по изучаемой теме. | Выполнять действия по заданию. Строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать и отстаивать свою точку зрения. Допускать возможность разных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательное отношение. |
Открытие новых знаний | Учитель объясняет, что для достижения поставленной цели, каждая группа будет работать по своему направлению: актеры, историки, лингвисты и иллюстраторы. Обращает внимание на критерии оценивания. Призывает быть активными, внимательно читать задание, договариваться при распределении ролей, помогать друг – другу. Устанавливает время – 15 минут. (Учитель оказывает помощь группам, контролирует поведение, следит за временем). | Учащиеся знакомятся с критериями оценивания, выбирают тактику своей работы на уроке. Ученики открывают конверты с заданиями, изучают материалы, распределяют роли в группах, осуществляют поиск необходимой информации в различных источниках. | Коммуникативная деятельность. Распределение ролей, групповая работа по выполнению задания (в каждой группе задания позволяют проявить разные способности, дети имеют возможность выбора задания по своим силам и предпочтениям). Самостоятельная работа. Аналитическая деятельность. | Знакомство с новыми баснями, понимание морали, смысла басни, характера и качеств ее героев. Получают новые знания по истории создания данных басен, литературному языку и т.д. | Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, осуществлять совместную деятельность в группах. Планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно – познавательными и учебно – практическими задачами. Контролировать свои действия, вносить по ходу действий необходимые коррективы. Понимать информацию, представленную в разных формах. |
Презентация командами результатов своей работы. | Организовывает выступление команд, оказывает помощь. Настраивает на внимательное слушание. Помогает создать итоговый продукт – книгу басен И. А. Крылова. | Выступают перед одноклассниками, раскрывают тему своей группы, представляют творческие продукты. | Коммуникативная деятельность. Самоконтроль. Активное включение учащихся в образовательный процесс. | Осознание значения басен И. А. Крылова для русской литературы, искусства. | Понимать информацию, представленную в разных формах. |
Рефлексия Взаимооценка | Организует составление синквейна к понятию «басня», чтение лучших работ. Организует взаимооценку деятельности на основании данных критериев. | Дети составляют синквейн. Проводят взаимооценку на основе полученных критериев. | Рефлексивная деятельность. Самооценивание, взаимооценивание. Обоснование своего результата. | Иметь представления по теме урока. | Допускать возможность разных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательное отношение к партнерам. |
Итог урока | Возвращает детей к теме и целям урока, подводит к выводу о достижении цели. | Вспоминают тему и цель урока, приходят к выводу о их достижении. Отвечают на вопросы. | Понимание результатов своей работы, приемов, которые помогли этого достичь. | ||
Вариативное домашнее задание | Предлагает разные варианты ДЗ. | Берут из конвертов список возможных вариантов ДЗ. | Предоставлена возможность вариативного выполнения задания. Определяются с заданием по выбору. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений. |
Ход урока
- Подготовительный этап. Организационный момент
На подготовительном этапе дети выбирают четырех лидеров класса, вызывающих доверие большинства учеников класса, способных вести за собой, управлять группой. В свою очередь лидеры набирают свою команду: три группы по 5 человек и одна 11-ть. Дети рассаживаются в группы, настраиваются на урок. Вспоминают правила работы в группе: взаимопомощь, умение слушать, умение уступать, находить компромиссы, договариваться, не кричать и т.д.)
- Актуализация знаний. Определение темы и цели урока
Учитель читает слова А. С. Пушкина: «Во всех отношениях он самый народный из наших поэтов. Наша словесность с гордостью может выставить его перед Европой!» О ком же с таким уважение говорил Александр Сергеевич?
Учитель говорит, что тему урока дети узнают сами, выполняя определенное задание, раздает конверты с заданиями. Задания зависят от того, как будет называться группа на следующем этапе урока, желательно учесть индивидуальные данные детей, собравшихся в группе, чтобы задания соответствовали их интересам и возможностям. Первая группа составляет кластер «Басни И. А. Крылова». Среди карточек есть названия произведений других авторов, необходимо правильно понять обобщающую тему, записать в центр кластера, отобрать и не пропустить нужные названия (будущие актеры).
Вторая группа работает с текстом, в котором рассказывается краткая биография И. А. Крылова. Учащиеся определяют о ком говорится в тексте.
Третья группа делает выставку книг, самостоятельно определяя по какому признаку необходимо ее сформировать (будущие лингвисты).
Четвертая группа делает выставку иллюстраций к произведениям И. А. Крылова, отделяя их от иллюстраций к произведениям других авторов. Дети выполняют задания (не более 2-х минут).
(Приложение1)
Учитель спрашивает учеников, какова же тема сегодняшнего урока. Дети объявляют - Басни И. А. Крылова. Учитель вывешивает портрет И. А. Крылова и спрашивает, почему сделали такой вывод? просит представителей группы выступить, рассказать о своей работе.
Учитель проводит беседу по уже изученным басням. Задает вопросы: Какие басни можете назвать? Что такое басня? Чем она отличается от других литературных форм? Что такое мораль? Какой она может быть, в какой части басни может находиться? Просит привести примеры.
Самый главный вопрос на этом этапе, который позволяет подвести к названию и особенностям каждой группы - Что значит познакомиться с новой басней? Дети отвечают: прочитать ее, понять мораль, понять какие черты характера «прячутся» за животными, узнать историю ее создания, поработать над значением слов, нарисовать иллюстрацию, передающую смысл басни. Исходя из сказанного, учитель просит сформулировать цель урока: Каковы, следовательно, будут цели сегодняшнего урока? Дети отвечают: прочитать новые басни, определить их мораль, понять характеры героев, какие недостатки высмеиваются и т.д.
- Открытие новых знаний
Учитель объявляет, что на данном уроке каждая группа будет выполнять определенную задачу, расставляет названия групп.
Актеры должны будут выразительно прочитать (разыграть) басню по ролям, историки – рассказать о истории ее создания, интересных фактах, связанных с этой басней, лингвисты – объяснить значение неизвестных, сложных слов, иллюстраторы – нарисовать иллюстрацию к басне. (Приложение 2).
Результатом совместной работы станет книга басен И. А. Крылова.
Все материалы для работы находятся на партах: у всех групп - тексты басен, у лингвистов – словари русского языка, историков – планшетные компьютеры с несколькими уже открытыми учителем ссылками с материалами по истории создания басен, иллюстраторов – необходимые принадлежности. Учитель выдает всем группам цветные листы со стилизованными под 19 век рамками для помещения на них результатов работы.
Учитель обращается к детям с призывом: работать активно, от этого будет зависеть ваша сегодняшняя оценка. Обращает внимание на критерии оценивания, находящиеся на парте, просит прочитать их и каждого продумать, какую оценку он хочет получить и что для этого необходимо будет сделать.
Кроме того учитель просит внимательно читать задание, договариваться при распределении ролей, помогать друг – другу, соблюдать правила поведения в группе.
Учитель устанавливает время – 15 минут. Учитель оказывает помощь группам, контролирует поведение, следит за временем.
- Презентация командами результатов своей работы.
Учитель просит группы выступить перед классом. Дети выступают в следующей последовательности: сначала актеры разыгрывают басню, затем историки рассказывают о истории ее создания, интересных фактах, лингвисты – объясняют значение слов, иллюстраторы представляют рисунок. Выступления повторяются 3 раза, по количеству басен. Учитель собирает материалы, размещает их на доске, затем помогает составить книгу басен.
- Рефлексия, самооценка
Учитель говорит о том, что мы снова вернулись к теме, изучаемой нами на протяжении всех классов начальной школы, познакомились еще с тремя баснями. Предлагает еще раз вспомнить, что же такое басня, в чем ее особенность и дает задание создать синквейн к слову «басня». Организует выступление детей с лучшими работами.
Учитель повторно обращает внимание детей на критерии оценки и просит оценить себя и других на основании этих критериев. Дети выставляют оценки внутри группы друг - другу. Учитель собирает оценочные листы, спрашивает, все ли согласны с результатами, если нет, просит объяснить, при необходимости вносит корректировку. Дети доказывают свою точку зрения, проводят самооценку и взаимооценку других членов группы. (Приложение 3)
- Итог урока
Учитель призывает детей подвести итог урока. Дети вспоминают цели урока, делают вывод, выполнены ли они или нет. Отвечают на вопрос, что же помогла нам достичь этих целей? Что более всего понравилось? Запомнилось? Было трудным?
- Вариативное домашнее задание
Дети получают листочки с вариативным домашним заданием. На следующим уроке они смогут поменяться ролями, те, кто не смог выступить в качестве актера, могут выучить и разыграть басню, возможно в группе. Те, кто хотел сделать рисунок, но не попал в группу иллюстраторов, может сделать это дома. Еще одним вариантом задания может быть более развернутое сообщение о любой басне, истории ее создания.
Учитель благодарит детей, объявляет об окончании урока.
Приложение 1
|
Этот русский писатель родился 2 февраля 1769 года. В 1782 году после смерти отца, вместе с матерью переезжает в Санкт - Петербург . С 1812 по 1841 год работал в Публичной библиотеке. Басни стали тем жанром, в котором талант этого автора проявился в наибольшей степени. Среди самых известных его работ Волк и ягненок, Чиж и Голубь, Кукушка и Петух . Памятник великому русскому баснописцу находится в Летнем саду. |
|
|
Приложение 2.
|
|
|
|
Приложение 3.
Проведите взаимооценку на основе следующих критериев:
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Литературное чтение 1 класс система Л.В. Занкова
Методы и приемы, направленные на реализацию новых образовательных стандартов через УМК системы «Л.В. Занкова», в частности на уроках литературного чтения по учебнику Н.В. Нечаевой, К.С. Бе...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
И.А.Крылов басня "Ворона и лисица". урок литературного чтения
Задачи:Формирование умение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне;Отработать навыки выразительного чтения;Воспитывать высокие моральные качеств...
методическая разработка по творчеству И.А. Крылова на литературном чтении
Материал разработан по ФГОС. Есть исследование детей: деятельность Крылова в Санкт-Петербурге, групповая работа. Дети слушали звукозапись басни, инсценировали басню....
Басни И.А.Крылова в детском чтении
Материал, раскрывающий значение басен И.А.Крылова для детей...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...
Проверочный тест 3 класс литературное чтение "Литературные сказки"
Данный тест составлен для учащихся 3 класса по теме "Литературные сказки"...