методическая разработка по творчеству И.А. Крылова на литературном чтении
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Куроптева Светлана Александровна

Материал разработан по ФГОС. Есть  исследование детей: деятельность Крылова в Санкт-Петербурге, групповая работа.  Дети слушали звукозапись басни, инсценировали басню.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basnya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  Литературное чтение 

Класс:  3

Автор урока: Куроптева Светлана Александровна

Тема урока:     И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
                                         
Тип урока:   Изучение нового материала

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.

Задачи:

Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, отличать басню от других произведений.

Метапредметные

  • познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
  • коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
  • регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
  • личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности : проблемно-поисковые.

По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная


Необходимое оборудование и материалы

Учебник: Л.А. Ефросинина, «Литературное чтение. В 2–х частях: 3 класс»,  М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.
Презентация, словари, аудиозапись басни

ХОД УРОК

1. Оргмомент.

Учитель: К нам на урок пришли гости , повернитесь и поприветствуйте  их.

А сейчас на меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели!

2. Мотивация учащихся.

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат

Сначала думаю, а потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.

- Ребята, сегодня мы на литературном чтении отправимся в увлекательное путешествие. Наше путешествие продлится целый урок, на нашем пути будут встречаться препятствия и интересные задания. Итак, 1 задание.

3. Приём «Корзина идей» (слайд 1 )

– Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка? Работаем в группах.

Эзоп                   Лафонтен                   Крылов
Др. Греция         Франция                    Россия
VI век до н. э.    XVII век                     XIX век

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. Подведение итогов работы групп. Высказывания учащихся записываются на доске.

Итог работы:

 Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова.

Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери.

 В России лучшим  баснописцем считается И.А. Крылов.

-Что объединяет этих людей? (они писали басни)

-Верно,три великих баснописца: греческий, французский и русский.  (слайд 2)

-. Когда мы читаем их басни, то попадем в удивительный мир.  Давайте вспомним, что же такое басня?  (Ответы детей)


Найдите в толковых словарях, какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль.

(Слайд 3)

Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
Басня (по В.И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными.

- Сравните эти два определения.

- Что общего?

- Чем отличаются?

- Составим из двух значений свое определение басни.  (ответы детей)

Басня – это…(Короткий нравоучительный рассказ).


 Если бы вы были баснописцами, то о каких пороках, недостатках человека сочинили бы басню? (Ответы детей-злоба, зависть, жадность, лень.)

4. Постановка темы и цели урока.

-Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать? (ответы детей)  (слайд 4)

-  Да, сегодня на уроке мы продолжим знакомится с творчеством И.А.Крылова – а значит, узнаем что–то новое и важное о себе и людях.

Вот  послушайте стихотворение Михаила Исаковского, посвященное Ивану Андреевичу Крылову.

Кто прочитает?

 Стихотворение  читает ученик  (слайд 4)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
(М.Исаковский)

(Выключаю пока проектор)

5. Проверка д.з.

-Что вам было задано на дом? (провести исследование о жизни И.А. Крылова в Петербурге).

(ответы детей кратко с фото)

1. Родился 2 февраля 1769 года. Большую часть жизни провёл в Петербурге.

   В конце 1782 г. Крылов поехал в Петербург с матерью и остался до августа 1783 года.

    Рядом с Иссакиевской площадью жил Крылов во время наполеоновских войн.

 

2.  На Садовой улице, напротив Гостиного двора, Крылов прожил 25 лет.

        (Катя Бобко)

3.   1-я Линия Васильевского острова, дом8 поэт прожил последние годы.

     Умер в 1844 году в Санкт-Петербурге. (Саша Лаврова)

 

4.  На Дворцовой Набережной, дом 2 (Миллионная ул.1)-окна выходили на Летний сад- поэт жил в 1791-1794г. И здесь находилась его типография. В настоящее время здесь Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.(фото)

   У Марсова поля существовал ранее театр, где ставились пьесы Крылова.

о памятнике Крылову.

     «Когда в 1844 году умер И.А.Крылов, в Петербурге пошли разговоры о том, что надо бы поставить «дедушке Крылову» памятник. В России тогда ни одного памятника писателю не было. Правительство императора Николая 1 в деньгах отказало, и тогда решили  собрать средства на создание монумента у народа. Два года шел сбор денег.

       В конкурсе на создание памятника  среди скульпторов победителем был признан Петр Карлович Клодт, автор конных групп на Аничковом мосту.

      А где поставить памятник?  Памятник решили поставить в Летнем саду. У скульптора Крылов сидит  в своем обычном сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читая ребятишкам свои мудрые басни.

      Но дальше задумал скульптор показать и сами эти басни. Точнее, их героев. Вместе с художником А.А.Агиным стали рисовать эскизы и составлять список животных, встречающихся в баснях. Но лепить с рисунков скульптор не мог. Ему нужна была « живая натура». Пришлось скульптору разводить зверинец. Волк, медвежата, лисица,  журавль, овца с ягнятами, макака, кот  и другие животные жили бок о бок, кто в клетках, а кто и прямо расхаживали по мастерской скульптора.

         Памятник поэту был открыт 12 мая 1855 года». (слайд 5)(Ксюша Карпович

-Ребята, как оценим работу девочек? (ответы детей)Спасибо, молодцы!

6. Работа по теме урока

1) Первичное знакомство с басней

(Слайд 6)

-С какой басней будем работать сегодня?( «Ворона и Лисица» )

выключаю проектор

-Что знаете об этих животных?(ответы)

-А вот что рассказал о них Крылов, вы узнаете сейчас сами.

 ( аудиозапись басни)

2) Восприятие прослушанной басни.

- Понравилась вам басня?

- Какая же история приключилась с Вороной?

Физминутка. (побываем в лесу, где они живут) Изобразим ворону- машут крыльями. Изобразим лисицу - идет, виляя хвостом.

- А теперь гимнастика для глаз.

Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.

 

 

3) Словарная работа

Чтобы басню легко было читать,
надо значения слов старинных узнать

-Откройте учебники на стр.77 , самостоятельно прочитайте  басню «жужжащим» чтением и скажете, какие слова и выражения вам встретились впервые?

  (на доске написаны словарные слова)

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что–то высокое;

Пленил – привлек внимание, привел в восторг;

Не впрок – не на пользу

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – приносящая вести
           Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

? 4) Чтение басни учащимися

-Кто хотел бы прочитать басню вслух?

7. Анализ басни по вопросам.

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?
– Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит?
(ответы детей)

- Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?
– А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
– Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?
– А что говорила о голосе Вороны Лиса?
– Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.
– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?
– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.
– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?

8. Работа над моралью басни.

– В басне И.А.Крылова отсутствует мораль?

- Где же она?
– Чем интересна эта мораль?
– Как звучит мораль этой басни на современном языке? (
Ответы детей.)

9. Работа с иллюстрациями

- Посмотрите внимательно на иллюстрацию на стр.78. Прочитайте отрывок, который соответствует данной иллюстрации.

РАБОТА В ГРУППАХ ПО 4 ЧЕЛОВЕКА

Лист А4 вы возьмите, на героя посмотрите

и все *синквейн* составьте на Ворону или Лисицу, по желанию (основные черты  характера героя – какой он?)  и запишите.

В конце представляют свой синквейн на героинь басни.

10. Инсценировка басни

-Ребята подготовили для вас инсценировку басни. Посмотрите и представьте настоящую лисицу и ворону.

Взаимооценка детьми.

11.  Итог урока

-Ну что, путешествие понравилось?

- В чем сила басен И.А. Крылова?

12. Рефлексия деятельности на уроке (на листе)

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

«Урок дал мне для жизни…..»

13. Домашнее задание (на доске с обратной стороны)

а) обязательное задание: выразительное чтение басни стр. 77-78;

б) задание по выбору учащихся:

  • чтение басни по ролям;
  • найти и прочитать басню Эзопа «Ворон и Лисица»;
  • выучить любую басню наизусть.

Урок окончен. Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...

методическая разработка "Планета творчества"

Цель: Развитие положительных качеств у детей школьного возраста.Задачи:Продолжать развивать мышление и воображение школьников.Прививать элементарные представления о своем городе, о его праздниках, тра...

Методическая разработка урока «Басни И.А.Крылова»

Методическая разработка урока по творчеству  И.А.Крылова...

Методическая разработка Новогоднее творчество

Методическая разработка Новогоднее творчество. Методическая разработка посвящена новому году и новогоднему творчеству. ...