Урок литературного чтения с презентацией К. Д. Бальмонт "Снежинка"
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Дмитриева Елена Леонидовна

Технология продуктивного чтения . Презентация с конспектом урока. Литературное чтение. 3 класс. К.Д. Бальмонт "Снежинка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dmitrieva_e.l.zip2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Урок

Литературного чтения

3 класс

        

Автор урока

        Дмитриева Елена Леонидовна

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа»        

        (высшая квалификационная категория)

Лодейное Поле

2015

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа».

Учитель: Дмитриева Елена Леонидовна

ОС «Гармония»

Класс:3

Учебный предмет: литературное чтение.

Тема урока: Бальмонт «Снежинка» Работа над выразительностью.

Тип урока: «открытие» нового знания (исследование текста)

Цель урока: научить осознанно, выразительно читать стихотворение К.Д. Бальмонта «Снежинка»

Задачи

обучающие:

-формировать тип правильной читательской деятельности;

-создавать условия для формирования исследовательской деятельности;

-формировать умения аргументировать свою точку зрения;

- знакомить с творчеством К.Д. Бальмонта

развивающие:

-развивать связную речь, воображение, эмоции учащихся;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать прочитанное;

- развивать навыки сотрудничества;

воспитательные:

- способствовать формированию ценностного отношения к природе.

Оборудование: учебник О. В. Кубасовой «Литературное чтение» для  3 класса, Смоленск, Ассоциация ХХ I век, компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайды презентации.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая,

Формы работы учащихся: работа в группах, фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Планируемые результаты

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные: смысловое чтение, расширить знания детей о языковых средствах выразительности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать свое предположение. (Регулятивные УУД)

Уметь высказывать свои мысли, слушать и понимать речь других, использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, участвовать в продуктивном диалоге. (Коммуникативные УУД).

Уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Продолжительность урока: 45 минут.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I этап.

Работа с текстом до чтения (антиципация). (2 минуты)

-Прочитайте, и догадайтесь о чем пойдет речь?

(Слайд 1.)

Дом ее на белой туче,

 Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная…

-На доске автор и  название произведения, над которым будем сегодня работать. Попробуйте определить жанр произведения.

(Слайд 2)

К. Д. Бальмонт «Снежинка»

-Произнесите слово снежинка с чувством.

-Предположите, какое настроение будет у стихотворения. Работаем в группах, используя «Словарь настроений» (Слайд 3)

       Словарь настроений.

шаловливое              серьезное

хвастливое                мрачное

веселое                      приподнятое

бодрое                       тревожное

таинственное            печальное

солнечное                 скорбное

радостное                 тоскливое

лирическое               хмурое

шутливое                  робкое

добродушное           сердитое

смешливое               беспокойное

светлое                     романтическое

восторженное          восхищенное

капризное                  мечтательное

- Что и с каким настроением сказал автор о снежинке, узнаем, прочитав стихотворение.

- Как быстро найти произведение в учебнике?

-Снежинка.

-Значит, будем  говорить о снежинке.

-Это стихотворение, так как мы уже учили стихотворение К. Д. Бальмонта «Поспевает брусника»

Ученики класса разделены на 4 группы.

(Дети выбирают карточки с предполагаемым настроением.)

-Открыть содержание учебника, найти автора и название произведения.

-Это страница 32.

II этап.

Работа с текстом во время чтения.(25 минут)

-Самостоятельно прочитайте стихотворение.

(Чтение.)

- Какие картины вы представляли читая?

-Правильны ли были наши предположения до чтения?

-С каким настроением К.Д. Бальмонт говорит о снежинке? Обсудите в группе. Если нужно исправьте свои предположения, воспользуйтесь «Словарем настроений»

-Какую музыку вы бы подобрали к этому стихотворению?

-Теперь будем читать медленно и вдумчиво.

-Читаем 1 абзац.

-Чем восхищается поэт?

-Какие слова говорят об этом?

-Какой эпитет подобрал автор?

-Почему она смелая?

-В каком темпе надо читать?

- Думайте при чтении о паузах и о логических ударениях.

-Договоритесь и выберите, кто будет читать от вашей группы?

- Читаем 2 абзац вдумчиво.

- Какое слово непонятно?

(Слайд 4)

Лазурная          1.Цвета лазури

                            (светло-синяя)

                          2.Переносное-    несбыточная(лазурная мечта)

Из словаря С.И, Ожегова

-Посмотрите на доску и выберите то объяснение, которое соответствует стихотворению.

- Что значит бурная дорога?

-Почему снежинка по ней легко проносится?

-Почему не ввысь, а на землю просится?

-Найдите олицетворения.

-Изменится ли темп чтения?

-Самостоятельно подготовьтесь читать выразительно 2 абзац.

-Выберите, кто сейчас будет читать от группы.

-Работаем над 3 абзацем.

-Медленно, вдумчиво читаем.

-Какие непонятные слова встретились?

-Прочитайте  их  значение. (Слайд 5)

Лелеять - нежить, холить, заботливо ухаживать.

Веять – дуть, обдувать дуновением.

Взметать – поднимать кверху или броском.

(из словаря С.И. Ожегова)

-Какой новый герой появляется?

-Что происходит со снежинкой?

-Какая часть речи помогла узнать о состоянии снежинки?

-Когда появился ветер, какие движения стали у снежинки?

-Покажите снежинку.

-Какое у нее сейчас личико?

-Как называется прием, который использует автор?

-В каком темпе будем читать?

-Готовьтесь в группе к выразительному чтению и выберите, того кто будет читать.

Проверка.

-Прочитайте вдумчиво 4 абзац и продумайте вопросы к нему.

-Попробуйте прочитать по-разному:  сначала в быстром темпе и  громко, потом в медленном и тихо.

-Выберите, как лучше.

-Готовьтесь читать выразительно.

-Чье чтение понравилось больше и почему?

-Читаем медленно и вдумчиво 5 и 6 абзац.

-В пятом абзаце есть метафора. Слайд 6.

Метафора – это использование слова в переносном значении на основании сходства или наоборот контраста одного предмета или явления с другим.

-Прочитайте, что это такое и попробуйте ее найти в тексте.

-Замените синонимом кристальная звезда.

-Объясните, значение слова касается.

-Изменится ли в пятом абзаце темп чтения?

-Вы обратили внимание, что восклицательное предложение начинает и заканчивает стихотворение, создавая своеобразный замкнутый круг. Этот прием называется рондо. Слайд 8.

-Подготовьтесь в группе  выразительно читать пятый и шестой абзац.

Проверка чтения

-Как летит снежинка.

-Я увидел, как снежинка кружится в воздухе.

-Тихую.

-Сначала медленную, а потом темп ускоряется.

-Легкую.

-Снежинкой.

-Какая чистая, какая смелая.

-Смелая.

-Не боится лететь.

-Не страшится неизвестности.

-В спокойном.

( Самостоятельное чтение)

-Лазурную.

-Светло-синяя.

-Трудная, опасная.

-Снежинка легкая.

-Ей наверху уже все известно. Она уже там была.

-Проносится.

-Просится.

-Надо читать быстрее.

(Читают 4 ученика)

-Ветер.

-Дрожит, взметается, качается.

-Глагол.

-Движения снежинки становятся более резкими, неровными. Ее направление изменяется то вверх, то вниз.

-Олицетворение.

-Темп чтения изменяется. Читать нужно быстрее.

Самостоятельное чтение.

(Чтение четырех учеников, представителей групп.)

Самостоятельное чтение.

Группы задают вопросы по очереди.

-Спокойнее ли стало снежинке (1группа).

-Что значит утешать? (2группа).

-Почему успокоилась снежинка?(3группа).

- Она привыкла к ветру.

-Снежинок уже  много.

-Подберите строки к иллюстрации.(4 группа)

Проверка чтения.

Самостоятельное чтение.

-Кристальная звезда.

-Прозрачная. Чистая. Слайд 7.

-Плавно ложится, не ломается.

-Да. Надо читать медленнее.

4 ученика.

III этап.

Работа с текстом после чтения. (14 мин.)

Слайд 9.

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в семье небогатого дворянина. Детство провел в деревне. Отец поэта – тихий, добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В 9 лет Константин Дмитриевич начал писать стихи. Они очень певучи и музыкальны.

-Прочитайте информацию об авторе, выберите из текста ответ. Выполните задание по группам.

Проверка работы.

-Какая тема стихотворения?

-Идея?

-Попробуем это передать в чтении стихотворения.

-. Задания группам на доске. Слайд10.

1. Определите вид чтения (соло, дуэт, трио и т. д.)

2. Подготовьтесь выразительно читать стихотворение.

Проверка чтения.

-Первая группа сегодня будет экспертами.

-А теперь прослушайте это стихотворение в исполнении заслуженного артиста России Алексея Емельянова. Слайд 11.

1группа. Где прошло детство К. Д. Бальмонта?

2 группа. Чему научил поэта отец?

3 группа. Что узнал К.Д,  Бальмонт благодаря матери.

4 группа. Когда начал писать стихи К. Д, Бальмонт?

-О снежинке.

-Константин Дмитриевич Бальмонт любуется снежинкой. Олицетворяет ее.

Подготовка в группах.

2, 3, 4-я группы представляют выразительное чтение, а 1-я группа дает анализ  их чтению.

IV. Домашнее задание. (1мин.)

-Домашнее задание предлагаю выбрать. Слайд 12.

1. Выучить наизусть стихотворение.

2. Выполнить творческое задание:

-придумать сказку о снежинке;

- сыграть мини – спектакль;

- написать отзыв о произведении.

V.Рефлексия. (2 мин)

-Проанализируйте свою работу и продолжите  любое предложение.

Слайд 13.

Сегодня мы узнали…

Было интересно…

Было трудно…

Мы хотели бы узнать…

Итог урока. (1 мин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения с презентацией для учеников 3 класса.

Программа по литературному чтению в 3 классе состоит из нескольких разделов, один из которых называется литературные сказки. Цель данного раздела – расширить кругозор детей, подготовить их к восприяти...

Урок литературного чтения с презентацией 1 класс В.Осеева "Печенье"

Урок литературного чтения с презентацией 1 класс В.Осеева "Печенье" по программе "Школа России"...

Урок литературного чтения "Журналы". Презентация

Дети знакомятся с разными журналами. Рассказывают интересное из журнала который читали....

Урок литературного чтения с презентацией по теме "В.К. Железников "Рыцарь""

Разработка урока литературного чтения  по теме "В.К.Железников "Рыцарь", 2 класс, УМК "Планета Знаний". К конспекту урока прилагается презентация. Урок разработан с учетом требований ФГОС....

конспект урока литературного чтения с презентацией " Стихи А.К.Толстого и А. Плещеева о природе" 4 класс программа "2100"

Конспект урока литературного чтения с презентацией по теме " Стихи А. К. Толстого и А. Плещеева о весне" в 4 классе по учебнику Р. Н. Бунеева....

Разработка урока литературного чтения с презентацией

Урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Школа России". (3 класс).  К уроку создана презентация...

урок литературного чтения с презентации по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович"

Поможет провести на уроке сравнительный анализ героев сказки с использованием презентации....