Разработка урока литературного чтения с презентацией
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Оглоблина Лена Мавлитьяновна

Урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Школа России". (3 класс).  К уроку создана презентация 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Ахмедьянова Лена Мавлитьяновна

МБОУ СОШ № 40, г.Сатка, Челябинская область

Учитель начальных классов

Урок литературного чтения. 3 класс

Тема: Статья В.Воскобойникова.  М.Ю.Лермонтов «Горные вершины».

Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и  творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова; развивать эмоции и чувства детей; прививать любовь к русской поэзии.

Задачи урока:

1.Образовательныезнакомство детей с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова, познакомить детей с его произведениями, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2. Развивающиеразвивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение  детей; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления; развивать фонематический слух.

3. Воспитательныевоспитание интереса к миру русской поэзии и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения; воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Планируемые  результаты:

Метапредметные:

Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.

Регулятивные УУД – организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности)

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии, об истории города.

Личностные – формирование положительного отношения к учебе и своим знаниям, ответственности за свою деятельность, развитие творческого воображения, умения объективно оценивать результат собственной деятельности.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности (орг.момент)

- Мы с вами начинаем урок литературного чтения с хорошего настроения. Все друг другу улыбнулись. Я желаю вам успехов и удачи в работе.

Речевая разминка

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

- Прочитайте про себя, тихо и медленно, с веселой интонацией.

2. Актуализация знаний

- Как вы думаете, что это?

- Найдите в тексте глаголы. Прочитайте выделяя голосом глаголы. Прочитайте выделяя голосом последнее слово в каждой строчке.

- Кто написал это стихотворение?

- Прочитайте что здесь написано:

хаиМил     рЮьвич                    номреЛтов

3. Постановка учебной задачи

- Поставим цели и задачи урока. Чему мы должны научиться, с чем познакомиться.

Познакомимся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова, научимся выразительно читать стихотворение М.Лермонтова, понимать прочитанное, анализировать стихотворение.

4. Проверка домашнего задания

- Что было задано на дом?

- Назовите главных героев басни. Дайте характеристику Вороне, Лисице.

Чтение наизусть. Инсценировка.

5. Открытие новых знаний (построение проекта выхода из затруднения)

- Откройте разворот в учебнике на стр.140. Рассмотрите его.

Прочитайте имя писателя.

- Что вы увидели на этих страницах? Портреты М. Лермонтова в маленьком возрасте, его автопортрет, портрет в военной форме, Петербургский университет и Кавказские горы.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841гг.)

   Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. Поэт, прозаик, драматург. Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, единственной наследницы значительного состояния своей матери, Елизаветы Алексеевны, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Брак, заключенный против  ее воли, был неравным и несчастливым; мальчик рос в атмосфере семейных несогласий. После ранней смерти матери ребенка взяла к себе бабушка,  устранив от воспитания отца. Женщина умная, твердая и властная, бабушка перенесла на внука все свои привязанности. Лермонтов получил столичное домашнее образование: помимо обычного гувернера – француза, у него была бонна – немка и позднее преподаватель – англичанин;  Лермонтов с детства свободно владел французским и немецким  языками. Когда Мише было 11 лет, бабушка повезла его на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве.

      Позднее  семья переезжает в Москву, и осенью  он зачисляется  в 4-й класс Московского университета благородного пансиона, одного из лучших учебных заведений России, где учились ранее В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, Ф.И.Тютчев и другие. Лермонтов получает систематическое гуманитарное образование, которое пополняет затем самостоятельным чтением.

       Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику его парадный портрет. Этот портрет у вас на развороте учебника.  Посмотрите внимательно!!!

      С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские  усики над пухлым ртом.

       Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные  стихи, очень хорошо рисовал. Портрет на развороте - его работа. (Презентация)

Чтение статьи Воскобойникова  хорошо читающими учениками.

- Что нового узнали о писателе?

Физминутка

Мы сидели, мы сидели,

Наши спинки занемели.

Постоим немножко,

Поглядим в окошко.

     Раз! Подняться, потянуться.

     Два! Согнуться, разогнуться.

     Три! В ладошки три хлопка,

     Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - за парту тихо сесть.

6.Первичное закрепление

Работа в парах.

- Составьте вопросы одноклассникам

- Чтение стихотворения «Горные вершины»

Словарная работа

Тьма – отсутствие света, темнота

Долина – низменность

Мгла – сумрак.

Это произведение – перевод М.Ю.Лермонтова стихотворения немецкого поэта Гёте.

- Прочитайте стихотворение и подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении. ( Медленно, протяжно, мелодично).

- Ваши впечатления от прочитанного.

- Какое настроение возникает от прочитанного? (Спокойное, хорошее)

-Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно? Что для этого надо?

- Надо понять картину из жизни, рисуемую автором, представить картину, о чем нам хочет сказать поэт.

- Что представили? ( Горные вершины, успокоение)

- Если это стихотворение, что еще должны почувствовать? (Ритм, рифму)

-Найдите рифмующиеся слова.

-Как надо читать это стихотворение? (Медленно)

-Почему?

Прочитайте выразительно.

-Какие приёмы  поэт использует в этом стихотворении?

 Олицетворение – вершины спят

- Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную могли бы подобрать к стихотворению?

- На слова М.Лермонтова композитор А.Варламов написал романс «Горные вершины». Послушайте этот романс.

http://youtube.com/watch?v=T2lBfs3buYg

- Объясните смысл выражения «Горные вершины спят во тьме ночной».

-С кем сравнивает поэт горные вершины?

- Попробуйте словами нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.

- Какие элементы будут главными?

- Что расположим в центре картины?

- Где расположим остальные элементы?

- Какие краски выберем для иллюстрации? Почему?

- Закройте глаза, представьте эту картину. Опишите словами , что вы увидели.

- Какая тема затронута в этом стихотворении?

- В этом стихотворении затронута тема – гордого  одиночества. Они полны переживаний, переполнены чувствами

- Несчастлив и одинок был М.Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений. Поэту не хватало друзей, единомышленников и любящей женщины. Он совсем один и это одиночество гнет его.

7.Итог урока.

- Чем каждый из вас занимался на уроке?

- С творчеством какого писателя познакомились?

- Какие цели ставили? Каких достигли? Какой получили результат?

Рефлексия

- С каким настроением мы заканчиваем урок?

- Встаньте, если у вас хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения «Живая азбука» (конспект+презентация)

Урок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника Горецкого В.Г. “Азбука”, УМК “Школа России”.Является завершающим этапом при работе над  проектом "Живая аз...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...