Разработка урока литературного чтения с презентацией
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Школа России". (3 класс). К уроку создана презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку литературного чтения | 1.31 МБ |
Разработка урока литературного чтения | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Ахмедьянова Лена Мавлитьяновна
МБОУ СОШ № 40, г.Сатка, Челябинская область
Учитель начальных классов
Урок литературного чтения. 3 класс
Тема: Статья В.Воскобойникова. М.Ю.Лермонтов «Горные вершины».
Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова; развивать эмоции и чувства детей; прививать любовь к русской поэзии.
Задачи урока:
1.Образовательные: знакомство детей с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова, познакомить детей с его произведениями, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления; развивать фонематический слух.
3. Воспитательные: воспитание интереса к миру русской поэзии и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения; воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.
Регулятивные УУД – организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности)
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии, об истории города.
Личностные – формирование положительного отношения к учебе и своим знаниям, ответственности за свою деятельность, развитие творческого воображения, умения объективно оценивать результат собственной деятельности.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности (орг.момент)
- Мы с вами начинаем урок литературного чтения с хорошего настроения. Все друг другу улыбнулись. Я желаю вам успехов и удачи в работе.
Речевая разминка
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
- Прочитайте про себя, тихо и медленно, с веселой интонацией.
2. Актуализация знаний
- Как вы думаете, что это?
- Найдите в тексте глаголы. Прочитайте выделяя голосом глаголы. Прочитайте выделяя голосом последнее слово в каждой строчке.
- Кто написал это стихотворение?
- Прочитайте что здесь написано:
хаиМил рЮьвич номреЛтов
3. Постановка учебной задачи
- Поставим цели и задачи урока. Чему мы должны научиться, с чем познакомиться.
Познакомимся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова, научимся выразительно читать стихотворение М.Лермонтова, понимать прочитанное, анализировать стихотворение.
4. Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом?
- Назовите главных героев басни. Дайте характеристику Вороне, Лисице.
Чтение наизусть. Инсценировка.
5. Открытие новых знаний (построение проекта выхода из затруднения)
- Откройте разворот в учебнике на стр.140. Рассмотрите его.
Прочитайте имя писателя.
- Что вы увидели на этих страницах? Портреты М. Лермонтова в маленьком возрасте, его автопортрет, портрет в военной форме, Петербургский университет и Кавказские горы.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841гг.)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. Поэт, прозаик, драматург. Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, единственной наследницы значительного состояния своей матери, Елизаветы Алексеевны, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Брак, заключенный против ее воли, был неравным и несчастливым; мальчик рос в атмосфере семейных несогласий. После ранней смерти матери ребенка взяла к себе бабушка, устранив от воспитания отца. Женщина умная, твердая и властная, бабушка перенесла на внука все свои привязанности. Лермонтов получил столичное домашнее образование: помимо обычного гувернера – француза, у него была бонна – немка и позднее преподаватель – англичанин; Лермонтов с детства свободно владел французским и немецким языками. Когда Мише было 11 лет, бабушка повезла его на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве.
Позднее семья переезжает в Москву, и осенью он зачисляется в 4-й класс Московского университета благородного пансиона, одного из лучших учебных заведений России, где учились ранее В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, Ф.И.Тютчев и другие. Лермонтов получает систематическое гуманитарное образование, которое пополняет затем самостоятельным чтением.
Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику его парадный портрет. Этот портрет у вас на развороте учебника. Посмотрите внимательно!!!
С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом.
Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи, очень хорошо рисовал. Портрет на развороте - его работа. (Презентация)
Чтение статьи Воскобойникова хорошо читающими учениками.
- Что нового узнали о писателе?
Физминутка
Мы сидели, мы сидели,
Наши спинки занемели.
Постоим немножко,
Поглядим в окошко.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.
6.Первичное закрепление
Работа в парах.
- Составьте вопросы одноклассникам
- Чтение стихотворения «Горные вершины»
Словарная работа
Тьма – отсутствие света, темнота
Долина – низменность
Мгла – сумрак.
Это произведение – перевод М.Ю.Лермонтова стихотворения немецкого поэта Гёте.
- Прочитайте стихотворение и подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении. ( Медленно, протяжно, мелодично).
- Ваши впечатления от прочитанного.
- Какое настроение возникает от прочитанного? (Спокойное, хорошее)
-Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно? Что для этого надо?
- Надо понять картину из жизни, рисуемую автором, представить картину, о чем нам хочет сказать поэт.
- Что представили? ( Горные вершины, успокоение)
- Если это стихотворение, что еще должны почувствовать? (Ритм, рифму)
-Найдите рифмующиеся слова.
-Как надо читать это стихотворение? (Медленно)
-Почему?
Прочитайте выразительно.
-Какие приёмы поэт использует в этом стихотворении?
Олицетворение – вершины спят
- Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную могли бы подобрать к стихотворению?
- На слова М.Лермонтова композитор А.Варламов написал романс «Горные вершины». Послушайте этот романс.
http://youtube.com/watch?v=T2lBfs3buYg
- Объясните смысл выражения «Горные вершины спят во тьме ночной».
-С кем сравнивает поэт горные вершины?
- Попробуйте словами нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.
- Какие элементы будут главными?
- Что расположим в центре картины?
- Где расположим остальные элементы?
- Какие краски выберем для иллюстрации? Почему?
- Закройте глаза, представьте эту картину. Опишите словами , что вы увидели.
- Какая тема затронута в этом стихотворении?
- В этом стихотворении затронута тема – гордого одиночества. Они полны переживаний, переполнены чувствами
- Несчастлив и одинок был М.Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений. Поэту не хватало друзей, единомышленников и любящей женщины. Он совсем один и это одиночество гнет его.
7.Итог урока.
- Чем каждый из вас занимался на уроке?
- С творчеством какого писателя познакомились?
- Какие цели ставили? Каких достигли? Какой получили результат?
Рефлексия
- С каким настроением мы заканчиваем урок?
- Встаньте, если у вас хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...
Разработка урока литературного чтения с презентацией УМК "Школа России" по теме: Русские народные сказки. «Иван-Царевич и Серый Волк».
На данном уроке учащиеся в течении урока заполняют листы самооценивания....
Методическая разработка урока литературного чтения «Живая азбука» (конспект+презентация)
Урок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника Горецкого В.Г. “Азбука”, УМК “Школа России”.Является завершающим этапом при работе над проектом "Живая аз...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...