Урок чтения в 4 классе Л. Кассиль «У классной доски»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Л. Кассиль «У классной доски»
Цель:
закрепить знания учащихся о произведении Л. Кассиля «У классной доски»;
Задачи:
формирование у учащихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях;
развивать умение проводить сравнительную характеристику героев, составлять словесный портрет,
развивать технику чтения про себя, отвечать на вопросы, опираясь на прочитанный текст
развивать речь и творческие способности учащихся, аналитическое мышление;
способствовать воспитанию нравственных качеств: решительности, стойкости, честности.
Познавательная задача: узнать, какие черты характера должны быть у народа, победившего фашизм.
Учебная задача: извлекать из текста информацию, работать в парах, составлять вопросы к прочитанному тексту.
Дидактический материал и оборудование урока:
- компьютер;
- учебник: Кубасова О. В. Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений. В 4 ч. Ч. 2/ О. В. Кубасова. – 5-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 168 с.
- рабочая тетрадь: Кубасова О. В. Литературное чтение: любимые страницы. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 кл. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.
Ход урока
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок - к нам в класс пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Дети встают)
Спасибо, присаживайтесь.
- Проверка домашнего задания
- Ребята, скажите, пожалуйста, с каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? (Л.Кассиль «У классной доски»).
Верно. Назовите главных героев? (Учительница Ксения Андреевна, Костя Рожков, его одноклассники - Сеня Пичугин, Шура Капустина)
Вам было задано творческое домашнее задание: нарисовать словесный портрет учительницы и выполнить рисунок.
Предлагаю создать галерею портретов и охарактеризовать персонаж. (На доске помещаем портреты и устно зачитываем характеристику учительницы) Ребята дополняют ответы друг друга.
III. Введение в тему урока
-- События, каких лет описаны в произведении Л.Кассиля? (События Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)
- Правильно, ребята. А кто может ответить на вопрос: что такое война? Что она несет с собой? (Смерть, разрушения, горе…)
- Верно. События этих годов нашли свое отражение не только в творчестве писателей, но и в музыкальных произведениях. Сейчас мы услышим песню «Священная война». Она была написана 24 июня 1941 года.
Слова - В. И. Лебедева-Кумача, музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Премьера песни состоялась на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Так начался путь песни, славный и долгий.
Звучит песня «Священная война»
- Стадия «вызов» (Актуализация знаний)
- Почему война 1941-1945 гг. называется Великая Отечественная? (Потому, что люди защищали свое Отечество)
А как вы понимаете слово «Отечество»? (Это Родина, это страна, это дом, это город, это семья, это двор, это улица…)
- Правильно, ребята. Давайте порассуждаем: а какими качествами должен обладать народ, победивший фашизм? Внесем наши рассуждения в «Корзину идей» (Предположения детей заносятся в таблицу №1 на доске).
Прием «Корзина идей» (таблица №1)
Наши предположения |
Быть смелым и отважным |
Ничего не бояться |
Совершить подвиг |
Любить свою Родину |
Думать о погибших товарищах |
Защитить свою семью |
- Молодцы, вы отлично справились. Только ли в бою людям нужно было обладать такими качествами? (Нет, и жителям городов и деревень они были необходимы) А где находились герои нашего произведения? (В деревне)
Правильно, давайте понаблюдаем за действиями и поступками жителей этой деревни в победе при столкновении с фашистами в отрывке из кинофильма Льва Кулешова «Юные партизаны»
Просмотр отрывка из кинофильма «Юные партизаны»
Воспроизведение фильма
- Стадия «осмысление». Работа по теме урока.
- Какие события происходят в отрывке? (Разговор немцев с ребятами) Почему именно к детям обратились немцы?
Чего же на самом деле хотели от ребят фашисты? Кто такие партизаны?
Как вели себя немцы? ( Жестоко, грубо…); Дети? (Мужественно, смело…); Учительница (Отважно, невозмутимо, спокойно); Костя? (Мужественно и смело, взял весь удар на себя…). Какой момент вам показался самым напряжённым?
По ходу рассуждений учителем заполняется таблица №2
Учительница Ксения Андреевна | Была смелой и отважной |
Костя Рожков | Совершил подвиг |
Одноклассники (Сеня Пичугин, Шура Капустина) | Ничего не боялись Сплотились в момент опасности |
Давайте посмотрим, обладают ли наши герои теми качествами, которыми должны обладать победители? (Сравниваем «в тылу» и «на фронте»)
- Физкультминутка
«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)
- Мы продолжаем знакомство с произведением Л.Кассиля. Воспользуемся приемом «Чтение с остановками».
Нужно будет прочитать отрывок и составить 1-2 вопроса по содержанию. Произведение большое, поэтому разделим его на части, а сами разделимся на группы. Итак: 1 группа-1 отрывок, 2 группа-2 отрывок, 3 группа-3 отрывок.
После прочтения группы (по очереди) выходят к доске и задают вопросы, а мы обсуждаем: был ли ответ полным и развернутым.
VII. Стадия «рефлексия». Закрепление знаний.
- Подтвердились ли наши предположения об идее рассказа, которые мы высказывали в начале урока? Всегда ли по названию произведения, можно догадаться о его содержании?
Приём ТРКМ «Кластер»
- Обобщим наши знания. Составим кластер. Кто же ещё сражался за победу в ВОВ? (Женщины и дети) А какую роль выполняли дети и женщины? (Помогали партизанам, работали на заводах…)
Как мы одержали победу? (Сообща)
- Итак, вы увидели, что весь русский народ, от мала до велика, поднялся вслед за призывом песни на «смертный бой». Как вы думаете, помогали людям во время ВОВ песни? Чем?
Многие погибли в этой войне. Была ли их гибель напрасной? Почему?
- Да, они погибли ради нашей с вами светлой жизни. Так давайте будем хранить память обо всех, кто погиб во время ВОВ, помогать тем, кто ещё жив.
VIII. Итог урока.
- Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. Скажите, понравился ли он вам? Что особенно запомнилось? Что стало неожиданным? Какое эмоциональное настроение у вас сейчас?
IX. Домашнее задание.
3. Прием «Написание эссе»
Я напомню, что эссе- это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Порассуждайте на тему: «Что такое подвиг?»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕРХНЕОБЛИВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Л. Кассиль «У классной доски»
Выполнила: учитель начальных классов Ольховатова Наталья Николаевна
2013 год
Отзыв об уроке литературного чтения в 4 классе по теме
Л. Кассиль «У классной доски»».
Этот урок итоговый в изучении рассказа Л. Кассиля. Форма урока - урок- размышление. На стадии вызов (актуализация знаний) были решены следующие задачи: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке.
Учитель использовала приём «Корзина» идей, этот прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся именно на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Это позволит выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске находился значок корзины, в которой условно учащимися собралось все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
На стадии – рефлексия основным являлось, целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На этой стадии учитель воспользовался несколькими приемами. Один из них - «Составление кластера».
Также на стадии рефлексия был использован прием «Эссе». Ребятам было предложено дома порассуждать на тему: «Что такое подвиг?».
Постоянно в течение всего урока осуществлялась работа по развитию речи учащихся, навыков чтения.
Методы и формы работы на уроке позволили глубже постичь художественное произведение, психологию героев, узнать, какие черты характера должны быть у народа, победившего фашизм.
На протяжении всего урока каждый ученик был включен в поиски решения проблемы, а значит, в активную познавательную деятельность.
В течение урока велась работа по предупреждению и устранению речевых ошибок.
Цели и задачи данного урока были полностью выполнены. Дети постигали нравственные истины на основе текста произведения, формировали высокоморальные критерии жизненных поступков.
Директор школы__________________/В.А.Елисеева./
Заместитель директора__________________/Г.А.Кисленко/
Руководитель МО учителей начальных классов______________/Т.Н. Ляушневич./
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...
Конспект+презентация рассказ Л. Кассиля "У классной доски".
Расширение у учащихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях.Актуализировать знания учащихся о Великой Отечественной войне и её героях; · познакомить учащихся с произведением Л. Касси...
Урок литературного чтения Л.А.Кассиль "У классной доски". 4 класс УМК "Гармония"
Замечательное произведение Л.А. Кассиля «У классной доски" воспитывает нравственные качества: чувство гордости за свою Родину, любовь к Родине, чувство патриотизма, мужество, отвагу, стойкость, честно...
конспект открытого урока литературного чтения Л.Кассиль "У классной доски", с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Данный урок проводился в 4 классе с использованием приемов технологии развития критического мышления...
Литературное чтение. 3 класс. Л.Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой".
Данный урок разработан на основе технологии продуктивного чтения с элементами технологии критического мышления....
Лев Кассиль «У классной доски»
Личностные результаты: 1. Развивать умение высказывать своё мнение, выражать эмоции.2. Оценивать поступки героев произведения.3.Проявление интереса и желания познавать во время чтения и слуш...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»"
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»...