Литературное чтение. 3 класс. Л.Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Данный урок разработан на основе технологии продуктивного чтения с элементами технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lev_kassil_.otmetki_rimmy_lebedevoy.docx | 114.93 КБ |
lev_kassil_urok.pptx | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
3 класс, УМК «Школа России»
Учитель начальных классов: Н.В.Грязнова
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.
2. Развивающие: развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.
3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности
Планируемые результаты.
- Предметные:
- учащиеся проверят свои знания по прочитанным произведениям;
- научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
2. Метапредметные:
- познавательные УУД
- находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.
- коммуникативные УУД
- слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
- формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;
- формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;
- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
Личностные:
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Технологическая карта сценария урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | (Учитель проверяет готовность детей к уроку). -Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать. | Дети работают с учителем |
I этап – Работа с текстом до чтения. 1)Антиципация. | - Ребята, прочитайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака ( слайд 2) Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись ребёнок – Последний гражданин села. Испуганный котёнок белый, Обломок печки и трубы – И это всё, что уцелело От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик без слёз, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенёс.
- О ком это стихотворение? - Когда происходят события в стихотворении? - Я согласна с вами, это стихотворение о детях войны. - Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. (Работа с заголовком) - Откройте учебники на стр.175. Подумайте, что сейчас мы будем читать – рассказ, стихотворение или сказку? - Как вы догадались, что это рассказ? - Рассказ - это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем. - Можем мы, не прочитав текст, определить жанр? - Значит, нам предстоит определить жанр произведения. - Прочитайте имя автора. - Знакомились мы раннее с произведениями Льва Абрамовича Кассиля? - Сегодня мы впервые читаем его произведение? - Какое название дал автор этому произведению? - Как вы думаете, кто такая Римма Лебедева? - Давайте вернёмся к стихотворению С.Я.Маршака и подумаем, как может быть связано оно с произведением Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». - А что такое отметки? Когда их получают? - Если Римма жила во время войны, то могла она получать отметки? - Предположите, какая история могла произойти с этой девочкой? Давайте наши предположения зафиксируем на дереве предсказаний. Прием «Древо предсказаний». 2) Постановка целей урока. - Какова цель нашего урока? - Познакомиться с творчество Л.Кассиля и новым произведением; - Определить главную мысль произведения, его жанр; Какие задачи мы поставим себе на урок? - Прочитать текст; - Проверить наши предположения; - Развивать выразительное чтение, интонацию, речь. - Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль и проверить наши предположения надо хорошо знать содержание.
| -О ребёнке, о мальчике. - Во время войны. |
II этап – Работа с текстом во время чтения. | Текст читают хорошо читающие дети. 1)Первичное чтение текста. - Посмотрите, сколько частей в нашем произведении? - Прочитаем произведение.
2) Перечитывание текста, более осознанное. Диалог с автором: Приём «Чтение вслух с остановками». (После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий) 1)- Зачем Римма Лебедева приехала с мамой в город Свердловск? 2)- Выполнила просьбу тетки Анастасия Дмитриевна ? 3)- Римма старалась учиться? 4)- Соглашались ребята с Риммой или спорили? 5)- Почему ребята не брали Римму с собой? 6)- О чем мог попросить лейтенант Римму? - Значение какого слова вам непонятно? Как вы думаете, что обозначает это слово? Где мы можем найти значение этого слова? Кисет - небольшой мешочек для хранения вещей, затягиваемый шнурком. Часто в кисете хранят табак. 7)- Почему лейтенант нахмурился и огорчённо просвистел? 8)- Почему Римма отвернулась? 9)- Поддержал лейтенант Маню Петлину? 10)- Приняла предложение лейтенанта Римма? 11)- Какие отметки увидел лейтенант в ведомости Риммы? - Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским? 3) Анализ текста - Определите жанр произведения. Рассказ - это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем. - Понравился ли вам рассказ? - Где происходят события? - Познакомились ли мы с героем? - Что мы узнали о нашем герое? | |
II этап – Работа с текстом после чтения. | 1)Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. - Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они? ( Древо предсказаний). - Что вас удивило в рассказе? - Что было самым интересным? - Почему писатель решил написать рассказ о Римме Лебедевой? 2)Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, его портрет. Лев Абрамович Кассиль (1905−1970) — прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу. Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль. В 1927 году был привлечен Маяковским к работе в журнале «Новый ЛЕФ» (здесь были напечатаны отрывки из первой книги «Кондуит»), в конце 1920−1930-х годов сотрудничал с журналом «Пионер». Кассиль писал также рассказы, многие из которых посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу (в т.ч. «Рассказ об отсутствующем», «Линия связи», «Зеленая веточка», «Все вернется», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Держись, капитан!»), В 1965 году Кассиль был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького. Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. 3) Работа с заглавием. - Почему автор выбрал такое заглавие к своему тексту? Можно ли как-нибудь по-другому озаглавить рассказ? Предложите свои заголовки. 4)Творческое задание. - Я предлагаю вам побывать в роли художников-мультипликаторов и попробовать создать диафильм по рассказу. - Предлагаю вам разбиться на группы, каждая команда нарисует 4 иллюстрации ко всему тексту , рисунки можно подписать предложением из текста. Затем вы работы соедините, и у вас получится диафильм. | |
Итог урока. Рефлексия. | - С какой целью был написан рассказ? -Чему он вас может научить? - Какова главная мысль рассказа? - Выполнили задачи, поставленные на уроке? Достигли цели? Оцените себя на уроке. Прием рефлексии «Выбор» Прием рефлексии «Релаксация». - Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. - Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. - Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. | |
Домашнее задание | - Придумать к рассказу Л.А.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» по три «Тонких и толстых вопроса». |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиз урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать»
Отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Мальчик из села Поповка» Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись ребёнок – Последний гражданин села. Испуганный котёнок белый, Обломок печки и трубы – И это всё, что уцелело От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик без слёз, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенёс.
Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Цель урока: - Познакомиться с новым произведением; - Познакомиться с биографией Л.А.Кассиля; - Определить главную мысль произведения.
Задачи урока: - Прочитать текст; - Проверить наши предположения; - Развивать выразительное чтение.
Объясните значения выражения: - «немцам в лапы попасть»; - «не в силах нормально учиться»
Ленивая, трудолюбивая, искала отговорки, старательная, неприлежная, плохо училась, не искала отговорок, хорошо училась. В начале рассказа В конце рассказа Ленивая Неприлежная Искала отговорки Итог: училась плохо
Ленивая, старательная, неприлежная, трудолюбивая, хорошо училась, искала отговорки, училась плохо, не искала отговорки В начале рассказа В конце рассказа Ленивая Трудолюбивая Неприлежная старательная Искала отговорки Не искала отговорок Итог: училась плохо Итог: училась хорошо
Лев Абрамович Кассиль 1905- 1970
Лев Абрамович Кассиль (1905−1970) — прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.
Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу. Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.
В 1927 году был привлечен Маяковским к работе в журнале «Новый ЛЕФ» (здесь были напечатаны отрывки из первой книги «Кондуит»), в конце 1920−1930-х годов сотрудничал с журналом «Пионер», выступал в газете «Известия»
Кассиль оставил много рассказов:
Многие из этих книг посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу (в т.ч. «Рассказ об отсутствующем», «Линия связи», «Зеленая веточка», «Все вернется», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Держись, капитан!»)
Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
«Палитра настроения»
Какая была цель на уроке? - Познакомиться с новым произведением; - Познакомиться с творчество Л.А.Кассиля; - Определить главную мысль произведения.
По желанию выберите себе фразу и закончите ее самостоятельно. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....
Внеклассное занятие по чтению «С.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» 2 класс
Внеклассное мероприятие для учеников 2 класса может быть проведено в рамках месячника по чтению....
Технологическая карта урока литературного чтения "Лев Кассиль "Отметки Риммы лебедевой"
Урок открытия новых знаний по литературному чтению в 3 классе. Урок проведен в педагогической технологии развития критического мышления....
Конспект урока литературного чтения "Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой" (3 класс)
Цели деятельности учителя: - совершенствование навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и ч...
Технологическая карта урока литературного чтения«Л.Кассиль Отметки Риммы Лебедевой» (УМК Школа России , 3 класс)
Тема урока Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: Ознакомление с произведением Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой&r...