№ п/п | Этапы | Содержание урока | Деятельность обучающихся | УУД |
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности. Задача: Мотивировать обучающихся на предстоящую деятельность
| Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. -Ты уже проснулся? -Здравствуй! Веточка стучит в окно, Умывайся, одевайся, Встало солнышко давно. Все проснулось: Лес и поле, Ждет тебя учеба в школе. Ты готов, мой юный друг, В царство знаний и наук? Если « ДА», то собирайся И в дорогу отправляйся. -Здравствуйте, мои дорогие ребята, мои любимые ученики. Сейчас у нас урок чтения. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов.
| Приветствуют гостей, друг друга. | Личностные УУД Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД Самоорганизация и организация своего рабочего места.
Коммуникативные УУД Развитие умения слушать .
|
2 | 2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача.Совместно с детьми сформулировать тему и цели урока, через проблемную ситуацию
| - Ребята, я не случайно начала наш урок с этого стихотворения. Действительно, приходя в школу, вы попадаете в другой мир – мир знаний и стремлений, мир, в котором вы добиваетесь определенных результатов, получаете новые знания, учитесь общаться между собой, встречаетесь со своими друзьями и, конечно же, общаетесь с учителями. А как вы думаете, кто такой учитель? ( ответы детей) - А какими качествами должен обладать хороший учитель? ( ответы детей) Учить, трудиться, думать смело, Шагать – дороги хороши… Нет в мире радостнее дела, Чем воспитание души! Наставникам – стихи и песни, Сверканье вдохновенных строк. Мудрейшая из всех профессий. Величью званья: « ПЕДАГОГ».
|
Постановка проблемной ситуации, беседа, объяснение
|
Коммуникативные УУД Просто и понятно излагать свои мысли, формулировать собственное мнение. Регулятивные УУД Уметь определять цель на уроке с помощью учителя.
Развитие творческих способностей, технология критического мышления,свободное творчество,активизируетумственную деятельность через чтение |
3 | Введение в тему урока
Знакомство с краткой биографией автора, его творчеством.
Физминутка.
| Многие поэты и писатели посвятили свои произведения Учителю, потому что у них были прекрасные, заботливые педагоги, такие как Ксения Андреевна из рассказа Л.А. Кассиля « У классной доски». ( Учитель обращает внимание на портрет Льва Абрамовича Кассиля.) -Что вы запомнили из биографии автора? -Кассиль Лев Абрамович,известный прозаик. -Родился 10 июля 1905 года, в городе Энгельс ,на Волге ,в семье врача и учителя. -Окончив с успехом среднюю школу, получил направление в московский университет. Там стал писать. Во время войны был на передовой в качестве журналиста. -Тематика произведений разнообразна.( Показ его книг). -Лауреат Сталинской премии.
« Бабочка» Спал цветок и вдруг проснулся, Встрепенулся,потянулся.( Повторяют движения) Покачался на ветру. Взвился вверх и полетел.
|
Краткое знакомство с биографией и творчеством писателя,демонстрация книг автора
Выполняют упражнения.
|
|
4. | Анализ произведения.
| Один из рассказов Кассиля мы изучаем на сегодняшнем уроке. (Показ книги) Учитель. -На какую тему это произведение? - Тема войны. Учитель. Почему война 1941-1945 годов называется Великой Отечественной? -Весь народ поднялся на защиту Отечества. У Учитель. А как вы понимаете слово «Отечество»? -Это Родина, это страна, это дом, это город, это семья, это двор, это улица, школа и первый учитель…
Синквейн « Отечество» ( 1-2 человека)
Учитель. Также беззаветно любили свое Отечество и герои рассказа Кассиля. - Назовите их? -Учительница Ксения Андреевна, Костя Рожков, его одноклассники -Сеня Пичугин, Шура Капустина. Вам было задано нарисовать портрет учительницы и подготовить словесную характеристику героини. -До урока на доске мы приготовили выставку ваших рисунков по прочитанному произведению. Расскажите, кого вы изобразили. Опишите учительницу Ксению Андреевну. Какой она вам представляется? Синквейн. Учитель.
(Ответы ребят, выборочное чтение текста)
Те -Про учительницу Ксению Андреевну Карташову говорили, что у нее руки поют.
–Ксении Андреевне не приходилось повышать голос, ей не надо было прикрикивать.
-Ух, она у нас и строгая! -хвастались ребята. Сразу все замечает.
-Тридцать два года учительствовала в селе Ксения Андреевна.
-Сельские милиционеры отдавали ей честь на улице.
-И председатель колхоза был ее учеником.
-Строгим,но справедливым человеком слыла она… -Осенью мне посчастливилось с группой учителей нашей школы посетить легендарный город-герой Волгоград(Сталинград). Эта поездка надолго останется в моей памяти. Мы посетили самые значимые места Сталинграда. (подборка фотографий) Я вспомнила об этом потому, что произведение Кассиля тоже трогает сердца. А еще мы помним подвиг Чабахан Басиевой, учительницы алагирской школы. Фашисты пытались ее завербовать. Но она не предала свою Родину. ( Портрет на доске) - Я дочь советского народа и на фашистов работать не буду.! Её пытали и расстреляли, убили мать и брата. Народ высоко оценил подвиг учительницы.Её наградили орденом Отечественной войны посмертно. Ее именем названа алагирская школа№1,улица, на которой жила Чабахан. Поставлен памятник. Поставили памятник и Ивану (Яну) Каниди, учителю физкультуры бесланской школы №1,греку по национальности,который защищал ребят от озверевших террористов .Был расстрелян. В память о героях объявляется минута молчания.
-Давайте порассуждаем. Какими качествами должен обладать народ, победивший врага? Внесите свои мысли в « Корзину идей».
Наши предложения. | Смелость,отвага,бесстрашие. | Любовь к Родине. | Товарищество,дружба. | Патриотизм. | Чувство долга. Самоотверженность. |
-Только ли в бою надо обладать такими качествами? -Где находились герои нашего произведения? Расскажите,что произошло тогда у классной доски?(краткий пересказ)
| Формируют тему урока. (События Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)
Составляют синквейн (пятистрочная стихотворная форма,передает кратко чувства,эмоции)
Ответы и рассуждения учащихся
Выставка портретов героев рассказа. Озвучивание словесного портрета учительницы Ксении Андреевны
Минута молчания.
Составление «Корзины идей»
|
Коммуникативные УУД Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД Находить и выделять необходимую информацию в учебнике. Находить ответы на вопросы, работать с текстом.
|
5 | Чтение по ролям с элементами инсценирования.
(Актуализация знаний)
| Учитель. Самый яркий отрывок рассказа прочитают по ролям, с элементами инсценирования ,несколько ребят.
Учительница. -Ребята, на школьном дворе немцы! (Вбегают три немца) 1 фриц.– Стой!– Пионирен? 2 фриц– Шнеллер, шнеллер, бистро! Ксения Андреевна шагнула вперед прямо на немца и прикрыла собой ребят. Учительница.-– Что вы хотите? 1 фриц. Кто такое ви? Отвечать сию минуту… Я кой-чем говорить по-русски. Учительница– Я понимаю и по-немецки, но говорить мне с вами не о чем. Это мои ученики, я учительница местной школы. Вы можете опустить ваш пистолет. Что вам угодно? Зачем вы пугаете детей? 1фриц– Не учить меня! 2фриц Сейчас я вам буду давать небольшой экзамен. Сидеть на место! Учитель.– Здесь слушаются только меня. Пичугин, принеси, пожалуйста, стул из коридора.– Пичугин, поскорее! 1фриц.– Теперь каждый меня будет слушать! Где партизанен? Теперь я буду слушать каждый! 2фриц.– Прикажите им, – чтобы они показали мне на карте или на плане это место. Ну, живо! Только смотрите у меня…– Я вам предупреждаю, что я понятен русскому языку и что вы будете сказать детей… 1 фриц– Может быть, вы все-таки подумаете и сами скажете мне все, что надо? –– Дети не поймут, говорите по-немецки. Учитель.– Я уже сказала вам, что никогда не была там и не знаю, где это. (Фашист, схватив своими длинными руками Ксению Андреевну за плечи, грубо потряс ее) 1 фриц– Смотри, я буду пока очень добрый, но дальше… (Ксения Андреевна высвободилась, сделала шаг вперед, подошла к партам, оперлась обеими руками на переднюю и сказала) Учитель– Ребята! Этот человек хочет, чтобы мы сказали ему, где находятся наши партизаны. Я не знаю, где они находятся. Я там никогда не была. И вы тоже не знаете. Правда? 1 фриц– Ну, ты, как звать?… Ты тоже не знаешь? Ученик.-Не знаю, 1 фриц – А это что такое, знаешь? – Это знаю, Пистолет-автомат системы «вальтер»… 1 фриц – А ты знаешь, сколько он может убивать таких скверных учащихся? – Не знаю. Сами считайте… 1 фриц – Кто такое! Ты сказал: сами считать! Очень прекрасно! Я буду сам считать до трех. И если никто мне не сказать, что я просил, я буду стрелять сперва вашу упрямую учительницу. А потом – всякий, кто не скажет. Я начинал считать! Раз!… Учитель– Молчи, Шура, молчи, – прошептала Ксения Андреевна, и губы ее почти не двигались. – Пусть все молчат, – медленно проговорила она, оглядывая класс, – кому страшно, пусть отвернется. Не надо смотреть, ребята. Прощайте! Учитесь хорошенько. И этот наш урок запомните… ( Аплодисменты)
| Чтение по ролям с элементами инсценирования. (музыкальное оформление) |
|
6 | Стадия «Осмысление». Работа по теме урока.
| Учитель: Вспомните разговор немцев с ребятами. Какие события происходят в отрывке? (Разговор немцев с ребятами) Почему именно к детям обратились немцы? Чего же на самом деле хотели от ребят фашисты? Кто такие партизаны? Как вели себя немцы? ( Жестоко, грубо…); Дети? (Мужественно, смело…); Учительница (Отважно, невозмутимо, спокойно); Костя? (Мужественно и смело, взял весь удар на себя…). Какой момент вам показался самым напряжённым? (найдите в учебнике)
Предлагаю посмотреть этот отрывок из фильма «Юные партизаны» Льва Кулешова. ( Просмотр отрывка художественного фильма)
Что вы можете рассказать о ребятах? Дайте краткую характеристику.
По ходу рассуждений учителем заполняется таблица №2
Учительница Ксения Андреевна | Была смелой и отважной | Костя Рожков | Совершил подвиг | Одноклассники (Сеня Пичугин, Шура Капустина) | Ничего не боялись Сплотились в момент опасности |
Давайте посмотрим, обладают ли наши герои теми качествами, которыми должны обладать победители? (Сравниваем «в тылу» и «на фронте»)
| Ответы и рассуждения учащихся
Сравнивают качества героев в тылу и на фронте
Составляют таблицу с качествами героев
| Познавательные УУД Находить и выделять необходимую информацию в учебнике, словаре. Находить ответы на вопросы, работать с текстом.
Коммуникативные УУД Строить понятные высказывания, формулировать собственное мнение. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
| Физкультминутка
| Солдатик. На одной ноге постой- ка, Будто ты солдатик стойкий. Ну, смелее подними. Да гляди не упади! А сейчас постой на левой, Если ты солдатик смелый. А сейчас постой на правой, Если ты солдатик бравый.
| Выполняют упражнения физминутки | Личностные УУД Умение применять правила охраны своего здоровья. |
7 | Стадия «Рефлексия». Закрепление знаний.
| Учитель: Подтвердились ли наши предположения об идее рассказа, которые мы высказывали на прошлом уроке? Всегда ли по названию произведения, можно догадаться о его содержании?
1. Приём ТРКМ «Кластер» Учитель: Обобщим наши знания. Составим кластер. Кто сражался за победу в ВОВ? ( мужчины,женщины и дети) А какую роль выполняли дети и женщины? (Помогали партизанам, работали на заводах…) Как мы одержали победу? (Сообща) на фронте Победа мужчины в партизанских отрядах в тылу дети женщины Учитель: Кто победил в этой войне ?(Народ)Итак, вы увидели, что весь русский народ, от мала до велика, поднялся вслед за призывом песни на «смертный бой Многие погибли в этой войне. Была ли их гибель напрасной? Почему? Учитель: Зачем,с какой целью писатель написал этот рассказ? 2. Приём ТРКМ «Синквейн» Учитель: Мы убедились в том, что победа в Великой Отечественной войне – это победа всего народа. синквейн Народ Мужественный, смелый. Побеждает, защищает, страдает. Когда мы едины- мы непобедимы. Народ-победитель.
| Ответы и рассуждения детей
Составляют Кластер «Победа»
Обобщают знания по теме урока ТРКМ-Технологии развития критического мышления
Составляют Синквейн «Народ» | Личностные УУД Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные УУД Договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, и оказывают в сотрудничестве взаимопомощь.
Предметные УУД Использовать полученные знания на основе обобщения при составлении кластера и синквейна
|
|
|
|
|
|
8 | Итог урока Самооценка | Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. Скажите, понравился ли он вам? Что особенно запомнилось? Что стало неожиданным? Какое эмоциональное настроение у вас сейчас? Чему новому научились? - Пропробуйте оценить свою работу на уроке с помощью «Звездного салюта» ( красный цвет звезды- работал отлично, синий- работал хорошо, жёлтый цвет- мог бы работать лучше. | Систематизация полученных знаний, высказывают свои впечатления от урока. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
| Личностные УУД Оценивание разного вида деятельности на уроке. Регулятивные УУД Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность. |
9 | Домашнее задание | Написать эссе на тему «Что такое подвиг?»
| Записывают домашнее задание | Личностные УУД Формировать наличие мотивации к работе на результат.
|