Знакомство с буквой ж
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Клочан Елена Николаевна

Класс  1 Предмет   чтение

Тема урока:

Цель:: Знакомство с звуком [ж], буквами Ж,ж.

Задачи:

- дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;

-способствовать развитию внимания, фонематического слуха;

-способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым.

             УУД на уроке:

Познавательные:

Умение ставить цели к уроку;

осмысление значения слов «буква»,  «звук»; формируется умение читать,  осмысливать прочитанное ;строить речевые высказывания и использовать изученные правила безопасности  в конкретных жизненных ситуациях.

Коммуникативные:

работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;

договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

проявлять активность во взаимодействии  в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.

 Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать себя, границы своего знания и  незнания;

вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителя..

 Личностные:

Проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.

Оборудование: картинка цветка жука, звуковые модели, учебник «Азбука»

Тип урока:  изученного нового  материала

Форма урока:  фронтальная, индивидуальная. работа в парах

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Оргмомент

Встаньте, подравняйтесь. Проверьте всё ли готово к уроку. Тихо садимся.       – Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку. Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы на уроке:

 – работать дружно и активно;         

 – уметь слушать друг друга;

 – уважать друг друга;

 – внимательно относиться друг к другу;

 – выслушивать ответы ребят– работать успешно

Какая буква стала нашим другом на прошлом уроке?

-Что о ней вы можете рассказать?

-Чем отличается от других согласных звуков?

На каком этаже в ленте букв поселилась? Почему?

Где вы отрабатывали знакомство с новой буквой?

2.Развитие речевого аппарата

 

настрой на урок, повторение правил работы на уроке

 

 

 

[ш] – согласный, глухой, твёрдый

Не имеет парного мягкого 1 этаж, глухой

 

Дома читая текст

 

Выборочное чтение

Регулятивные . Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

А ещё Машина привезла нам на урок цветок. Этот цветок непростой, он поможет попасть из холодного декабря в самое тёплое время года.

А кто это на цветке?

-Как жужжит жук?

- Ребята вы любите разгадывать загадки? А жук очень любит их загадывать.

Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку

 Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну конечно, это        
                                             (Ёжик).

- Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко      (жираф)

 

-Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

По болотам ходит-бродит,

Там лягушек ищет, ловит            (журавль)

 

-Назовите изображенные на картинках предметы. Что заметили?

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

 На картинках изображены: жираф, жук, желудь. В каждом слове есть звук [ж])

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

4. Выявление места и причины затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

1.Знакомство со звуком «ж».

-Во что играют дети .какой новый звук  вы слышите в слове «жмурки»?Кого вы видите в красной рамке на с.25 учебника?Что делает мальчик?Почему он бежит с закрытыми глазами?Как называется игра,когда один игрок других игроков ловит глазами?как вы понимаете смысл слова «жмуриться». В каких случаях мы чаще всего это делаем ?

Почему на схеме он синий цветом?

Сравните звуки на с.25 –звуки ш и ж.Звук «ж» гласный или согласный. Выделим корни в этих словах ( фронтальная работа)

3. Игра «звук ж»

Я называю слова , а вы вставайте с места, когда его услышите

Кошка,чемодан.мыши,ножницы,цапля,ёжик.журавль,щит,лиса,замок,ужи

 

Смотрим на на доску и следим за движением смайликов на с доски

 жмурки

 

 

закрывать глаза

светит солнышко

 звук «ж»-согласный, звонкий, твёрдый

5. Построение проекта выхода из затруднения

 1.Слоговое чтение со звуком [ж].

жа    жо    жи     жу    же  

- Что заметили при чтении?

Каких гласных вы не увидели после Ж? (звук [ж] всегда твёрдый, не имеет парного мягкого)

-А зачем нам с вами эти знания нужны? Где мы их с вами будем применять?

 

2.Чтение текста на с.25.Озаглавьте текст. В какую игру играли дети? Почему Женя не догнал детей? Перескажите текст

 

 

 

Звук [ж] произносится всегда твёрдо.

 

 

 

пересказ текста

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися);

познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6. Реализация построенного проекта

 

 

 

Работа по диску Чтение текста цепочкой

2.Составление  текста –групповая работа

3.Проведите звуко-буквенный анализ слова Женя.

Какое время года изображено на с.26 .Нарисуйте словесную картину. Прочитайте текст. Составьте предложения со словосочетаниями –групповая работа

 

 

читают текст , составляют текст

 

 

чтение текста самостоятелньо

Познавательные

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта.

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативные

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

7. Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

1.Игра «Кто запомнит больше слов»

Жил-был жесткокрылый жук.

-Жила-была жеманная жужелица.

-Жарко!-жаловалась жужелица.

-Жив-здоров!-жужжал жук.

-Жаба!-жалась жужелица.

2.Чтенеи текста на с.27.Беседа

 

чтение текста, ответы на вопросы

Познавательные  общеучебные универсальные действия: Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта. Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование

8.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

 

 

 

Составьте текст на с.26  из опорных слов –работа в парах

От реки к лесу поднимается крутая гора.По ней петляет узкая дорожка.Лыжники быстро мчатся от леса к реке по этой горке.Снежинки красиво кружат в воздухе.На соснах и елях лежат мохнатые снежные шапки.

Коммуникативные

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование; общеучебные универсальные действия:смысловое чтение

9.Включение в систему знаний и повторение

 

10.Рефлексия

 

 

 

Охарактеризуйте звук «ж»?

Какое правило  вы узнали ?

Какой вид работы вам понравился?

 

 

Оцените свою работу по смайлам (на доске)

 

 

ответы детей

 

 

 

 

 

Регулятивные: целеполагание, планирование:составление плана и последовательности действий.

Познавательные: общеучебные универсальные действия: смысловое чтение; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений.

Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_uroka.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Класс  1 Предмет   чтение

Тема урока:

Цель:: Знакомство с звуком [ж], буквами Ж,ж.

Задачи:

- дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;

-способствовать развитию внимания, фонематического слуха;

-способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым.

             УУД на уроке:

Познавательные:

Умение ставить цели к уроку;

осмысление значения слов «буква»,  «звук»; формируется умение читать,  осмысливать прочитанное ;строить речевые высказывания и использовать изученные правила безопасности  в конкретных жизненных ситуациях.

Коммуникативные:

работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;

договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

проявлять активность во взаимодействии  в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.

 Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать себя, границы своего знания и  незнания;

вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителя..

 Личностные:

Проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.

Оборудование: картинка цветка жука, звуковые модели, учебник «Азбука»

Тип урока:  изученного нового  материала

Форма урока:  фронтальная, индивидуальная. работа в парах

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Оргмомент

Встаньте, подравняйтесь. Проверьте всё ли готово к уроку. Тихо садимся.       – Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку. Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы на уроке:

 – работать дружно и активно;          

 – уметь слушать друг друга;

 – уважать друг друга;

 – внимательно относиться друг к другу;

 – выслушивать ответы ребят– работать успешно

Какая буква стала нашим другом на прошлом уроке?

-Что о ней вы можете рассказать?

-Чем отличается от других согласных звуков?

На каком этаже в ленте букв поселилась? Почему?

Где вы отрабатывали знакомство с новой буквой?

2.Развитие речевого аппарата

настрой на урок, повторение правил работы на уроке

[ш] – согласный, глухой, твёрдый

Не имеет парного мягкого 1 этаж, глухой

Дома читая текст

Выборочное чтение

Регулятивные . Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

А ещё Машина привезла нам на урок цветок. Этот цветок непростой, он поможет попасть из холодного декабря в самое тёплое время года.

А кто это на цветке?

-Как жужжит жук?

- Ребята вы любите разгадывать загадки? А жук очень любит их загадывать.

Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку

 Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну конечно, это        
                                             (Ёжик).

- Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко      (жираф)

-Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

По болотам ходит-бродит,

Там лягушек ищет, ловит            (журавль)

-Назовите изображенные на картинках предметы. Что заметили?

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

 На картинках изображены: жираф, жук, желудь. В каждом слове есть звук [ж])

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

4. Выявление места и причины затруднения

Физкультминутка

1.Знакомство со звуком «ж».

-Во что играют дети .какой новый звук  вы слышите в слове «жмурки»?Кого вы видите в красной рамке на с.25 учебника?Что делает мальчик?Почему он бежит с закрытыми глазами?Как называется игра,когда один игрок других игроков ловит глазами?как вы понимаете смысл слова «жмуриться». В каких случаях мы чаще всего это делаем ?

Почему на схеме он синий цветом?

Сравните звуки на с.25 –звуки ш и ж.Звук «ж» гласный или согласный. Выделим корни в этих словах ( фронтальная работа)

3. Игра «звук ж»

Я называю слова , а вы вставайте с места, когда его услышите

Кошка,чемодан.мыши,ножницы,цапля,ёжик.журавль,щит,лиса,замок,ужи

Смотрим на на доску и следим за движением смайликов на с доски

 жмурки

закрывать глаза

светит солнышко

 звук «ж»-согласный, звонкий, твёрдый

5. Построение проекта выхода из затруднения

 1.Слоговое чтение со звуком [ж].

жа    жо    жи     жу    же         

- Что заметили при чтении?

Каких гласных вы не увидели после Ж? (звук [ж] всегда твёрдый, не имеет парного мягкого)

-А зачем нам с вами эти знания нужны? Где мы их с вами будем применять?

2.Чтение текста на с.25.Озаглавьте текст. В какую игру играли дети? Почему Женя не догнал детей? Перескажите текст 

Звук [ж] произносится всегда твёрдо.

пересказ текста

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися);

познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6. Реализация построенного проекта

Работа по диску Чтение текста цепочкой

2.Составление  текста –групповая работа

3.Проведите звуко-буквенный анализ слова Женя.

Какое время года изображено на с.26 .Нарисуйте словесную картину. Прочитайте текст. Составьте предложения со словосочетаниями –групповая работа

читают текст , составляют текст

чтение текста самостоятелньо

Познавательные

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта.

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативные

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

7. Первичное закрепление

1.Игра «Кто запомнит больше слов»

Жил-был жесткокрылый жук.

-Жила-была жеманная жужелица.

-Жарко!-жаловалась жужелица.

-Жив-здоров!-жужжал жук.

-Жаба!-жалась жужелица.

2.Чтенеи текста на с.27.Беседа

чтение текста, ответы на вопросы

Познавательные  общеучебные универсальные действия: Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта. Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование

8.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Составьте текст на с.26  из опорных слов –работа в парах

От реки к лесу поднимается крутая гора.По ней петляет узкая дорожка.Лыжники быстро мчатся от леса к реке по этой горке.Снежинки красиво кружат в воздухе.На соснах и елях лежат мохнатые снежные шапки.

Коммуникативные

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование; общеучебные универсальные действия:смысловое чтение

9.Включение в систему знаний и повторение

10.Рефлексия

Охарактеризуйте звук «ж»?

Какое правило  вы узнали ?

Какой вид работы вам понравился?

Оцените свою работу по смайлам (на доске)

ответы детей

Регулятивные: целеполагание, планирование:составление плана и последовательности действий.

Познавательные: общеучебные универсальные действия: смысловое чтение; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений.

Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.

урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...

Знакомство с буквой В (в). Состав числа 10. Письмо печатными буквами.

Интегрированный урок грамоты по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой.  Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ   -познакомиться с новой согласной буквой;   - учить звуковому ана...

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.

Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».

Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...