Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России".
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа для начальных классов, работающих по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по литер. чтению 4 кл. | 93.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года (зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 года, регистрация №19707), от 22 сентября 2011 года № 2357 (зарегистрирован в Минюсте 12 декабря 2011 года № 22540), источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в электронном виде)
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования. (Рекомендована к использованию Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Протокол №1 от 24-25 июля 2010 года). М.: Просвещение, 2010
- Примерной программы по литературному чтению для обучающихся 1-4 классов (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2-х ч./ под ред. А. М. Кондакова, Л. П. Кезиной, серия «Стандарты второго поколения», - М.:Просвещение, 2011)
- Авторской программы по литературному чтению для 1-4 классов Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. и др. (Сборник рабочих программ «Школа России».М.: Просвещение, 2011).
- Примерного учебного плана 1-4 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2014-2015 учебный год (письмо Департамента образования и науки Брянской области от 04 апреля 2014 г. № 3208-04-О).
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса является приложением к Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ__________ОШ на 2014-2015 учебный год, соответствует учебному плану, годовому календарному учебному графику и расписанию уроков МБОУ __________ОШ на 2014-2015 учебный год.
Цель программы: формирование навыка чтения и умения работать с текстом как важнейшего универсального учебного действия, пробуждение интереса к чтению художественной литературы и способствование общему развитию ребёнка, его духовно- нравственному и эстетическому воспитанию.
Задачи программы:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершение всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, к труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных приёмов чтения в пределах слова и словосочетания; далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения, постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умение слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка ), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства ( «живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный(с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приемы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируется образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссеров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место предмета в учебном плане
На изучение литературного чтения в 4 классе выделяется 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели), что соответствует используемой авторской программе. В соответствии с годовым календарным учебным графиком и в соответствии с расписанием (на 01.09.2014г) изучить содержание Рабочей программы планируется за _____ часов, так как _____ урока совпадает с праздничными датами (__________). Корректировка Рабочей программы проведена за счёт объединения изучаемых тем и (или) сокращения часов на повторение, обобщение и систематизацию знаний, что отражено в календарно-тематическом планировании.
На____________________________ часов, т.к _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На____________________________ часов, т.к _______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение» в IV классе
(личностные, метапредметные и предметные результаты)
Личностные результаты
- Понимать, что отношение к Родине начинается с отношения к семье и малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине героев читаемых произведений.
- С гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним.
- Самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
- Подбирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы).
- Называть произведения о Родине, фамилии и имена писателей, поэтов, пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
- Знать наизусть 5 или более стихотворений о Родине, красоте её природы, читать их выразительно.
- Разрабатывать проекты на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов», составлять классные журналы, стенные газеты и заметки в них о том, как учащиеся класса проявляют своё отношение к Родине в различных ситуациях.
- Составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения.
- Иметь представление о православии на основе чтения «Жития Сергия Радонежского», былины «Ильины три поездочки» и фрагментов летописей о Вещем Олеге.
- Осознавать наличие других религий, знать национальные праздники других народов, уметь рассказывать об их праздновании, проявлять уважительное отношение к нему.
- Понимать, что религии являются частью культуры любого народа.
- Передавать свои чувства, в том числе и негативные, с помощью специальных знаков (лакмусов), контролировать негативные и агрессивные чувства, переходить при этом к самонаблюдению.
- Проявлять свою внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к урокам литературного чтения и школе в целом.
- Проявлять высокую мотивацию к чтению и изучению литературных произведений любимых авторов.
- Проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
- Знать способы оценивания себя и своих одноклассников, пользоваться ими, участвовать в разработке критериев оценивания, предлагать свои формы оценивания в соответствии со спецификой предмета, обосновывать их.
- Осознанно выполнять правила работы в группе и на уроке, обосновывать сознательность их выполнения.
- Анализировать причины успеха и неуспеха какой-либо деятельности, в том числе учебной, на примере поведения литературных героев.
- Проявлять ответственность в различных жизненных ситуациях, объяснять, почему в той или иной ситуации безответственным быть нельзя.
- Проявлять самостоятельность при выполнении разнообразных заданий в классе и дома, посещении библиотеки, пользовании интернет-ресурсами в целях подготовки к урокам литературного чтения.
- Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области чтения классической литературы.
- Осознанность, что русская классическая литература является частью мировой культуры, высказывать свою точку зрения о принадлежности великих русских классиков к мировой художественной культуре.
- Знать о фактах изучения русских классиков зарубежными читателями и учёными.
- Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведения, в частности сравнений и эпитетов, метафор.
- Понимать иносказания в басне, некоторых сказках, приводить примеры.
- Понимать назначение и роль стилистических фигур: гипербол и литот в сказках, былинах, приключенческих и фантастических произведениях и пр., приводить примеры, испытывать чувство удовольствия от открытия необычности и оригинальности тропов.
- Замечать при помощи учителя, что каждый автор для изложения содержания своего произведения выбирает особую форму. Понимать, что оригинальность формы зависит от специфики содержания произведения. Осознавать своеобразие стиля некоторых авторских и народных произведений, проявляющиеся в оригинальности стихотворной строфы, композиции и пр., получать удовольствие от открытия тайн литературных произведений.
- Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
- Проявлять этические чувства при возникновении ситуаций, требующих морально-нравственного выбора.
- Знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение, учитывать их при анализе литературных произведений и в реальных жизненных ситуациях.
- Оценивать поступки героев литературных произведений и свои собственные с точки зрения моральных норм.
- Применять пословицы и поговорки с глубоким нравственным смыслом для убеждения себя и других в необходимости выполнения моральных норм и законов.
- Чувствовать нарастание конфликтной ситуации, предлагать способы ухода от неё, убеждать других в непродуктивности конфликта в сфере решения общих задач.
- Анализировать ситуацию конфликта в литературном произведении и в реальной жизни, находить причины конфликтов, объяснять их другим.
- Составлять список способов выхода из конфликтной ситуации, подвергать данные способы художественной обработке, включать примеры их использования в классные газеты, альманахи, журналы, в собственный «Портфель достижений», испытывать удовлетворение от проявленных умений вести бесконфликтные диалоги.
- Знать примеры заботы о своём здоровье выдающихся писателей.
- Осознавать, что творческий подход к учёбе и подготовке домашних заданий по литературному чтению способствует сохранению здоровья.
- Разрабатывать собственный комплекс упражнений для снятия усталости и напряжения с мышц глаз и туловища, предлагать его одноклассникам.
- Разрабатывать проекты, раскрывающие жизненные концепции изучаемых авторов, про
- Вести собственный дневник здоровья, где фиксируются достижения, касающиеся здорового образа жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- Формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
- Осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников, предлагать свой индивидуальный план работы или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы. Принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана. Выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение. Оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания.
- Самостоятельно определять границы собственного знания и незнания по теме, связывать с индивидуальной учебной задачей. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «-», «?»). Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «-», «?»).
- Фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в пособии «Литературное чтение. Рабочая тетрадь» или в пособии «Портфель читателя». Записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению. Предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться ими со сверстниками.
Познавательные универсальные учебные действия
- Создавать собственные схемы и модели для фиксации новых знаний и умений, полученных в ходе урока.
- Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в групповой и парной работе, предлагать итоги анализа на обсуждение. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, понимать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них. Сравнивать литературное произведение, изучаемое на уроке, с театральной постановкой, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом. Отбирать пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или объединения литературных текстов по одной теме. Сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение по теме урока из 9-10 предложений.
- Осознавать значение летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихов великих классиков литературы как частей русской национальной культуры.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка, исторические события, летописи, былины, жития, великие полководцы, богатыри, святые, Христос, Бог Отец, бог Сын, Бог Дух святой, Троица, фантастика, зарубежная литература.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при сочетании эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценирования, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора.
- Определять основную идею произведений разнообразных жанров, осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 9-10 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, воздействия на эмоциональную сферу слушателей. Строить полилог, задавать неожиданные и оригинальные вопросы, побуждающие к рассмотрению поставленной проблемы с другой точки зрения.
- Строить связное высказывание из 9-10 предложений по самостоятельно сформулированной теме. Оформлять 5-10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
- Способствовать бесконфликтному взаимодействию между участниками диалога. Демонстрировать образец правильного ведения диалога. Предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации.
- Отбирать цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям. Использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях. Давать письменный развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера.
- Определять совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий.
- Вырабатывать самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания. Оценивать свои достижения по выработанным критериям. Оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе.
- Искать причины конфликта в себе, анализировать их, намечать пути разрешения конфликта, используя приёмы рефлексии и помощь сверстников. Обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации. Запрашивать в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций.
- Знать, где возможно найти необходимые источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логическом порядке, соответствующем цели. Самостоятельно готовить презентацию из 9-10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения, звуковые и видеофайлы. Озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- Понимать значимость творчества великих русских писателей и поэтов (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, И.А. Бунина, С.А. Есенина и др.) для русской культуры;
- Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- Пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия) эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
- Участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
- Формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- Делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- Домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
- Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра;
- Находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение , эпитет);
- Готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в сельской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать систематически, осознавать значимость чтения для жизни человека и успешного обучения по другим предметам;
- систематически просматривать и читать разнообразную литературу – от справочной, научно-познавательной, учебной до художественной;
- осознавать в ходе стилистического анализа и стилистического эксперимента точность, яркость, лаконичность художественного слова, создающего живописную картину или палитру чувств и переживаний героя;
- осмыслять нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать этому процессу нравственно-эстетическую оценку;
- соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле.
Творческая деятельность
Учащиеся научаться:
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливатьтекст;пересказывать текст, включающий элементы описания или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений;
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурс чтецов, литературных праздников, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать свои собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научаться:
- сравнивать, сопоставлять, проводить элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет).
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности.
Контроль уровня достижения планируемых результатов обучения учащихся 4 класса по литературному чтению
Формы, периодичность и порядок проведения контроля уровня достижения планируемых результатов обучения учащихся 4 класса по литературному чтению определяются в соответствии с разделом основной образовательной программы начального общего образования «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы», локальным актом «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ ________ СОШ» (приказ от ____2014 г. №____), находят отражение в разделе календарно-тематического планирования «Виды учебной деятельности, формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а также фиксируются в «Портфолио учащегося начальной школы» в разделе №4 «Мои учебные достижения».
Критерии оценки учебных достижений обучающихся по литературному чтению с учётом специфики предмета даны в приложении к программе
Содержание учебного предмета
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов Росси). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражение через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 |
2 | Летописи, былины, жития | 12 |
3 | Чудесный мир классики | 22 |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 12 |
5 | Литературные сказки | 16 |
6 | Делу время – потехе час | 9 |
7 | Страна детства | 8 |
8 | Поэтическая тетрадь 2 | 5 |
9 | Природа и мы | 12 |
10 | Поэтическая тетрадь 3 | 8 |
11 | Родина | 8 |
12 | Страна Фантазия | 8 |
13 | Зарубежная литература | 15 |
Итого: | 136 |
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе – 136 часов
№ п/п | Дата | Тема урока | Виды учебной деятельности, формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся | |
план | факт | |||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | ||||
1 | 01.09 | Знакомство с учебником «Литературное чтение». | Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника | |
Летописи. Былины. Жития (12 ч) | ||||
2 | 02.09 | Знакомство с содержанием раздела «Летописи. Былины. Жития». Летопись «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...» Вв.к. | Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Вводный контроль знаний | |
3 | 04.09 | Летопись как историческое произведение. Введение в проект «Создание календаря исторических событий» | Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Организация проектной деятельности. | |
4 | Летопись – источник исторических фактов. Летопись «И вспомнил Олег коня своего...». | |||
5 | А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина | Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
6 | Былина и её герои. Сказочный характер былины «Ильины три поездочки» | Овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||
7 | Былина «Ильины три поездочки». Герой былины – защитник государства Российского | Определение эмоционального характера текста: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения. | ||
8 | Жанровые особенности былины «Три поездки Ильи Муромца». | Обобщение и обогащение знаний о былинах, развитие умений понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями. | ||
9 | Р.р. Составление рассказа об Илье Муромце ( или Подготовка к пересказу одного из эпизодов былины) | Формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; | ||
10 | Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского» | Знакомство с жанровыми особенностями жития, краеведческими фактами и материалами, связанными с сюжетом «Жития Сергия Радонежского», формирование эмоционально-личностного отношения к культурологическим и историческим фактам. | ||
11 | Сергий Радонежский – святой земли русской | |||
12 | Проект «Создание календаря исторических событий» | Отработка навыков защиты проекта, развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, формирование ИКТ-компетентности. | ||
13 | Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Летописи. Былины. Жития» | Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие навыков само-взаимооценки; развитие памяти, речи, логического мышления | ||
Чудесный мир классики (22 ч) | ||||
14 | Знакомство с разделом «Чудесный мир классики» П. П. Ершов «Конёк-горбунок». | Прогнозирование содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление плана урока, развитие навыков антиципации, рефлексии видов деятельности. | ||
15 | П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | Развитие навыков сравнительного анализа. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | ||
16 | П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Мотивы народной сказки и литературной. | |||
17 | Характеристика героев сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок». | Развитие навыков характеристики героев. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
18 | А.С. Пушкин – великий русский писатель. Стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье…», «Няне», «Туча» | Расширение знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Наблюдение над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого. Отработка навыков выразительного чтения. | ||
19 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки | Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев. | ||
20 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои пушкинской сказки | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | ||
21 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части | Развитие навыков деления текста на части, озаглавливание частей текста, отработка навыков выразительного чтения и навыков выборочного пересказа. | ||
22 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Пересказ основных эпизодов сказки | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. | ||
23 | Р.р. Пересказ одной из частей произведения А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Отработка навыков выразительного чтения и навыков выборочного пересказа. | ||
24 | Вн. чт.Сказки А.С. Пушкина | Расширение знаний о творчестве поэта, отработка навыков пересказа и анализа литературных сказок. | ||
25 | М.Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт и писатель. Стихотворение «Дары Терека» | Расширение знаний о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Наблюдение над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого. Отработка навыков выразительного чтения. | ||
26 | М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб» | Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев. | ||
27 | М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки | Развитие навыков сравнительного анализа. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | ||
28 | М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». Р.р. Написание отзыва на произведение | Развитие письменной речи учащихся, умений высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. | ||
29 | Л.Н. Толстой – великий русский писатель. Основные этапы жизни и творчества | Расширение знаний о жизни и творчестве Л.Н.Толстого | ||
30 | Трилогия Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность». Основные события повести «Детство» | Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение к происходящему. Объяснять значение незнакомых слов с опорой на текст, пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. | ||
31 | Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень». Мораль басни. | Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев. | ||
32 | А.П. Чехов – великий русский писатель. Рассказ «Мальчики» | Расширение знаний о жизни и творчестве А.П.Чехова. | ||
33 | Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Мальчики». | Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев. Объяснять значение незнакомых слов с опорой на текст, пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. | ||
34 | Характер героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики». | |||
35 | Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Чудесный мир классики» | Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие навыков само-взаимооценки; развитие памяти, речи, логического мышления | ||
Поэтическая тетрадь (12 ч) | ||||
36 | Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Анализ стихотворения Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» | Прогнозирование содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление плана урока, развитие навыков антиципации, рефлексии видов деятельности. | ||
37 | Средства художественной выразительности в стихотворении Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…». | Нахождение в тексте стихотворения и характеристика средств художественной выразительности, используемых автором для создания картины природы. | ||
38 | А.А. Фет. «Весенний дождь». Ритм стихотворения. | Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. | ||
39 | А.А. Фет. «Бабочка». Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. | Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Выразительно читать стихотворные произведения, рисовать словесные картины. Развитие поэтического слуха, наблюдение над звукоподражанием.. | ||
40 | Анализ стихотворения Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..» | |||
41 | Анализ стихотворения Е.А. Баратынского «Где сладкий шёпот моих лесов» | |||
42 | А.Н. Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения. | Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Выразительно читать стихотворные произведения, рисовать словесные картины. | ||
43 | И.С. Никитин. «В синем небе плывут над полями». Изменение картин природы в стихотворении | |||
44 | Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник». | Оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту. Выразительное чтение стихотворения | ||
45 | Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки» | |||
46 | И.А. Бунин. «Листопад». Картина осени в стихах поэта. | Выразительно читать стихотворные произведения, рисовать словесные картины. Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений | ||
47 | Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь» | Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления | ||
Литературные сказки (16 ч) | ||||
48 | Знакомство с разделом «Литературные сказки». В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке» | Прогнозирование содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление плана урока, развитие навыков антиципации, рефлексии видов деятельности. | ||
49 | В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Особенности жанра произведения. | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, характеризовать героев, составлять связный рассказ на основе прочитанного текста | ||
50 | В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Главные герои литературной сказки | |||
51 | В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке» Р.р. Составление рассказа о путешествии Миши в городок Динь-Динь | |||
52 | В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Сказка или рассказ? | Определять тему и главную мысль произведения, жанровые и художественные особенности | ||
53 | В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения | Читать осознанно, выразительно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определять тему и главную мысль произведения. | ||
54 | В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Главная мысль произведения | |||
55 | П.П. Бажов. «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте | Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту | ||
56 | П.П. Бажов. «Серебряное копытце». Герои художественного произведения | Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. | ||
57 | П.П. Бажов. «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям произведения | Используя текст сказки, определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. | ||
58 | Вн. чт.Произведения В.М. Гаршина, П.П. Бажова | Знакомство с творчеством В.М. Гаршина, П.П. Бажова. Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений | ||
59 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. | ||
60 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста | Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. | ||
61 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Пром. контроль. | Промежуточный контроль. Делить текст на смысловые части, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя. | ||
62 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Составление плана. Выборочный пересказ | |||
63 | Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Литературные сказки» | Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления | ||
Делу время – потехе час (9 ч) | ||||
64 | Знакомство с разделом «Делу время – потехе час». Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» | Прогнозирование содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление плана урока, развитие навыков антиципации, рефлексии видов деятельности. | ||
65 | Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения | Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту, давать оценку поступкам героев | ||
66 | В.Ю. Драгунский. «Главные реки». Особенности юмористического текста | Различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев. | ||
67 | В.Ю. Драгунский. «Главные реки». Пересказ текста от лица героев | Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений, отработка навыков пересказа текста от лица героев, ролевого чтения отрывков из произведения | ||
68 | В.Ю. Драгунский. «Что любит Мишка». Ролевое чтение | |||
69 | Вн. чт. Рассказы В.Ю. Драгунского | Расширение круга детского чтения. Развитие умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, отработка навыка пересказа текста, постановки вопросов по содержанию | ||
70 | В.В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Герои произведения | Читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев. Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. Инсценировка произведения | ||
71 | В.В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Инсценировка произведения | |||
72 | Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Делу время – потехе час» | Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления | ||
Страна детства (8 ч) | ||||
73 | Знакомство с разделом «Страна детства» Б.С. Житков. Как я ловил человечков | Прогнозирование содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление плана урока, развитие навыков антиципации, рефлексии видов деятельности. | ||
74 | Б.С. Житков. Как я ловил человечков | Работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер | ||
75 | К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками» | |||
76 | К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения | |||
77 | К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Краткий пересказ | Делить текст на смысловые части, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя. | ||
78 | М.М. Зощенко. «Ёлка». Герои произведения | Характеристика героев произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | ||
79 | М.М. Зощенко. «Ёлка». Составление плана . Пересказ | Делить текст на смысловые части, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя. | ||
80 | Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Страна детства» | Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления | ||
Поэтическая тетрадь (5 ч) | ||||
81 | Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь» В.Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская» | Прогнозирование содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление плана урока, развитие навыков антиципации, рефлексии видов деятельности. | ||
82 | С.А. Есенин. «Бабушкины сказки» | Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Самостоятельно подбирать стихи на заданную тему, анализировать и читать их выразительно. | ||
83 | М.И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства» | |||
84 | Вн. чт. Стихи поэтов о детстве | Расширение круга детского чтения. Развитие умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, отработка навыка выразительного чтения стихотворений, постановки вопросов по содержанию | ||
85 | Обобщение, проверка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь». Урок –концерт. | Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления | ||
Природа и мы (12 ч) | ||||
86 | Знакомство с разделом «Природа и мы». Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Введение в проект «Природа и мы» | Прогнозирование содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление плана урока, развитие навыков антиципации, рефлексии видов деятельности. | ||
87 | Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Отношение человека к природе | Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. | ||
88 | Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Р.р. Обучение выборочному пересказу текста | |||
89 | А.И. Куприн. «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения | Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | ||
90 | М.М. Пришвин. «Выскочка». Герои произведения | Характеристика героев произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | ||
91 | Е.И. Чарушин. «Кабан». Характеристика героев на основе их поступков | Характеристика героев произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | ||
92 | В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Герои рассказа | Характеристика героев произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | ||
93 | В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Деление текста на части | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью дальнейшего деления его на части.. Озаглавливание частей, составление плана, пересказ текста от имени героя. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | ||
94 | В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Пересказ текста от имени героя | |||
95 | Проект «Природа и мы» | Отработка навыков защиты проекта, развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, формирование ИКТ-компетентности | ||
96 | Вн. чт. Рассказы и стихи о природе, животном мире | Расширение круга детского чтения. Развитие умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, отработка навыка пересказа текста, постановки вопросов по содержанию | ||
97 | Обобщение, проверка знаний по разделу «Природа и мы» | Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления | ||
Поэтическая тетрадь (8 ч) | ||||
98 | Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь» Б.Л. Пастернак. «Золотая осень» | Прогнозирование содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление плана урока, развитие навыков антиципации, рефлексии видов деятельности. | ||
99 | С.К. Клычков. «Весна в лесу». Выразительное чтение | Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Анализ изобразительно-выразительных средств, словесное рисование. | ||
100 | Д,Б. Кедрин. «Бабье лето». Картины лета в стихотворении | |||
101 | Н.М. Рубцов. «Сентябрь». Картины осени в стихотворении | |||
102 | С.А. Есенин. «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении | Определять авторское отношение к изображаемому. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения | ||
103 | Времена года в поэзии. Обобщающий урок | Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Самостоятельно подбирать стихи на заданную тему, анализировать и читать их выразительно. | ||
104 | Вн. чт.Стихи о природе | Расширение круга детского чтения. Развитие умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, отработка навыка выразительного чтения стихотворений, постановки вопросов по содержанию | ||
105 | Обобщение, проверка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь» | Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления | ||
Родина (8 ч) | ||||
106 | Знакомство с разделом «Родина» . Введение в проект «Они защищали Родину» | Прогнозирование содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление плана урока, развитие навыков антиципации, рефлексии видов деятельности. | ||
107 | И.С. Никитин. «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. | ||
108 | С.Д. Дрожжин. «Родине». Авторское отношение к изображаемому | Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. | ||
109 | А.В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Определение основной темы стихотворения | ||
110 | Вн. чт. Родина в стихах российских поэтов | Расширение круга детского чтения. Развитие умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, отработка навыка выразительного чтения стихотворений, постановки вопросов по содержанию | ||
111 | Урок-концерт по произведениям, изученным в разделе «Родина» | Развитие творческих способностей учащихся, формирование чувства любви к Родине, активной гражданской позиции, привитие любви к поэзии | ||
112 | Обобщение, проверка знаний по разделу «Родина» | Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления | ||
113 | Проект «Они защищали Родину» | Отработка навыков защиты проекта, развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, формирование ИКТ-компетентности | ||
Страна Фантазия (8 ч) | ||||
114 | Знакомство с разделом «Страна Фантазия». Е.С. Велтистов. «Приключения электроника» | Прогнозирование содержания раздела, формулирование темы урока на основе ключевых слов, составление плана урока, развитие навыков антиципации, рефлексии видов деятельности. Знакомство с понятием «научно-фантастическая литература», с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова | ||
115 | Е.С. Велтистов. «Приключения электроника». Особенности фантастического жанра | |||
116 | Е.С. Велтистов. «Приключения электроника». Необычные герои фантастических рассказов | Восприятие на слух художественного произведения; чтение вслух и про себя, осмысление содержания; развитие навыков пересказа. Характеристика героев. | ||
117 | К. Булычёв. «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра | Знакомство с жизнью и творчеством К.Булычёва. Нахождение и характеристика особенностей фантастического произведения | ||
118 | К. Булычёв. «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов. Р.р. Пересказ текста от лица главного героя | Развитие умений ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Совершенствование навыков сравнительного анализа героев. | ||
119 | Итоговая диагностическая контрольная работа | Диагностика уровня достижения планируемых результатов обучения по литературному чтению | ||
120 | Вн. чт. Чтение произведений Е.С. Велтистова, К. Булычёва | Расширение круга детского чтения. Развитие умения сочинять по материалам фантастических текстов свои произведения, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
121 | Обобщение, проверка знаний по разделу «Страна Фантазия» | Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления | ||
Зарубежная литература (15 ч) | ||||
122 | Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы на уроке (начало, конец, виды деятельности). Восприятие на слух художественного произведения; чтение вслух и про себя, осмысление содержания. | ||
123 | Д. Свифт. «Путешествие Гулливера» Р.р. Пересказ текста от лица главного героя | Планирование работы на уроке с использованием условных обозначений. Восприятие на слух художественного произведения; чтение вслух и про себя, осмысление содержания; развитие навыков пересказа. Пересказ текста от лица главного героя | ||
124 | Знакомство с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена. Сказка «Русалочка» | Знакомство с жизнью и творчеством писателя, развитие навыков анализа литературной сказки. Составление рассказа о творчестве писателя (с помощью учителя). | ||
125 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». План деления отрывка на части. | Развитие навыков деления текста на части, озаглавливание частей текста, отработка навыков выразительного чтения и навыков выборочного пересказа. | ||
126 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика главных героев. | Развитие умений высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, характеризовать поступки героев; выборочный пересказ произведения. | ||
127 | Г.Х. Андерсен. «Русалочка». Выборочный пересказ | |||
128 | Вн. чт. Сказки Г.Х. Андерсена | Расширение знаний о творчестве писателя, отработка навыков пересказа и анализа литературных сказок. | ||
129 | М.Твен. «Приключение Тома Сойера» | Развитие умений ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | ||
130 | М.Твен. «Приключение Тома Сойера». Особенности повествования | Составление плана произведения. Совершенствование навыков составления рассказа о герое с использованием слов-определений из сказки, характеризующих его поступки и характер. | ||
131 | С. Лагерлёф. «Святая ночь» | Знакомство с жизнью и творчеством писателя, развитие навыков анализа характера и поступков героев. | ||
132 | С. Лагерлёф. «Святая ночь». Выборочный пересказ | Развитие навыков анализа образных языковых средств, умений различать жанры художественных произведений; развитие навыков выборочного пересказа. | ||
133 | С. Лагерлёф. «В Назарете» | Понимать изученные литературные произведения, знать и уметь пересказывать основное содержание изученных литературных произведений. | ||
134 | С. Лагерлёф. «В Назарете». Особенности повествования | |||
135 | Вн. чт. С. Лагерлёф. Святое семейство | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. | ||
136 | Обобщение, проверка знаний по разделу «Зарубежная литература» | Повторение и обобщение материала изученного раздела; отработка умений работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развитие памяти, речи, логического мышления |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по литературному чтению в 4 классе
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экземпляр на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (1 экземпляр на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
1.1. | Стандарт начального общего образования по образовательной области «Литературное чтение» - сайт Минобрнауки РФ::http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде) | К |
1.2. | Примерная программа начального образования по литературному чтению - сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде) | Д |
1.3. | Авторская программа: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская. Рабочие программы. Литературное чтение. 1-4 классы по предметной линии учебников Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградской – М.: Просвещение, 2011 | Д |
1.4. | Учебно-методические комплекты к программе по литературному чтению, выбранной в качестве основной для проведения уроков: УМК Л.Ф. Климановой, М.В. Головановой, (1-4 класс) | |
1.4.1. | Учебник по литературному чтению: - Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. 4 класс. В 2-х ч.-М.: Просвещение, , 2014 | К |
1.4.2. | Рабочая тетрадь: - Климанова Л.Ф., БойкинаМ.В. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. М.Просвещение, ,2014 | К |
1.5. | Методические пособия (рекомендации к проведению уроков литературного чтения): - Стефаненко Н.А. Методические рекомендации к литературному чтению 4 класс. М. Просвещение, 2013 - Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой. 4 класс. Издательство ВАКО, 2013 Н.А. Сенина,Тесты. Тренировочная тетрадь, 2,3,4 кл. Ростов – на – Дону, 2011г. - Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Пособие для учителя. В 3-х частях. – М.: Просвещение, 2010г - Воронцова А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 - Алексеева Л.Л., Биболетова М.З. и др. Планируемые результаты начального общего образования: Пособие для учителя. – М.: просвещение, 2010 - Асмолов А.Г., Бурменская Г. В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.:Просвещение, 2010 - Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников: Пособие для учителя. – М: Просвещение | Д Д Д Д Д Д Д |
2. | Печатные пособия | |
2.1. | Холодова О.А., Мищенкова Л.В. Комплексные работы по текстам (чтение, русский язык, математика, окружающий мир) 4 класс в 2-х частях – РОСТкнига, 2014 | К |
2.2. | Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы 4 класс – М: Просвещение, 2014 | К |
2.3. | Наборы сюжетных картинок, репродукции картин в соответствии с тематикой, определённой ФГОС НОО по литературному чтению | Д |
2.4. | Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения | К |
2.5. | Комплекты портретов поэтов и писателей | Д |
3. | Экранно-звуковые пособия, электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
3.1. | Адрес страницы используемого учебника на официальном сайте издательства «Просвещение»: www.1-4.prosv.ru | Д |
3.2. | - Климанова Л.Ф. и др. Электронное приложение к учебнику литературного чтения-М. Просвещение, 2014 |
К |
4. | Технические средства обучения, практическое оборудование | |
4.1. | Телевизор | Д |
4.2. | СD/DVD-проигрыватели | Д |
4.3. | Музыкальный центр | Д |
4.4. | Компьютер | Д |
4.5. | Проектор и экран для проектора | Д |
4.6. | Сканер | Д |
4.7. | Принтер лазерный А4 | Д |
4.8 | Фотоаппарат цифровой | Д |
5. | Игры, игрушки | |
5.1. | Настольные развивающие игры (НАЗВАНИЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!) | Ф |
5.2. | Литературное лото, викторины | Ф |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....