Мельникова Татьяна Петровна

сайт учителя начальных классов

Профессия: учитель начальных класов

Профессиональные интересы: литература

Увлечения: танцы

Регион: Брянская область

Населенный пункт: с.Фоевичи, Климовский район

Место работы: МБОУ"Фоевичская ООШ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/melnikovat-p

О себе

Стаж работы - 16 лет. . Возраст - 35лет.  

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книги о воспитаниии и обучении детей

Мой взгляд на мир

 

Письмо первокласснику

 

Александр!

 

          Вот и закончился твой первый учебный год в школе!

          Он был для тебя и твоих родителей непростым!

          Утренний подъём, когда так хочется полежать ещё минутку; уроки, на которых нужно было так много работать и внимательно слушать; ссоры с одноклассниками на переменах и дружба на уроках; маленькие первые победы и разочарования – всё это было в незабываемом 2012 -2013 учебном году, когда ты стал школьником.

           Тебе было очень трудно, но ты был не одинок. Рядом с тобой были любящие тебя папа и мама, братья и сёстры, твои родные. Они надеются на тебя, они доверяют тебе, они любят тебя и ждут, что ты оправдаешь их надежды.

          Ты – молодец! Ты многому научился, многое узнал и открыл для себя. Но самое главное, скажу я тебе – это верить в свои силы и сохранить желание быть добрым и умным, сильным и смелым всегда, в любой момент твоей жизни.

          Будь таким! Не бойся делать ошибки, стремись быть самым лучшим в глазах тех, кто тебе дорог и кем ты любим!

           Я надеюсь на тебя и верю, что мои ожидания не напрасны!

 

                                                           Твоя любящая учительница!

 

 

Моё портфолио

Виды работы учителя и обучающихся на уроках литературного чтения

Особенностью данных уроков является то, что на них организуется работа обучающихся с текстами различных литературных жанров, которая выстраивается по определенному алгоритму:

— этап предварительной дотекстовой работы - актуализация читательского опыта, повторение пройденного материала по данной теме или произведений данного автора, тренировочные упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения;
— этап первичного знакомства с текстом - целостное восприятие произве­дения (общее эмоциональное восприятие последовательности событий и действующих персонажей, эпохи, места и т. д.);
— детализированная работа с текстом - анализ содержания произведения;
— "послетекстовый" этап - обобщение прочитанного.

Виды деятельности обучающихся на уроках литературного чтения трудно строго разделить по соответствию конкретному этапу. Задача учителя - творчески подойти к подбору наиболее подходящих видов работы, адаптировать их под конкретное произведение и уровень подготовки класса.

Использование перечисленных видов деятельности позволит значительно обогатить устную и письменную речь обучающихся, развить возможности эмоционального восприятия детьми окружающего мира.

·         Примерный перечень видов деятельности обучающихся на уроке литературного чтения

·         Виды деятельности обучающихся на этапе предварительной "дотекстовой" работы:

o    1. Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.
2. Просмотр видеоряда по теме произведения (документальные кадры о времени, в которое происходят описываемые события, отрывки из художественных фильмов и мультфильмов по теме литературного произведения и т. д.).
3. Рассматривание выставки книг (автора или по тематике), прослушивание рассказа учителя о выставке.
4. Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора, отрывки из ранее изученных произведений автора и т. д.).
5. Чтение выписанных учителем из текста сложных для чтения или понимания слов.
6. Чтение ключевых слов текста с построением предположений о теме или событиях произведения.
7. Выполнение артикуляционных упражнений.
8. Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

·          

·         Виды деятельности обучающихся на этапе первичного знакомства с текстом:

1.        1. Чтение текста литературного произведения про себя.

2.        2. Чтение текста вслух.

3.        3. Чтение текста вполголоса.

4.        4. Поочередное чтение текста в парах.

5.        5. Прослушивание чтения текста учителем.

6.        6. Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.

·          

·         Виды деятельности обучающихся на этапе детализированной работы с текстом:

1.        1. Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.

2.        2. Чтение текста и установление правды и вымысла в нем.

3.        3. Чтение текста с комментарием и беседой.

4.        4. Выразительное чтение текста, заранее подготовленное дома.

5.        5. Чтение текста с сокращением (обучающиеся не читают предложения или слова, которые мож­но опустить). Подготовка к краткому пересказу.

6.        6. Чтение самого красивого (понравившегося) места в тексте.

7.        7. Комбинированное чтение (попеременное чтение учителем, обучающимися хором).

8.        8. Нахождение предложения, отрывка по озвученному учителем или обучающимся началу или концу предложения или отрывка.

9.        9. Чтение "с прибавлением". Дети читают незнакомый отрывок текста ровно одну минуту, само­стоятельно делают пометку там, где закончили. Далее, после работы с текстом, в конце урока, про­читывают тот же отрывок текста так же в течение одной минуты, ставят новую метку. Подсчитывают количество "прибавленных" слов.

10.   10. Чтение отрывка текста, которому соответствует пословица.

11.   11. Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку.

12.   12. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста.

13.   13. Чтение текста, пометка непонятных слов.

14.   14. Чтение текста и составление пословиц из слов, которые в нем встречаются.

15.   15. Чтение текста, изображение схемы, описывающей взаимосвязи главного героя произведения с другими героями. Выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения хорошо относился, а синей - кого не любил.

16.   16. Чтение текста и заполнение таблиц словами из текста (например, выписывание существительных, прилагательных, глаголов, соответствующих определенным требованиям).

17.   17. Чтение текста и составление "карты перемещений героя" (выписывание всех мест, в которых он побывал).

18.   18. Чтение текста и выделение ключевых слов абзаца, ключевого смыслового отрывка всего текста.

19.   19. Чтение текста, нахождение отрывка, наиболее подходящего в качестве описания к иллюстрации.

20.   20. Подробный анализ иллюстрации к произведению (обсуждение обстановки, настроения, позы, мимики и жестов героев и т. д.).

21.   21. Создание иллюстрации к литературному произведению с указанием цитаты из него.

22.   22. Чтение литературного произведения и рисование обложки книги.

23.   23. Чтение текста и соотнесение представленных учителем рисунков с порядком событий, описанных в произведении.

24.   24. Самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения.

25.   25. Самостоятельная постановка вопросов к автору литературного произведения.

26.   26. Самостоятельная постановка вопросов к персонажу литературного произведения.

27.   27. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос.

28.   28. Чтение отрывка из литературного произведения и подбор звукового оформления к нему.

29.   29. Чтение текста по ролям.

30.   30. Нахождении отрывка литературного произведения, который можно прочитать с указанным настроением (презрительно, строго, радостно, весело, печально, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т. д.).

31.   31. Нахождение в тексте и чтение предложений с восклицательным или вопросительным знаками, запятой, многоточием и т. д.

32.   32. Выразительное чтение отрывка из текста.

33.   33. Чтение по ролям диалога героев литературного произведения, с исключением слов автора.

34.   34. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов и мимики.

35.   35. "Живая картинка" (один ученик читает текст, другой мимикой реагирует на услышанное).

36.   36. Нахождение в тексте и чтение слов, предложений, которые по смыслу нужно читать громко, тихо, быстро или медленно.

37.   37. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

38.   38. Чтение стихотворения цепочкой, каждый чтец заканчивает на паузе.

39.   39. Чтение предложений с расстановкой знаков препинания.

40.   40. Чтение текста голосом героя.

41.   41. Чтение текста и выделение слов и выражений, которые придают тексту торжественность.

42.   42. Выразительное чтение небольшого отрывка текста прозы наизусть.

43.   43. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

44.   44. Чтение литературного произведения по готовому плану.

45.   45. Чтение, деление текста или отрывка литературного произведения на смысловые части.

46.   46. Составление плана (цитатного, картинного, обычного) литературного произведения.

47.   47. Чтение литературного произведения, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

48.   48. Полный точный пересказ литературного произведения (крайне редко).

49.   49. Краткий пересказ литературного произведения.

50.   50. Подробный пересказ литературного произведения.

51.   51. Выборочный пересказ отрывка из литературного произведения в соответствии с заданием (понравившийся, объясняющий что-то).

52.   52. Творческий пересказ литературного произведения (изменение лица рассказчика).

53.   53. Пересказ литературного произведения по цепочке (по предложению).

54.   54. Самостоятельный выборочный пересказ литературного произведения по заданию:

·          • описание природы перед грозой;

·         • жилища;

·         • состояния персонажа.

55. Чтение стихотворения и пересказ его прозой.
56. Нахождение в литературном произведении образных высказываний (слов, описаний, фраз).
57. Нахождение в тексте самого длинного слова, самого короткого слова.
58. Нахождение в тексте слов на указанную орфограмму.
59. Нахождение в тексте двух-, трех-, четырехсложных слов.
60. Нахождение в тексте и чтение сочетаний:

• существительное и прилагательное;
• существительное и глагол;
• местоимение и глагол (либо наоборот).

61.    61. Чтение и подбор из текста слов-признаков.

61.   62. Нахождение в тексте однокоренных слов, синонимов, антонимов, омонимов и т. д.

61.   63. Нахождение в тексте предложений, подходящих к определенным схемам. Например, с однородными сказуемыми или сложных предложений.

61.   64. Объяснение постановки знаков препинания в предложении.

61.   65. Создание характеристики героя литературного произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

61.   66. "Интервью"с полюбившимся персонажем произведения.

61.   67. Чтение и определение категории персонажей литературного произведения:

·          • положительные;

·          • отрицательные;

·          • нейтральные;

o     • герои-помощники.

68.   68. Сравнение персонажей разных литературных произведений, обладающих схожими чертами, судьбами, обстоятельствами.

68.   69. Чтение литературного произведения и словесное рисование картины, иллюстрирующей его.

68.   70. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героя литературного произведения.

68.   71. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль литературного произ­ведения.

68.   72. Нахождение и чтение предложений, которые стали поговорками.

68.   73. Нахождение в тексте выводов по той или иной теме, проблеме, общей идеи литературного произведения.

68.   74. Установление в процессе чтения литературного произведения причинно-следственных связей.

68.   75. Подбор литературному произведению подходящего названия.

68.   76. Чтение отрывка из текста и распознавание автора слов, хозяина предмета и т. д.

68.   77. Чтение предложения из литературного произведения, изменение порядка слов в предло­жении.

68.   78. Чтение литературного произведения и определение его жанра.

68.   79Чтение литературного произведения и нахождение в нем слов, которые, на взгляд ученика, устарели.

68.   80. Чтение литературного произведения и нахождение в тексте:

·          • эпитетов;

·          • сравнений;

·          • олицетворений;

·          • метафор и т. д.

81.   81. Нахождение в литературном произведении и изучение фразеологических оборотов.

81.   82. Чтение литературного произведения и нахождение завязки, кульминации, развязки сюжета.

81.   83. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению словам, записанным на доске.

81.   84. Чтение в литературном произведении слов, к которым даны сноски.

81.   85. Нахождение в литературном произведении и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

81.   86. Чтение литературного произведения с выписыванием слов на заданную тему. Например, погода: гроза, зима, дождь.

81.   87. Чтение литературного произведения и объяснение одним предложением значение слова (определение понятия).

81.   88. Чтение литературного произведения и дописывание предложений словами из текста.

81.   89. Чтение литературного произведения и вписывание в предложения с пропусками подходящих по смыслу слов.

81.   90. Работа со словарями (толковый, синонимов, антонимов, иностранных слов и др.).

82.    

·         Виды деятельности обучающихся на этапе обобщения изученного произведения:

1.       1. Конкурсное чтение стихотворений.

2.       2. Выполнение тестовых заданий к тексту литературного произведения.

3.       3. Инсценирование (драматизация).

4.       4. Чтение литературного произведения, придумывание продолжения или предыстории рассказа.

5.       5. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

6.       6. Создание репортажа с места главного события литературного произведения.

7.       7. Чтение и разгадывание (составление) кроссворда по тексту литературного произведения.

8.       8. Создание коллективной работы по разделу. Например, дети находят произведения об осени, в которых указаны цвета, записывают эти произведения или отрывки из них на листе бумаги, пред­варительно раскрасив лист бумаги этим цветом.

9.       9. Издание газет, журналов, где используются результаты творчества детей (заметки, интервью, рецензии, сочинения, стихотворения, сказки, рисунки, ребусы, головоломки, кроссворды и др.).

10.   Составление отзыва о прочитанном литературном произведении.

 

·         Примерный перечень музыкальных произведений, используемых в ходе работы на уроках литературного чтения при изучении пейзажной лирики в начальной школе

o     

Лирическое стихотворение

 

Произведение живописи

 

Музыкальное произведение

 

Осень

A.C. Пушкин:

§  ♦ "Уж небо осенью дышало";

§  ♦ "Осень";

§  ♦ "Унылая пора! Очей              очарованье!"

С.Я. Маршак:

§  ♦ "Дождь".

Ф.И.Тютчев:

§  ♦ "Есть в осени первоначальной... "

Н.А. Некрасов:

§  ♦ "Славная осень, здоровый ядреный...".

М.Ю. Лермонтов:

§  ♦ "Осень".

А.А. Фет:

§  ♦ Ласточки пропали.

Е.А. Баратынский:

§  ♦ "Осень".

И.И. Бунин:

§  ♦ "Листопад".

С.А. Есенин:

§  ♦ "Нивы сжаты, рощи голы..."

В.А. Серов:

§  ♦ "Осенний вечер";

§  ♦ "Октябрь".

В.Д. Поленов:

§  ♦ "Осень в Абрамцеве";

§  ♦ "Золотая осень”.

А.И.       Куинджи:

§  ♦ "Забытая деревня".

§  ♦ "Осенняя распутица".

Ф.А. Васильев:

§  ♦ "Перед дождем";

§  ♦ “Деревня".

И.И. Левитан:

§  ♦ "Золотая осень".

М.К. Клодт:

§  ♦ "Большая дорога осенью".

 

 

П.И. Чайковский:

§  ♦ цикл "Времена года":

§  — "Август. Жатва";

§  — "Сентябрь. Охота”;

§  — "Октябрь. Осенняя песня";

§  — "Ноябрь. На тройке". 

К. Сен-Санс:

§  ♦ "Умирающий лебедь".

А. Вивальди:

§  ♦ "Осень".

П. Владигеров:

§  ♦ "Осенняя элегия”.

А.С. Даргомыжский:

§  ♦ "Буря мглою небо кроет".

А.В. Александров:

§  ♦ "Унылая пора! Очей очарованье".

М.К. Огинский:

§  ♦ "Прощание с Родиной"

Зима

А.С. Пушкин:

§  ♦ "Зимний вечер";

§  ♦ "Зимнее утро";

§  ♦ "Опрятней модного паркета...";

§  ♦ "Зимняя дорога";

§  ♦ "Вот север, тучи нагоняя...";

§  ♦ "В тот год осенняя погода...".

С.А. Есенин:

§  ♦ "Береза";

§  ♦ "Пороша";

§  ♦ "Поет зима - аукает".

С.Я. Маршак:

§  ♦ "Белая страница".

И.С. Никитин:

§  ♦ "Встреча зимы".

Н.А. Некрасов:

§  ♦ "Не ветер бушует над бором..."

И.А. Бунин:

§  ♦ "Первый снег"

И.И. Шишкин:

§  ♦ "Лес под снегом";

§  ♦ "Зима".

А.И. Куинджи:

§  ♦ "Солнечные пятна на инее”.

А.А. Пластов:

§  ♦ "Первый снег".

С.В. Герасимов:

§  ♦ "Зима".

Н.В. Мещерин:

§  ♦ “Сосны под снегом"

П.И. Чайковский:

§  ♦ Цикл "Времена года":

§  — "Декабрь. Святки";

§  — "Январь. У камелька";

§  — "Февраль. Масленица";

§  ♦ "Мелодия";

§  ♦ "Зимние грезы" ("Грезы зимней дороги").

 P.M. Глиэр:

§  ♦ "3има".

А.А. Алябьев:

§  ♦ "Зимняя дорога".

А. Вивальди:

§  ♦ "Зима".

Г.В. Свиридов:

§  ♦ "Поет зима"

Весна, лето

А.С. Пушкин:

§  ♦ "Гонимы вешними лучами".

Ф.И. Тютчев:

§  ♦ "Весенние воды";

§  ♦ "Весенняя гроза";

§  ♦ “Зима недаром злится".

А.А. Блок:

§  ♦ "На лугу".

А.К. Толстой:

§  ♦ "Вот уж снег последний в поле тает”.

А.Н.Майков:

§  ♦ "Ласточка примчалась..."

В.А.Жуковский:

§  ♦ "Жаворонок".

С.Я.Маршак:

§  ♦ "Ледоход";

§  ♦ "Ландыш".

С.А. Есенин:

§  ♦ "Черемуха".

А. Прокофьев:

§  ♦ "Люблю березку русскую".

Н.А. Некрасов:

§  ♦ "Зеленый шум"

И.И. Левитан:

§  ♦ "Март";

§  ♦ "Весна. Большая вода";

§  ♦ "Березовая роща".

А.И. Куинджи:

§  ♦ "Березовая роща";

§  ♦ "Лес".

Ф.А. Васильев:

§  ♦ "Оттепель";

§  ♦ "Мокрый луг".

В.К. Вялыницкий-Бируля:

§  ♦ "Вешние воды";

§  ♦ "В начале весны".

В.Н. Бакшеев:

§  ♦ "Голубая весна"

А.М. Грицай:

§  ♦ “Первая зелень. Стадо".

А.М. Герасимов:

§  ♦ "После дождя".

В.В. Герасимов:

§  ♦ "Лед прошел".

П.И. Петровичев:

§  ♦ "Ледоход на Волге".

М.В. Нестеров:

§  ♦ "Видение отроку Варфоломею".

А.А. Рылов:

§  ♦ "Зеленый шум"

П.И. Чайковский:

§  ♦ Цикл "Времена года":
— "Март. Песня жаворонка"; — "Апрель. Подснежник”;

§  — "Май. Белые ночи";

§  — "Июнь. Баркарола";

§  —"Июль. Песня косаря";

§  ♦ "Вальс цветов".

Г.М. Римский-Корсаков:

§  ♦ "Приход весны";

§  ♦ «Шмель»,

А. Вивальди:

§  ♦ “Лето.Гроза".

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы