Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. М.М.Зощенко «Золотые слова»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цель: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
-помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа
-осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки,
-воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко,
-высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность; контролировать себя в процессе игры (не заигрываться); рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.
Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.
Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-ориентироваться в тексте произведения,
-быстро находить нужные эпизоды,
-воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости,
-находить доказательства в тексте;
-характеризовать главных и второстепенных героев произведения.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока на семинар
Ф.И.О. учителя: Никитина Людмила Владимировна
Учебный предмет: литературное чтение.
Класс: 3 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2013)
Тема урока: М.М.Зощенко «Золотые слова»
Тип урока: закрепления новых знаний
Цель: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
-помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа
-осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки,
-воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко,
-высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность; контролировать себя в процессе игры (не заигрываться); рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.
Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.
Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-ориентироваться в тексте произведения,
-быстро находить нужные эпизоды,
-воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости,
-находить доказательства в тексте;
-характеризовать главных и второстепенных героев произведения.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Средства (оборудование)-
карточки с заданиями, проектор, презентация, учебник «Родная речь. 3 класс».
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Деление учащихся на группы Организационный момент Цель: организация направленного внимания на начало урока | -Трое учащихся выходят к трём столам (наблюдаемые), выбирают себе по одному товарищу по очереди, следующие выбирают себе и т.д пока группы не образуются Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку. -как давно я тебя не видел, -как я рада тебя видеть. -Давай работать вместе. -Давай дружить, - а если будет трудно я тебе помогу | Выбирают себе членов команды Здороваются в группах | Личностные: осуществлять выбор члена команды по личному отношению, по его качествам Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность |
Актуализация знаний, мотивация, (подготовка к восприятию) Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения. Работа со словарём Сценка Проверка домашнего задания Постановка цели и задачи урока. Цель: формирование цели урока учителем. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением Творческие задания для групп | На доске записаны два слова: Этика, этикет. Учитель: Что общего у этих слов? Учитель: Кто сможет дать объяснения эти словам? Учитель: У меня на столе лежит «Толковый словарь» В. Даля. Давайте сверим наши предположения. Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми. Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. Учитель: Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? Учитель: Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми Человек с хорошими манерами не будет ставить людей в неловкое положение. Он умеет вести себя так, чтобы другим было приятно с ним общаться. -Сейчас я предлагаю вам побыть зрителями и определить все ли герои соблюдают правила этикета. -Кто же эти герои? Назовите их Из какого произведения ? Автор? -Предлагаю вам вспомнить все события рассказа, восстановив их правильный порядок Помилование и папины условия. Папин совет или Золотые слова. Ужин со взрослыми. Плохое воспитание или История о пожарном. Наказание. Заключение или Золотые слова жизни. Главное преступление или случай с маслом в чае.
Наше произведение называется «Золотые слова» В прямом или переносном значении использовано слово золотые? Учитель: Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой». -А какие слова являются золотыми, главными? Какова же наша цель урока? Мы раскроем главную мысль рассказа, когда найдём золотые слова и дадим им объяснение. - От чьего лица ведётся повествование? - Какой эпизод в рассказе понравился вам больше всего? Почему? Для того, чтобы нам легче было пересказывать данный эпизод поработаем в группах и проследим действия всех участников событий, отбирая материал для пересказа - В каждой группе будет руководитель, который чётко следит за работой, помогает, затем будет выступать от группы
| Это однокоренные слова. /Уч-ся пытаются лексическое значение слов./ /Ученик находит слова и читает объяснение./ Человек, который следует правилам этика – это воспитанный человек. Смотрят сценку Отвечают на вопрос учителя Восстанавливают по очереди порядок событий Дети помогают учителю в формулировке задач урока | Умение слушать и работать в соответствии с целевой установкой Взаимодействие с учителем и друг с другом Познавательные:формирование лексических понятий Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу. Регулятивные: формулировка задач урока с помощью учителя Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи. Умение договариваться друг с другом и представлять свой результат Познавательные: формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать) Формирование лексических умений Понимание ценности воспитания (Личностные УУД) |
Отчёт групп Рефлексия Домашнее задание | I группа Папа предупредил детей: «Я категорически запрещаю вам что-либо говорить за столом». 1. Проследите, как дети следовали указанию отца? «На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер…» 2. Сделайте вывод, почему дети не предупредили начальника? II группа Найдите в тексте отрывки, которые описывают действия Миньки за столом. «На этот раз мы сидим тихо.» III группа Проследите за действиями папиного начальника за ужином. «Папин начальник что-то рассказывал и не обращал на меня внимания.» III группа «Папин начальник что-то рассказывал и не обращал на меня внимания.» «..Папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой помешивать свой чай». «Папин начальник взял стакан в руку и стал подносить его к своему рту.» «Между тем папин начальник поднёс стакан к своему рту и сделал большой глоток». «Но тут глаза его стали круглыми от удивления, Он охнул, подпрыгнул на своём стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться.» «Папин начальник от испуга не мог ничего произнести. Он показывал пальцами на рот, мычал и не без страха поглядывал на свой стакан». «Папин начальник сказал: - Ещё спасибо, что они мне в чай масло положили… Ну эти дети доведут меня до сумасшествия.» -Зачитывает 1 группа, как дети следовали указанию отца. Вывод (на доску) Дети чётко исполняли указания папы - 2 группа зачитывает действия Миньки за столом Вывод. Должен был сказать, но промолчал -3 группа зачитает действия папиного начальника Вывод Гость обиделся, нагрубил семье. Родителям стыдно Что нужно было сделать, что бы этого не произошло? А что папа сказал по этому поводу? стр151 Учитель: Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »? Учащиеся: Учитель: Помогает ли понять основную мысль произведения название рассказа? Учитель: В чем она заключается? Учащиеся: Мальчик не сразу понял папины слова, но зато впоследствии он их понял и оценил. И всегда придерживался во многих случаях жизни. И может быть поэтому, он стал сравнительно счастливым человеком. И людям, может быть, поэтому не так много огорчений. Какой жизненный урок извлёк герой? Какие выводы сделали вы? Были ли подобные случай в вашей жизни? -Мне бы хотелось, что бы каждый оценил свою работу на уроке. Перед вами листочки, отметьте свои достижения на уроке. -Пересказ от Лёли, Миньки или начальника по разобранному эпизоду. Учитель: Сейчас, мы проверим, насколько вы внимательны. Учащиеся выполняют команды, только в том случае если учитель скажет «пожалуйста».
| Самостоятельная работа в микрогруппах: I группа 1. «На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер.» «Но посмотрев на папу и вспомнив, что нельзя говорить, смолчала. И я тоже ничего не сказал». «Нам папа не велел за столом говорить. Вот поэтому мы ничего не сказали.» «Я, вытерев слёзы, пробормотал:- Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что-нибудь сказали». II группа «На этот раз мы сидим тихо.» «Мы с Лёлей едим за четверых и между собой пересмеиваемся». «Я взял булку и отрезал кусок масла. А масло было совершенно замёрзшее.» «И тогда я положил масло на кончик ножа». «А так как я свой чай выпил, то я стал греть это масло над стаканом папиного начальника». «Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку, но тут моё масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай.» «Я вытаращенными глазами смотрел на масло.» «Потом я оглянулся по сторонам»И я тоже ничего не сказал. Я только взмахнул руками и стал смотреть в рот папиному начальнику». Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд (152 стр.). Записывают домашнее задание | Личностные УУД: содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи. Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, выделять нужное, анализировать. Регулятивные:, самооценку учебной деятельности, Личностные: формирование нравственных ценностей учащихся Познавательные: Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Познавательные: формирование умения выполнять задание творческого характера. Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: формирование умения договориться со взрослыми о помощи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»
Конспект урока по литературному чтению (3 класс)Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»...
Литературное чтение, 3 класс, «М.М. Зощенко. Золотые слова», УМК "Школа России"
Литературное чтение, 3 класс, «М.М. Зощенко. Золотые слова», УМК "Школа России"...
Конспект по литературному чтению 3 класс "М.М.Зощенко «Золотые слова"
Конспект разработан по программе "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Зощенко "Золотые слова" 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результатыПредметные:- знать о жизни и...
Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Зощенко "Золотые слова (2-ой час)" 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование понимания юмористического текста; создание условий для дальнейшего совершенствования навыков правильного, осознанного и выразительного чтения.Планируемые резуль...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс М.Зощенко "Золотые слова"
Дистанционный урок М. Зощенко "Золотые слова" 3 класс...
Конспект урока литературного чтения по теме М.М. Зощенко "Золотые слова" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: расширение и закрепление понимания юмористического текста, деление его на части; навыков беглого чтения и правильной речи.Планируемые результатыПредметные:- знать биог...