Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к чтению, любовь и уважение к близким людям Оборудование: учебник Л.Ф.Климанова 3 класс 2 часть, доска, портрет Технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие УУД: Предметные: ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте; характеризовать главных и второстепенных героев произведения. Метапредметные: Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов; Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам; Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа; Личностные: осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА Этапы урока/ Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные | Организационный момент
| Беседа | -Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь, ручка, тетрадь.
| Приветствуют учителя Проверка готовности к уроку | Фронтальная |
|
| планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей | Способны принять образ прилежного ученика | Актуализация знаний | Беседа | - Прежде чем узнать тему нашего урока мы познакомимся с небольшим рассказом Валентина Александровны Осеевой, который называется «Навестила» (Приложение 1). После прочтения постарайтесь ответить на вопрос: «Муся – воспитанный человек?» (вопрос записан на доске). Ответ свой обоснуйте. -Я читаю, вы внимательно слушаете - Муся – воспитанный человек?
-А как вы думаете, какого человека можно назвать воспитанным? - Верно, молодцы ребята.
На экране появляется портрет писателя. -Знаете ли вы, этого человека? -Что вы о нём знаете? -Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным словам, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко. -Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея? -Какие произведения М.Зощенко вы читали? На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг и читательских альбомов. -Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне». сформулируйте тему нашего урока? -Ребята попробуйте предположить, о чем будем говорить сегодня на уроке?
-Верно, молодцы.
|
-у каждого на парте лежит текст. Дети внимательно слушают учителя, глядя в текст.
-Муся безразлична к просьбам больной подруги. Посещая Валю, Муся не облегчила её страдания. Вряд ли Вале захочется, чтобы Муся ещё раз к ней пришла. Я считаю, что Муся – невоспитанный человек. -человека с хорошими манерами, который не будет ставить людей в неловкое положение. Он умеет вести себя так, чтобы другим было приятно с ним общаться. -Михаил Михайлович Зощенко. -учащийся рассказывает подготовленный дома материал, учитель добавляет. Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.
Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. -если учащиеся знают, то говорят, если нет, то читают информацию на слайде: уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью. -учащиеся зачитывают несколько отзывов о ранее прочитанных произведениях из своих читательских альбомов. -Михаил Михайлович Зощенко «Золотые слова». -сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение «Золотые слова», в котором будет говориться, о воспитанности. | Фронтальная, индивидуальная | презентация | Знакомы с рассказом Валентина Александровны Осеевой, «Навестила», Знают биографию Зощенко его рассказы | формулировать учебную задачу урока, рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов, делать выводы и обобщения по итогам анализа | . | Изучение нового материала | Беседа, работа с учебником | -Как мы уже говорили, Михаил Зощенко был писателем – сатириком. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. -Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова». -Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему? -Какие слова могут считаться «золотыми»? -Ребята, а вы употребляете в своей речи «волшебные слова»? Какие? -Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова. Словарная работа. Прельщала – стала заманчивой, приятной. (Во–первых, на стол ставилась вкусная еда. И эта сторона дела нас с Лёлей в особенности прельщала.) Угореть – отравиться угаром, потерять соображение. Угоревший – отравился угаром. Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими. Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом. Первичное чтение: читают учитель и хорошо читающие
|
-слово «золотые» употреблено переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.
-волшебные, дорогие, ценные, нужные.
-спасибо, простите, извините, доброй ночи, до свидания, доброе утро и т.д.
| Фронтальная | учебник | Знают биографию автора, другие его произведения, сюжет рассказа, характеристику героев | ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте; характеризовать главных и второстепенных героев произведения | осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни | Физминутка |
| Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки! Будьте добры, похлопайте в ладоши. Потопайте. Попрыгайте, тихонечко, пожалуйста. Потопайте. Руки вперёд. Садитесь, пожалуйста. | Выполняют физминутку | фронтальная |
|
|
|
| Первичное закрепление нового материала | Работа с учебником | Прием «Чтение по частям».
-Ребята, данный текст (приложение 1) мы разобьём на несколько частей, на которых предлагается ответить на вопросы. Поэтому нужно слушать очень внимательно.
1 часть рассказа, мы прослушаем по аудиозаписи (заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».) .
Вопросы: -От чего имени ведётся рассказ?
-Почему дети любили ужинать со взрослыми?
-Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? -Как наказал отец Миньку и Лёлю? -Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды. -Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе? Лексическая работа. -Ребята, а как вы понимаете устойчивые словосочетания. Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки. Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания. Желала загладить происшествие - исправить положение -2-ю часть рассказа мы будем читать по цепочке. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».) Вопросы: -Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? -Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? -Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. -Как изменилось поведение Лёли и Миньки? -Почему это произошло? -Как вы думаете, чем закончится рассказ? - А как закончится рассказ вы узнаете на следующем уроке. |
-внимательно слушают.
-рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.
-свои ответы дети подтверждают словами из текста.
- ответы учащихся.
- предполагаемые ответы учеников.
-объясняют своими словами.
-дети читают по цепочке, следят за чтением друг друга.
-находят ответы в тексте рассказа.
-высказывают свои предположения.
| Фронтальная, индивидуальная | Учебник,презентация | Знают сюжет рассказа, характеристику героев | выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа | осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни | Домашнее задание |
| -Запишите д/з. составить список "золотых" слов | Записывают домашнее задание |
|
|
| планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
| Подведение итогов урока. Рефлексия | Беседа
| - Давайте вспомним тему нашего урока.
- С творчеством, какого автора мы сегодня познакомились?
- Как называется рассказ, который начали изучать?
- А какие слова могут считаться «золотыми»?
- Молодцы, вы хорошо поработали, спасибо за работу.
| -называют тему.
- М.М. Зощенко.
- «Золотые слова»
-волшебные, дорогие, ценные, нужные. | фронтальная |
|
|
|
|
|
|