Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Зощенко "Золотые слова" 3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчестве писателя.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать о жизни и творчестве М.М. Зощенко; содержание произведения «Золотые слова»
- уметь сравнивать эпизоды одного текста между собой; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач.
Личностные:
- оценивать конкретные поступки;
- высказывать своё отношение к герою произведения;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 34.22 КБ |
Презентация | 461.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 16.04.2020 | ФИО учителя: Ефименко Т.Б. | |
Школа: 5 г.Сатки | ФИО студента: Вакушина Ю., 46 гр. | |
Класс: 3 «Б» | ФИО методиста: Галиуллина Н. К. | |
КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтению
Тема: М.М. Зощенко «Золотые слова»
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчестве писателя.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать о жизни и творчестве М.М. Зощенко; содержание произведения «Золотые слова»
- уметь сравнивать эпизоды одного текста между собой; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач.
Личностные:
- оценивать конкретные поступки;
- высказывать своё отношение к герою произведения;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Оборудование: Учебник литературы: 3 класс 2 часть: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, УМК «Школа Россия», 2012 год; проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал.
Этапы урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный - разъяснение | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! Для ребят звенит звонок, Начинается урок. Он пойдет сегодня впрок. Постарайтесь все понять, Что-то новое узнать. -Присаживайтесь. | Приветствуют учителя. | Л: самоопределение. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный – объяснение, беседа; Словесный – проб.ситуац. | 6 мин | - Давайте проверим д/з. Вы должны были подготовить пересказ произведения «Еще мама» по плану. Я послушаю несколько человек. Речевая разминка. Три сороки- тараторки тараторили на горке. -Объясните смысл скороговорки? Почему именно сороки? Прочитайте сначала медленно, затем увеличивая темп, затем с логическим ударением на разные слова, потом тихо, громко, грустно, весело. -На слайде вы видите слова. Прочитайте их. -Что общего у этих слов? -Кто может объяснить значения этих слов? -В толковом словаре В. Даля дано такое толкование слов. Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми. Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. -Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? -Посмотрите на экран, знаете ли вы этого писателя? Расшифруйте запись и назовите его: ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ - Сегодня мы познакомимся с творчеством М.М. Зощенко. - Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня читать? -Рассказ «Золотые слова», как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему? - Какие слова могут считаться «золотыми»? --Сегодня мы узнаем ответы на этот вопрос. | Пересказывают. Выполняют речевую разминку -Болтливого человека сравнивают с сорокой -этика, этикет -они однокоренные Предполагают -воспитанный человек -М.М. Зощенко -«Золотые слова» -в переносном… -мы не знаем… | Р: саморегуляция. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: - подводящий диалог; Наглядный: - работа с презентацией и учебником | 4 мин | - Рассмотрите иллюстрацию на с. 145. - О чём, по-вашему, рассказ? - Верно. Тогда назовите тему сегодняшнего урока. - Поставьте цель своей деятельности на уроке. -Составьте план, чтобы добиться этих целей. | Рассматривают иллюстрацию Высказывают предположения -Произведение «Золотые слова» -Познакомиться с произведением, ответить на главный вопрос урока. План:
| Р: целеполагание как постановка учебной задачи. |
IV. Открытие нового знания Словесный – рассказ учителя, беседа; Практический – чтение, словарная и лексическая работа Наглядный – работа с учебником | 12 мин | - Какие произведения автора вы уже читали? - Сейчас вы подробнее о нем узнаете. Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс–капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии. Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М. Зощенко. -Сегодня мы будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности. Словарная работа. - Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова. Дайте их определения. Первичное чтение. 1.Читают учитель и хорошо читающие учащиеся. (Прием «Чтение с остановками»). Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. 1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».) -От чего имени ведётся рассказ? - Почему дети любили ужинать со взрослыми? - Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? - Как наказал отец Миньку и Лёлю? - Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды. - Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе? Лексическая работа. - В группах по рядам объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания: 1 ряд – тараторила без конца, 2 ряд – сидела как на иголках, 3 ряд – желала загладить происшествие. | Слушают информацию о писателе Прельщала – стала заманчивой, приятной. Угореть – отравиться угаром, потерять соображение. Угоревший – отравился угаром. Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими. Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом. Читают Отвечают на вопросы, подтверждают словами из Т Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки. Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания. Желала загладить происшествие - исправить положение | К: планирование учебного сотрудничества с учителем. П: произвольное построение высказывания в устной форме. К: восприятие текстов художественного стиля. П: анализ с целью выделения существенных признаков. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. К: работа в группе |
Динамическая пауза. | 1 мин | -Ребята, давайте сейчас немного отдохнем. | Выполняют физические упражнения. | Р: мобилизация силы и энергии. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный – беседа. Частично-поисковой-выбор ответа на поставленный вопрос | 5 мин | Продолжение чтения - Когда прочитаем 2 отрывок, скажете, можно ли рассказ назвать юмористическим? 2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».) -Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? -Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? -Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. -Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло? -Как вы думаете, чем закончится рассказ? | Да, т.к… Отвечают на вопросы. Предполагают. | П: произвольное построение высказывания в устной форме П: анализ с целью выделения существенных признаков К.: участие в учебном диалоге. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный- беседа | 3 мин | Чтение до конца -Почему папа назвал их поведение глупым? -Давайте вернемся к главному вопросу урока. Кто напомнит его? -Кто может ответить? | Отвечают - Какие слова могут считаться «золотыми»? -это какие-то мудрые ценные советы, которые помогают правильно поступать в каких-то жизненных ситуациях. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П: поиск и выделение информации |
VII. Включение в систему знаний Словесный – беседа. | 6 мин | С каким произведением познакомились на уроке? - Кто его автор? -Почему автор так назвал свое произведение? - Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »? Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой». В чем заключается основная мысль рассказа? - Запишите домашнее задание: чтение рассказа с. 144-153. | - «Золотые слова» - М.М. Зощенко Высказывают свое мнение. Записывают д/з | П: структурирование знаний. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: обобщающая беседа | 2 мин | Деятельностная -Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? -Какие цели мы ставили? Как вы думаете, достигли мы целей? Почему? Что мы для этого сделали? - Возникали ли у вас трудности сегодня на уроке? -Отлично, урок окончен, до свидания! | Отвечают на вопросы. Анализирую свою работу. | П.: построение речевого высказывания П.: осуществление синтеза |
Дистанционное задание 16.04.-20.04. лит.чт.
- Изучить презентацию (отправлена на эл. почту учителя)
- Выполните тест
1. Детей за ужином в особенности прельщали:
а) вкусная еда;
б) забавные истории;
в) общение со взрослыми.
2. Леле хотелось поскорее рассказать свою историю, чтоб:
а) всех рассмешить;
б) всех удивить;
в) ее не забыть.
3. Леля получила от мамы:
а) замечание;
б) шлепок;
в) недовольный взгляд.
4. После замечаний Леля:
а) обиделась;
б) раскаялась;
в) принялась за еду.
5. Леля прошептала поговорку:
а) добрый скорее сделает, чем сердитый;
б) брови нависли — злоба на мысли;
в) на сердитых воду возят.
6. Дети не садились вместе со взрослыми:
а) два месяца;
б) две недели;
в) целый месяц.
7. Отец запретил детям за столом:
а) разговаривать;
б) произносить хоть одно слово;
в) мешать взрослым разговаривать.
8. Дети за столом были заняты:
а) едой;
б) слушанием историй;
в) общением друг с другом.
9. Мальчик грел масло, потому что:
а) оно было стылое;
б) развлекался;
в) хотел пошутить над папиным начальником.
10. Папа не наказал детей, потому что:
а) пожалел их;
б) они поступили глупо;
в) были гости.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевая разминка Три сороки- тараторки тараторили на горке. -Объясните смысл скороговорки? -Прочитайте сначала медленно, затем увеличивая темп, затем с логическим ударением на разные слова, потом тихо, громко, грустно, весело.
ЭТИКА ЭТИКЕТ -Что общего у этих слов? -Объясните значения этих слов. Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми. Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.
З наете ли вы этого писателя? Расшифруйте запись и назовите его ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ Михаил Михайлович Зощенко
Прочитайте название рассказа на с.144 в учебнике. Н азовите тему урока . Поставьте цель своей деятельности на уроке. Составьте план, чтобы добиться этих целей.
Тема: М.М. Зощенко «Золотые слова» Цель: познакомиться с произведением, биографией автора. План: и зучить биографию автора; п рочитать произведение; о пределить значение незнакомых слов и словосочетаний; п роанализировать текст, ответив на вопросы.
Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс –капитана, был ранен и уволен из армии. Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М. Зощенко.
Словарная работа Прельщала – стала заманчивой, приятной. Угореть – отравиться угаром, потерять соображение. Угоревший – отравился угаром. Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими. Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.
Прочитайте рассказ «Золотые слова», затем ответьте на вопросы -От чего имени ведётся рассказ? - Почему дети любили ужинать со взрослыми? - Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? - Как наказал отец Миньку и Лёлю? - Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.
-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему ? -Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? -Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. -Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло ? -Почему папа назвал их поведение глупым?
Устно ответьте - С каким произведением познакомились на уроке? - Кто его автор? -Почему автор так назвал свое произведение? - Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »? - В чем заключается основная мысль рассказа?
Устно ответьте - Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Какие цели вы ставили? Как вы думаете, достигли ли вы целей? Почему? Что вы для этого сделали? Возникали ли у вас трудности сегодня на уроке ? У рок окончен, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России
Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...
Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Е. И. Чарушин «Кабан»"Школа России 4 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему "Е. И. Чарушин «Кабан»"Школа России 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению "А. Плещеев "В бурю" 2 класс, Школа России
Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....
Конспект урока по литературному чтению «Н. Н. Носов «Телефон», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Телефон».Планируемые результатыПредметные:- знать биографию писателя- уметь чита...