Литературное чтение
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Ятманова Нина Петровна

Планета Знаний  Э.Э.Кац

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_chtenie_poyasnitelnaya_zapiska.docx25.54 КБ
Файл lit.cht_._tematich.plan_.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2009 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»
  • Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  • Учебный план образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год
  • Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)

     

                    Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.

        Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

        Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.

        Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Стандарте начального общего образования. В соответствии с этим сформулированы следующие задачи:

  • формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умение пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
  • развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
  • формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
  • формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
  • развитие воображения, творческих способностей;
  • формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
  • обогащение представлений об окружающем мире.

         Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

        В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока  в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьника знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установки, т.е. предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.

        Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. В программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

        Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

        В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя.

        На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

        В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.

        Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, т.к. они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

        Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

        Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

        Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

        Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.

        НАВЫК И КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ

        Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному правильному чтению целыми словами, преодоление возможных пропусков и замены слогов, искажения и повторения слов, развитие внимания к верной постановке ударений, точному прочтению окончаний слов, изменению силы голоса, выдерживанию пауз.

        

Рабочая программа по литературному чтению

на 2011-2012 учебный год

Предмет: литературное чтение. 1 класс.

Система обучения: традиционная.

Программа: Планета Знаний. Литературное чтение. Э.Э.Кац. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2011г.

Количество часов в неделю по программе                                 4

Количество часов в неделю по учебному плану                        2

Количество часов в год                                                                      18

Список литературы:

Учебники и учебные пособия: 

1.Э.Э.Кац. «Литературное чтение». -  М.: АСТ, «Астрель».  2011г.

2.Э.Э.Кац. Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение». – М.: АСТ, «Астрель». 2011г.

Методические    пособия    для    учителя:  

1. Э.Э.Кац. Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение». - М.: АСТ, «Астрель». 2011г.


Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

  • сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;
  • выдерживать паузы с опорой на знаки препинания, изменять силу голоса;
  • скорость чтения к концу года – 25-30 слов в минуту (35 слов и более для детей с высоким уровнем знаний, умений и навыков);
  • умение правильно произносить гласные и согласные звуки в словах.

РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ

Формирование умения озаглавливать текст, понимать смысл заглавия. Обучение поиску значений отдельных непонятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике, помещённом в учебнике.

Формирование умений: выбирать из предложенного списка слова, необходимые для характеристики героев и отношения к ним; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; выделять в тексте с помощью учителя нужные фрагменты; воспроизводить сюжет по вопросам педагога. Первоклассники учатся отличать художественное произведение (творение автора) от реальной жизни, обращать внимание на отношение писателя к героям.

Развитие познавательного интереса ребёнка к объектам окружающего мира, внимания к личному жизненному опыту.

Обучение определять с помощью учителя и высказывать своё отношение к прочитанному, давать оценку поступкам героев с опорой на собственный опыт.

Обучение знакомству с книгой: её автором, названием произведения, иллюстрациями.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

  • объяснять смысл названия произведения;
  • выделять в тексте непонятные слова и словосочетания, находить значения отдельных слов в словаре-справочнике учебника;
  • выбирать нужное слово из предложенного в учебнике списка;
  • пересказывать фрагменты текста под руководством учителя;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
  • высказывать своё отношение к героям произведения с помощью педагога, опираясь на личный опыт;
  • знакомиться с новой книгой, её автором, названием и иллюстрациями;
  • озаглавливать отдельные части текста;
  • воспроизводить сюжет по вопросам и картинкам;
  • ориентироваться в книге, находить в оглавлении нужные произведения;
  • соотносить иллюстрации художественного произведения с его содержанием;
  • подбирать книги для тематической выставки.

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, РЕЧЕВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование умения сочинять продолжение прочитанного произведения, отдельных сюжетных линий, короткие истории на заданную тему, рассказы по рисункам.

Первоклассники учатся под руководством учителя выразительно читать стихотворения, учить их наизусть, участвовать в «живых» картинах, коротких инсценировках.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

  • выразительно читать и учить наизусть стихотворения;
  • сочинять рассказы по рисункам;
  • сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога;
  • записывать 1-3 предложения из придуманного рассказа;
  • сочинять песенки, считалки, загадки по образцу;
  • пересказывать фрагмент произведения от лица одного из персонажей;
  • «помещать» себя в вымышленную ситуацию, рассказывать о своих действиях и чувствах;
  • подбирать недостающие рифмы к стихотворным строкам;
  • создавать иллюстрации к тексту;
  • инсценировать литературные произведения или их отрывки.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

Первоклассники знакомятся: со сказкой (народной и авторской); стихотворением; рассказом; малыми фольклорными жанрами; а также со стихотворной рифмой.

Учатся находить рифмы в конце стихотворных строк, получают представление о ритме на уровне прохлопывания в ладоши двусложных размеров, знакомятся с понятиями «автор» и «герой произведения», учатся включать их в свою речь.

Общие (надпредметные) знания и умения:

  • вести диалог, задавать вопросы, слушать и воспроизводить ответы других;
  • высказывать своё отношение к увиденному, услышанному и прочитанному, выступать с рассказом перед группой;
  • обогащение знаний о содержании понятий «добро», «зло», «жестокость», «справедливость», «сочувствие», «доброжелательность», «равнодушие» и т.д.;
  • наблюдать за окружающим миром;
  • описывать наблюдаемые объекты;
  • сравнивать: видеть сходное и различное;
  • видеть связь объекта с окружающей действительностью, привлекать и использовать свой жизненный опыт;
  • воспроизводить объекты и ситуации по ассоциациям;      проявлять рефлексию, сопереживать другим людям и живым существам




Предварительный просмотр:

Литературное чтение. Э.Э.Кац. 1 класс. УМК «Планета Знаний»

Календарно-тематическое планирование 18 часов (2 часа в неделю)

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Характеристика учебной деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала

вид контроля, измерители

дата

план

факт

1

Знаком-во с учебником

1

онз

Формирование представления об информационном пространстве учебника

Уметь соотносить новую информацию с прошлым опытом общ. с книгой

2

Игра с буквами

1

псз

Обогащение словаря. Развитие творческого воображения. Формирование умения работать со словарём

Развитие ассоциативного мышления. Формирование коммуникативных умений

Самостоятельное чтение

3

С.Михалков «Азбука»

1

онз

Обогащение словаря, совершенствование техники чтения. Заучивание наизусть

Развитие внимания к собственным переживаниям

Чтение стихотворения наизусть выразительно

4

Фантастические существа

1

онз

Формирование культуры чтения стихотворений. Развитие внимания к звуковому образу слова

Формирование умения актуализировать жизненный опыт

Самостоятельное чтение

5

Стихотворный ритм (хорей) Дж.Родари «Лежебока», В.Лифшиц «Тимоша»

1

онз

Закрепление умения выдерживать паузу при чтении. Формирование представления о ритме. представления внимания к многозн. слова

Развитие чувства ритма. Формирование интереса к информационному поиску

Самостоятельное чтение

6

Стихотворный ритм (ямб) В.Левин «Купите лук», И.Токмакова «Пряничные человечки»

1

онз

Развитие внимания к ритмичности стихотворной речи. Развитие творческого воображения  Развитие внимания к интонации и её смысловому наполнению

Развитие интереса к отношению людей друг к другу и способам его выражения

7

Освоение рифмы. К.Чуковский «Тараканище», «Скрюченная песенка», М.Карем    

1

псз

Обогащение словаря. Формирование умения выделить рифмующиеся слова. Формирование умения передавать в устной речи собственный вымысел

Развитие творческого воображения

8

Считалки

1

псз

Слововое вдумчивое чтение, совершенствование навыка смыслового чтения. Лексическая работа

Актуализация игрового опыта. Развитие навыков общения

Текущий (тест)

9

Загадки  

1

псз

Обогащение словаря. Сочинение загадок

Развитие наблюдательности

Индивидуальный

10

Народные сказки. «Лиса и рак»            

1

псз

Формирование умения читать литер. текст по ролям, пересказывать сюжет сказки

Актуализация читательского опыта

Текущий

11

«Лиса и тетерев"

1

онз

Обогащение словаря. Упражнение в интонационно-выразительном чтении

Развитие интереса к внутреннему состоянию человека и животного

Текущий

12

«Лисичка-сестричка и волк»      

1

псз

Пробный пересказ текста. Смысловое чтение. лексическая работа

Развитие творческого воображения, навыков коллективной деятельности

Текущий

13

Авторские сказки. К.Ушинский «Лиса и козёл»

1

онз

Актуализация прошлого читательского опыта. Умение читать по ролям

Формирование умения сравнивать

Взаимоконтроль

14

Природа и мы. Г.Балл «Кружавинка»

1

онз

Совершенствование навыка смыслового чтения

Обогащение представлений о крестьянском быте

15

М.Пришвин «Осеннее утро»

1

онз

Пересказ текста

Обогащение знаний о живой природе

Взаимоконтроль

16

Е.Чарушин «Как Томка научился плавать»

1

онз

Герои произведения. Пересказ текста

Обогащение представлений о нравственной оценке различных поступков

Текущий

17

А.Барто Думают ли звери»

     1

онз

Развитие умения понимать чувства и мысли повествователя. Умение оценивать чтение товарища

Закрепление умения актуализировать жизненные наблюдения, опыт читателя, зрителя

Текущий

18

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве» (упокз)

1

Пересказ текста. Формирование умения рассказывать о зрительных впечатлениях

Развитие умений устанавлив.  

причинно-следственные связи в окр.мире

Тематический (письмен.раб за 1 класс)

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

  • Урок изучения и первичного закрепления знаний – уипзз
  • Урок закрепления новых знаний и выработки умений – узнзву
  • Урок комплексного использования знаний – укиз
  • Урок обобщения и систематизации знаний – уосз
  • Урок проверки, оценки и контроля знаний – упокз
  • Комбинированный урок - ку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...