"Игра с рифмами"
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему
Внеклассное занятие по развитию речи для учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aslanova_i.v._vneklassnoe_zanyatie_1-2_kl.rar | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Асланова Ирина Викторовна
учитель начальных классов
"Игра с рифмами"
(Внеклассное занятие по развитию речи для учащихся начальной школы)
Цели и задачи занятия:
обучающие: учить детей отвечать словом, созвучным с названным, чувствовать ритм, рифму, самостоятельно составлять рифмующиеся строчки.
развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, оперативную память;
воспитательные: воспитывать интерес к слову, к родному языку, развивать коммуникативные качества.
Ход занятия:
Учитель:
Ребята, вы пробовали когда-нибудь писать стихи? Как вы думаете писать стихи легко? А вам бы хотелось этому научиться? Вот Незнайке тоже захотелось научиться сочинять стихи. (Слайд 1.)
Незнайка пришёл к поэту Цветику и сказал:
- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
- А ты знаешь, что такое рифма?
- Рифма? Нет, не знаю.
- Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, – объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?
- Понял.
- Ну, скажи рифму на слово «палка».
Селедка, - ответил Незнайка.
- Какая же это рифма: палка - селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
- Этого мало, - сказал Цветик. - Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно.
Думал Незнайка думал, ничего не смог придумать.
А вы ребята поняли, что такое рифмовка? Помогите Незнайке подобрать рифму к слову "палка" (Слайд 2)
Дети: Галка, салка, скакалка, кричалка и далее.
Учитель: Молодцы! Мы помогли Незнайке.
- Запомни Незнайка, что такое рифма.
Игра "Весёлые рифмы"
Учитель: Ребята, давайте мы с вами рифмы поиграем и посоревнуемся. Нужно подобрать рифмы к словам, кто назовёт последнюю рифму, тот и победитель.
Косы , снежок, синичка, массаж, день.
Ответы детей: косы - (росы, покосы, тросы) снежок - (лужок, прыжок, рожок, дружок) синичка - (птичка, лисичка, водичка, невеличка, сестричка) массаж - (гараж, этаж, багаж, пейзаж, трикотаж, вернисаж, репортаж)
Учитель: Молодцы! Вы научились подбирать рифмы. А давайте мы все вместе сочиним стишок рифмовку. (Слайд 3)
Ра-ра-ра - начинается игра
Ре-ре-ре - будет весело в игре
Ру-ру -ру - очень я люблю игру.
Учитель: Как у нас дружно всё получилось. А теперь мы с вами выполним более сложное задание. Будем сочинять чистоговорки. Начинаем:
Ча-ча-ча-ча -
Ай-ай-ай -
Жу-жу-жу-
Со-со-со-
Су-су-су-
Чу-чу-чу-
(Возможные варианты): Ча-ча-ча-ча - мы увидели грача
Ай-ай-ай - выпили горячий чай
Жу-жу-жу - я с тобою не дружу
Со-со-со - у машины колесо
Су-су-су - было холодно в лесу
Чу-чу-чу - на луну я полечу
Учитель: Молодцы, ребята! Замечательно вы справились с заданием. Давайте, ребятки, доскажем слова в стишках. Обратите внимание на рифмующиеся строчки. (Слайд 4)
Широка и глубока
По мостком текла ...(река)
Под корягой, под мостом
Жил в реке усатый ...(сом)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую ...(сосал)
А проснувшись стал реветь
Этот зверь - лесной ...(медведь
(слайд5)
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за ...(куст?)
Как же быть без хруста?
Если я ...(капуста?)
Учитель: Играть в рифмы интересно. Сочинять стихи ещё интереснее. И вы у меня почти все поэты. Давайте мы с вами попробуем написать буриме. (Слайд 6)
"Буриме" (в переводе с французского) означает стихотворение обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.
Рифма: год-народ (Скоро праздник - Новый год!
Веселится весь народ!)
январь-календарь (Зимний месяц январь
Начинает календарь)
Учитель: Ребята, мы с вами дошли до высшей ступеньки. теперь вы уже можете писать стихи сами. Приготовьте листы бумаги и ручки. Самые лучшие стихи будут опубликованы в нашей школьной газете. И так, ребята начинаем. Я вам немножечко помогу, вот начало строчек: (Слайд 7.)
На столе стояла чашка Жил на свете крокодил
.................................... ........................................
..................................... ......................................
..................................... ....................................
(Слайд 8.)
В зимний день замёрзли речки В зоопарке львёнок жил
.................................................... ........................................
.................................................... .........................................
....................................................... ..........................................
Возможные варианты:
На столе стояла чашка Жил на свете крокодил,
В чашке было молоко Он гориллу проглотил.
Подбежала кошка Дашка И теперь у крокодила
Да и выпила его. В животе живёт горилла.
В зимний день замёрзли речки В зоопарке львёнок жил,
Вьюга снежная кружит. Он по маме так грустил,
С неба сыплются снежинки, Что директор зоопарка
Солнце круглое висит. Его к маме отпустил.
Подведение итогов (Слайд 9)
Учитель: Я надеюсь, что Незнайка и вы поняли писать стихи трудно, но возможно и интересно. Я думаю, что среди вас растут будущие поэты и романтики. Вот будущим поэтам (самым активным) я хочу подарить необходимые для поэта предметы: блокнот и ручку. Всем спасибо за творческую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мысли в рифму
Стихи на школьную тематику....
Орфография и грамматика в рифмах
Грамматические сказки, веселые стихи помогут взрослым открыть для детей прекрасный мир слова, научить их любить и чувствовать родной язык....
Неправильные глаголы в рифму
Подобранные в рифму неправильные глаголы помогут учащимся быстрее усвоить грамматический материал....
Релаксационная фонетическая зарядка: действия в рифму
Релаксационная фонетическая зарядка способствует формированию слухо-произносительных навыков, помогает снять усталость, психологическое напряжение.В основе фонетической зарядки лежат рифмовки, которые...
Интегрированный урок русского языка. Работа с текстом Б. Шергин. "Рифмы." 2 класс
Интегрированный урок русского языка в рамках проекта «Успешное чтение» - Книга на уроке....
Формирование фонематического восприятия через дидактические игры на развитие у детей чувства ритма, рифмы
На фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию звукопроизношения наибольшую активность и интерес вызывали игры и игровые упражнения, способствующие формированию у детей чувства ритма, ...
Логопедическая игра на подбор слов в рифму «Собери варежки в пары»
Данная логопедическая игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Цель данной игры: развитие фонематического слуха, словарного запаса, внимания и восприятия....