Орфография и грамматика в рифмах
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Грамматические сказки, веселые стихи помогут взрослым открыть для детей прекрасный мир слова, научить их любить и чувствовать родной язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfografiya_i_grammatika_v_rifmah.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

Орфография

и

грамматика

в

рифмах

Автор-составитель – Хохлова Наталья

                           Викторовна – учитель начальных клас-    

                                                сов  МКС(К)О «С(К)О школа-интернат                                                 № 6         VIII  вида» г. Гурьевска  Кемеров-                                                ской   области

Введение

    «Корень учения горек», - говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами.

    Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются времена, меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда педагог ассоциировался с плеткой.

    «Как заставить учиться?» Нередко такой вопрос встает перед учителями и сегодня.

Учиться надо весело,

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться.

   Эти слова из песни как нельзя лучше должны подходить к обучению в начальной школе. Надо сделать серьезное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а «зажигать».

    Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ – вот к чему должен стремиться каждый педагог. Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.

    Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.  

   Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.

  1. Грамматические сказки

  1. «В стране звуков»  

Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.

   А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю,Е.  

   Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ.

  Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.

  Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.

  1. «Как звуки научились превращаться в буквы»  

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

    Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее,  или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

  1. «Всегда вместе»

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить - , и никак…

Кашлянули:

-Кх!

Чихнули:

Пчх!

Зачем то позвали кошку:

-Кс, кс, кс!

И заскучали….

Вдруг:

-Тсс!

Показалось им, что кто –то где-то рыдает… Прислушались.

-А-а-а-а! О-о-о!- кричали гласные.

Они плакали, как малые дети:

-Уа! Уа!

Аукали:

-Ау! Ау!

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):

-БДМ  ВСГД  ВМСТ!

И услышали радостное, но тоже невнятное:

-У-Е-Е-А-Е-Е!

Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:

-БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!

И с тех пор больше никогда не разлучались.

  1. «Парад букв»

Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.

  Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.

   Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я.

   Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА.

   Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.

  1. «Ударение»

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет УДАРЕНИЕ. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило и закричало:

-Что вы без меня знаете? Если захочу, возьму и изменю значения у вас!

Слова, конечно, не поверили. Вышел  замОк и сказал:

-Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким – то УДАРЕНИЕМ. Ведь Ударение – это же просто черточка!

  Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез замОк, и возник зАмок.

  Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Вот уж вместо Атлас получился атлАс, вместо кАпель-капЕль, вместо дорОга-дорогА.

  Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на свое собрании и с тех пор к Ударению с большим уважением относятся.

  1. «Мягкий знак»

Жили-были в Азбуке буквы. И любили они ходить друг другу в гости. Буквы жили – не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

-Что ты за буква? – возмущались они

  Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил- жилось ей плохо и одиноко.

   Как то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие.

   Стали буквы составлять слово ГВОЗДЬ. Встали на нужные места и вышло: ГВОЗД.

-Что – то у нас не получается! – забеспокоились они.

-Звук «Д» в слове мягкий, а у нас твердый.

Что же буквам делать? Ребята, подскажите!

-Иди к нам, мягкий знак,-позвали буквы.

Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.

-Что получилось?!

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь. Вот, оказывается, какой он незаменимый, мягкий знак.

  1. «Как поссорились шипящие с гласными Ы,Ю,Я»

Жили были шипящие Ж,Ш,Щ,Ч., а неподалеку жили гласные У,Ю,И,Ы,А,Я. Жили очень дружно. И вот решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие хорошо ищут, шуршат кругом-нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы,Ю,Я. Искали-искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот спотыкаясь, обиженные, голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы,Ю,Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, чай попивают. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

-Какая невоспитанность! – жаловались буквы Ы,Ю,Я на шипящие. – подойти невозможно: так и шипят от злости.

 Справедливая обида! Но только не ко всем так суровы Ж,Ш,Щ,Ч. Они всегда рады гласным И, У, А!

  1. «Заколдованные буквы»  

Как - то раз в страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их - то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими.  

  Буква О стала походить на А, Е на И, А на О, И на Е. Колдун исчез, а в стане началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под Ударением ясна и понятна. Называется она УДАРНАЯ ГЛАСНАЯ. А вот те гласные, которых Ударение не коснулось, называют Безударными Гласными. Они еще заколдованы и ждут своего часа.

Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова:

-«Ударение над гласной может сделать букву ясной»

  1. «Парные и непарные»

Как то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные буквы А-Я, У-Ю, Ы-И, Э-Е, О-Ё-танцевали вальс. Им было весело!

  Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость мешала им, и они пыхтели, шипели, свистели от усердия: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. Причем буквы Б,В,Г,Д,Ж,З звонко отбивали ногами в такт музыки. Это были звонкие буквы.

  А вот П,Ф,К,Т,Ш были глухи к музыке.

  Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это Л,М,Н,Р,Й,Х,Ц,Щ,Ъ,Ь. Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор и повелось-на праздниках парные буквы танцуют в паре со своим партнером, а непарные прости тихо сидят и смотрят на танцующих.

  1. «Спор согласных»

В королевстве Азбуковедения жили звонкие и глухие согласные. Однажды между ними произошел спор.

-В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, МОРОЗ, ЗАВОД, ГЛАЗ нужно писать на конце слова букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.

- Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.

-Попробуйте доказать, что в этих словах нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.

Звонкие приуныли. Но на помощь им пришел мудрейший из советников короля- всемогущее правило.

- Парные звонкие и глухие согласные надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук: дуб-дубы, обед-обеды, мороз-морозы, - спокойно объяснил советник Правило.

  Звонкие поблагодарили его за оказанную помощь и пошли мириться с глухими согласными.

2.Орфография и грамматика в стихах

  1. «Гласные –согласные»  

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голо зовет,

Звук получается гласный

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные… согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть.

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс  -змеиный слышен свист.

Шшш.. – шуршит опавший лист.

Жжж..- шмели в саду жужжат.

Ррр.. – моторы тарахтят

  1. «Слог»

Дружат гласные с согласной,

Составляя вместе слог.

          Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

Сколько в слове гласных –

Столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

Я сейчас вам расскажу,

Как слова переношу:

Здесь порядок очень строгий:

Делим все слова на слогий:

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам.

По слогам скажи слова

И в тетрадке запиши.

 

  1. «Ударение»

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка – молоток,

Отметь его ударом!

Мы в слове слог ударный

Найдем элементарно.

А когда его найдем,

Громче всех произнесем!

  1. «Мягкий знак»

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, девять, десять, пять,

Вместо шесть получим шест,

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.  

Он очень вежлив мягкий знак

Не любит споров он и драк.

Во все старается помочь.

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить:

Отрежь – отрежьте,

Поешь – поешьте!

Так мягко просит мягкий знак,

Что отказать нельзя никак.

  1. «Разделительный мягкий знак»

Перед е,ё,и,ю,я

Я в корнях стою друзья.

Воробьи, семья, жилье –

Перед я, ю, и, е, ё

Воробьи, жилье, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи.

  1. «Правописание шипящих»

Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.

В сочетаниях ЖИ-ШИ

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ЧА-ЩА

Пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ

Пишут только букву У.

       

  1. «Безударные гласные»

Если буква гласная вызвала сомнение -

Ты ее немедленно ставь под ударение.

В корне гласная у нас

Вызвала сомнение?                                        

  Эту гласную тотчас

Проверим ударением:

Форму слова измени,

Родственное подбери,

И тогда секреты корня

Словно видишь изнутри.

Для «земли» проверка - «зЕмли»,

Для «воды» проверка «вОды»,

«Очарован» мы проверим

«ЧАры», а «рожденье» - «рОды».

Снова выручает нас

Славная традиция:

Букву ставим слабую

В сильную позицию.

Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.

Чтоб проверить безударный,
Надо слово изменить
,
Ударение поставить,
Точно звук звучать заставить.

Будут близкими слова.
С ударением в слогах,
Зимовать-проверим-зимы,
Зимний тоже подойдёт,
Речка, реки и речной.
Побегут вслед за рекой.
Ставь всегда без промедления

Нужный слог под ударение.
Подбирать учись слова
Для проверки ты всегда,
И не сделаешь ошибок
В данном слове никогда.

  1. «Обозначение мягких согласных буквами Е, Ё, Ю, И, Я»

Узнавать нас очень просто
Перепутать нелегко
Тем, кто видит нас пред гласной
Я, Е, Ю, И, просто Ё.

Вы, конечно, угадали.
Мы согласие вам дали.
Мы согласны, что согласный
Будет мягкий, если гласный
Я, Е, Ю, И, просто. Е

За согласным вслед идёт.
Ну, а твёрдые, твердите,
Только твердостью тверды.

Твёрдый звук покажет. О,
Буква Ы и буква У,
Э и А всегда при нём,
Хоть за горы мы пойдём.

 

  1. Правописание парных согласных в середине и   конце слова.

Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательней, мой друг!

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Труд – труды, кот – коты –

Будешь грамотным и ты!

  1. «Большая буква в именах собственных»

Буква обычная выросла вдруг,  

Стала заметно выше подруг,

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему? За какие услуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело –

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, город.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!  

Имена, фамилии, клички, города –

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда.

Начинает буква важные слова:

Иванова Анна, Тула и Москва.

Правописание большой буквы.

Реки, горы и равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей –
Всё с заглавной буквы,
Ты пиши скорей.

  1. «Имя существительное»

Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.

Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.

  1.  «Имя прилагательное»

Признак предмета обозначает,
На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
К существительному прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить:

Вот громкий звук,

Вот синий шар,

Вот звонкий мяч,

Вот острый меч, весенний сад.

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Называешь ты.

  1. «Глагол»

Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.

Что без меня предмет?

Лишь название.

А я приду –

Все в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят здание.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мысли в рифму

Стихи на школьную тематику....

Грамматика - это весело. Эффективные способы обучения грамматики английского языка в начальной школе с использованием игровых технологий.

ФФормирование у детей устойчивого интереса к изучению предмета, а также уверенности в успешном овладении им – первоочередная задача для каждого учителя. Грамматика английского языка в том виде, в кото...

Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"

Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....

Тест по темам «Грамматика как раздел науки о языке», «Морфология как раздел грамматики»

Тест по темам «Грамматика как раздел науки о языке», «Морфология как раздел грамматики»...