Внеклассное чтение по теме: «Не жалей, малыш, стараний …!»
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
«Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда», - сказал М. Шаймиев. Тукай сыграл значительную роль в развитии детской литературы начала XX века. В своих стихотворениях поэт стремится передать детские переживания, создает образы, понятные и доступные для детского восприятия. Произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе. Творческое наследие поэта способствует формированию таких ценных качеств личности, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, уважение к старшим, стремление к знаниям. В произведениях Тукая можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tukay.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное чтение. 3 класс
Тема: «Не жалей, малыш, стараний …!»
Цели: знакомство с жизнью и творчеством великого народного татарского поэта Габдуллы Тукая.
Задачи урока, с учётом формирования универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД
Способствовать установлению связи между целью учебной деятельности и её мотивом посредством данного предмета.
Формировать ценностное отношение к книге как к явлению культуры, ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к духовным ценностям.
Осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за российскую культуру.
Регулятивные УУД
Постановка и сохранение учебной задачи.
Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.
Познавательные УУД
Анализировать текст и находить ответы на вопросы, интерпретировать отдельные детали, находить то, что не высказано прямо, делать выводы, соотносить картинки с содержанием прочитанного. Анализ художественного образа с помощью поясняющих вопросов: «Что хотел сказать автор, и как он сумел это сделать?»
Библиографические умения, расширение читательского кругозора, анализ текста с целью увидеть, а как автор добился такого впечатления от его произведения – преувеличение, повторы.
Выражение отношения к прочитанному через выразительное чтение (осознанный выбор темпа, громкости, тембра голоса, обоснование выбора).
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные УУД
Готовность слушать собеседника и вести диалог. Формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование: портрет Г. Тукая. Выставки книг Г. Тукая, рисунков «Тукай, в сердце моём!». Проектор, ноутбук. Презентации.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
1. У. - Добрый день дорогие, ребята, уважаемые гости!
26 апреля – день рождения великого поэта татарского народа Габдуллы Тукая.
- Что вы знаете о Г.Тукае? Ответы детей. Знания получены в детском саде, на уроках татарского языка.
У. - Сегодня мы с вами узнаем о жизни Габдуллы Тукая, познакомимся с бессмертными творениями народного поэта.
Про Габдуллу Тукая говорят, что он «взошел крупной и яркой звездой на небосклоне мировой поэзии. Тукай – душа татарского народа, его истинный, глубинный дух».
2. У. – Темой урока послужили первые строчки одного из стихотворений поэта:
Не жалей, малыш, стараний! Чтение стихотворения, подготовленным учеником.
Не жалей, малыш, стараний! Для работы создан день.
А устанешь – сон спокойный принесёт ночная тень.
Подымайся утром рано и берись за свой урок,
Срок бывает для работы, для игры бывает срок.
Видишь солнца труд упорный: поднимается с зарёй,
Целый день плывёт по небу, ярко светит день-деньской.
Лишь потом, устав как будто, покидает небосклон,
Отдыхает за горою и земле дарует сон.
Коль в труде примером станет солнце яркое тебе –
Сам, как солнце, засияешь на земле среди людей.
3. У. – Что можете сказать по содержанию стих.? К чему призывает нас поэт?
- Какой приём использует?
Д. - Сравнение. Олицетворение.
У. - Какие пословицы подходят к данной ситуации?
Д. - Делу время, а потехе час. Сделал дело – гуляй смело.
У. - Как объясните последнюю строчку стихотворения?
III. Презентация.
1. Чтобы лучше понять творчество поэта, нужно познакомиться с его жизнью - биографией.
Презентация, посвящённая жизни и творчеству Г.Тукая
2. В ходе презентации дети выступают с инсценированными стихотворениями
Забавный ученик
- Ну, давай, Акбай, учиться!
Сядь, дружок, на хвостик свой!
Смело стой на задних лапках!
Чур, не падать, прямо стой!
- Ах, зачем меня ты мучишь? Я совсем ещё щенок,
Мне всего недель двенадцать…
Не хочу учить урок!
Отпусти меня, не надо! Прогуляться я хочу.
На лугах, на мягкой травке поваляться я хочу.
- Глупый пёсик!
Нужно к делу приучаться с малых лет,
Ремеслом не овладеешь, если будешь, стар и сед!
У. – Чему нас учит стихотворение.
Кончил работу – играй!
В один прекрасный летний день, забившись в уголок,
Готовил мальчик по утру учителю урок.
Он книгу толстую читал, не отрывая глаз,
И слово каждое твердил помногу раз.
Скользнуло солнышко лучом в закрытое окно:
«Дитя на улицу иди, я жду тебя давно!
Ты был прилежным, но закрой учебник и тетрадь,
На воле чудно и светло, тебе пора играть!»
И мальчик солнышку в ответ: «Ты погоди, дружок!
Ведь если я пойду гулять, кто выучит урок?
И для игры мне хватит дня, оставим разговор,
Пока не кончу, ни за что не выбегу на двор!»
И, так ответив, замолчал, за книгу взялся он
И снова трудится над ней, ученьем увлечён.
Но в это время под окном защёлкал соловей
И слово в слово повторил: «Я жду тебя, скорей!
Ты был прилежным, но закрой учебник и тетрадь,
На воле чудно и светло, тебе пора играть!»
Но мальчик молвил: «Погоди, соловушка, дружок!
Ведь если выйду я на двор, кто выучит урок?
Когда закончу, не зови, - сам выбегу туда.
Я песню милую твою послушаю тогда».
И, так ответив, замолчал, за книгу взялся он
И снова трудится над ней, ученьем увлечён.
Тут веткой яблоня стучит в закрытое окно:
«Дитя, на волю выходи, я жду тебя давно!
Должно быть, скучно всё сидеть за книгами с утра,
В саду под деревом густым тебе играть пора!»
Но мальчик ей сказал в ответ: «Ах, яблонька, дружок,
Ведь если я пойду гулять, кто выучит урок?
Ещё немножко потерпи. Хоть славно во дворе,
Когда уроки за тобой, веселья нет в игре!»
Пришлось недолго ожидать – окончены дела!
Тетради, книжки и пенал исчезли со стола!
И мальчик быстро в сад бежит: «А ну, кто звал меня?
Давайте весело играть!» - И началась возня.
Тут солнце красное ему с небес улыбку шлёт,
Тут ветка яблони ему дарит румяный плод,
Там соловей запел ему о том, как счастлив он,
А все деревья, все цветы отвесили поклон!
У. – Какие жанры устного народного творчества напоминает стихотворение?
Д. - Сказку – повторами, олицетворёнными персонажами, песню – напевностью.
VI.
1. У. Сегодня мы будем читать одну из самых известных сказок Г. Тукая «Шурале».
- Кто знает сказку, расскажите.
Презентация
Чтение сказки учителем и подготовленными учениками.
2. Беседа по прочитанному.
У. - Как мы определяем, что это сказка? Вспомните композиционную особенность народных сказок.
Д. - Зачин, основная часть, концовка.
Кульминация.
Сказочные герои.
У. - Что можно сказать о главных героях сказки? Какими качествами характера они обладали?
- Какие художественные приёмы использует Тукай?
- Про поэта говорят, что он «народный поэт». Как мы узнаём, что он любит народ, свою Родину?
У. - В поэме-сказке «Три истины» поэт говорит:
«Не горюй о том, что было и прошло,
Не вернёшь, как не вздыхай ты тяжело.
Ты за то, что не под силу не берись,
Ты посильною задачею займись.
Слову всякому не очень доверяй,
Самого себя опорой избирай».
У. – Назовите истины, о которых говорит поэт.
- Какими же правилами руководствуется наш джигит?
V. Итог урока. Рефлексия.
- Что вы узнали нового на уроке?
- Почему хочется снова и снова знакомиться с творчеством Тукая?
- В чём мудрость слов «Не жалей, малыш, стараний!»?
- Какой пословице соответствуют эти слова?
Знания – сила
VI. Домашнее задание.
Выразительно читать стихи Г.Тукая «Сабит учится читать», «Дитя, работай!»
Использованная литература
1. Багаутдинова Д. Музей Г. Тукая в Казани. Путеводитель.- Казань, Татарское кн. изд-во, 1989.
2. Музей Г.Тукая в Кырлае. - Казань, Татарское книжное издательство, 1984.
3. Нуруллин И. «Напевы мятежного саза». М., Детская литература, 1986.
4. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки/ Перевод с татарского. - Казань: Татарское кн. Изд-во, 1986.
5. Тукай Г. Избранная проза. (Пер. с татарского М. Рафикова).- Казань: Татарское книжное издательство, 1992.
6. Тукай Г. Стихотворения и поэмы. Автобиографическая проза. М., ИНСАН, 2003.
7. Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по теме «Чудо-сказки по произведениям К.И.Чуковского»
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.Класс: 3 План урока:Организационный момент....
Конспект по внеклассному чтению на тему "В гостях у сказки"
В конспекте содержится игровой материал по сказкам....
План-конспект урока внеклассного чтения на тему "Сказки о животных". 1 класс
Знакомство детей со сказкой в игровой форме. Дети узнают, что сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных. Затем идет знакомство и работа с произведением В.Сутеева "Палочка - выручалочка"....
Задания по внеклассному чтению по теме "Три поросёнка"
Предоставлен материал по внеклассному чтению по теме "Три поросёнка". Материал урока группируется следующим образом.Первая группа заданий включает в себя: загадки, пословицы,задания обучающие давать х...
Урок внеклассного чтения по теме "Твой родной край" в 4-м классе коррекционно - развивающего обучения. Р.Казакова "Хабаровску"
Урок внеклассного чтения по теме «Твой родной край» для учащихся 4-х классов коррекционно-развивающего обучения помогает понять красоту родного края, развивает мышление, речь, творческие способн...
Конспект урока по внеклассному чтению по теме "В гостях у Н.Носова"
Знакомство с писателем, с его произведениями и викторина по произведениям писателя....
Проект урока по внеклассному чтению по теме "В гостях у дедушки Чуковского"
Тема: «В гостях у дедушки Чуковского».Форма: внеклассное мероприятие по литературному чтению.Цель: привлечь внимание учащихся к творчеству К.И.Чуковского.Задачи: Расширять знания детей о писателе К.И....