Звук[ и]. Буква И, и.
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Хорькова Ирина Сергеевна

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок обучения грамоте в 1 классе29.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Звук[ и]. Буква И, и.

       Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквой И, и, развития речи.

       Тип урока: решения учебной задачи

Планируемые результаты:

  • Предметные: овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умеют использовать  приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных  задач, знают особенности произнесения звука [и], и его характеристику; называют букву И, и как знак звука [и]; различают печатную и письменную, заглавную, строчную букву; находят изучаемую букву на «ленте»букв: составляют небольшой рассказ повествовательного характера по сюжетной картинке; разгадывают ребус; анализируют слова по модели; составляют предложение по теме.
  • Личностные: выражают свои эмоции, эмоционально «переживают» текст.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

  • регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, вносят коррективы на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
  • познавательные: общеучебные – используют знаково-символические  средства для решения учебных задач, логические: осуществляют сравнение, выполняют звуковой анализ слов, делают вывод.
  • Коммуникативные: умеют приходить к общему решению совместной деятельности

Образовательные ресурсы: «Азбука» учебник для 1 класса, электронное приложение к учебнику (ICD)
I.
Организационный момент
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II.
Актуализация знаний
1. — Сейчас мы с вами расскажем сказку о весёлом язычке, да не просто расскажем, но и покажем.
- Жил-был весёлый язычок в своём домике. Домик назывался… (Рот). В домике было две двери (показываю губы и зубы), откройте первую дверцу, потом вторую. Надоело Язычку сидеть в тёмном домике, он решил выйти погулять. Высунул он кончик на улицу, посмотрел, какая погода. Солнышко греет, решил Язычок позагорать. Лёг Язычок на крылечке и греется. Вдруг подул ветер, Язычок замёрз и спрятался в домике. Улёгся в мягкой постельке и заснул.
Выспался Язычок, решил сделать зарядку: потянулся вверх, опустился вниз. Почистил зубки. Вышел на улицу поискать ребят: посмотрел налево – нет, посмотрел направо – нет, вверх, вниз, побежал кругом и увидел вас. Он так обрадовался, что защёлкал вот так. Теперь вы, друзья.
2. Любимые сказки.
«Путаница» (учебник с.72)
III. Постановка учебной задачи.
1.-звуковой анализ слова «иголка».
- Составьте схему слова «иголки» (1 ребенок – у доски, остальные – за партами). На доске появляется схема.
- Из скольких слогов состоит это слово? (3)
- Почему? (3 гласных звука)
- Давайте хором прочитаем это слово.
- Какой слог ударный? (2-ой) Докажите.
- Прочитайте 1-ый слог. (И) Из чего он состоит? (отдельный звук)
- Давайте произнесем его
- Какой это звук? Почему? (Гласный. Можно петь, тянуть, он не встречает препятствий, образует слог.)
— Так с какого же звука начинается слово «иголка»?


1.Знакомство со звуком [и].
— Сегодня мы познакомимся с новым звуком.
— Какой звук вы слышите во всех словах: «липа», «ива», «иглы», «аист», «ирис», «иволга», «сито».
— Повторите еще раз звук [и].
— Какой это звук: гласный или согласный?
IY. Физкультминутка.
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся

 Y.Усвоение новых знаний , способов и действий.

2.Работа с ребусом

3. Многозначность слова «иголки» — с. 34.
У какого дерева есть иголки? У какого животного есть иголки?
4.Знакомство с буквами И, и .( c.72)
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
- Сколько здесь дощечек?
- Три!
- А какая буква?
- И!
а)Чтение стихотворения учителем Е. Тарлапан
Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Сверху вниз его тянула —
К правой ножке пристегнула.
Г. Ванюхина
Найдите слова со звуком и. Где он находится?
5.Чтение слогов- слияний, слов с буквой и.
- Как произносятся согласные звуки, которые стоят перед буквой и ?

YI.Закрепление знаний и способов действий.

— Найдите и подчеркните простым карандашом все встретившиеся буквы И.
8. Беседа об инструментах и школьных принадлежностях.
В названиях каких инструментов есть звук [и] (с. 34)?
— А какие школьные принадлежности вы знаете?
— Как с ними нужно обращаться?
Когда начнете новую тетрадь,
Как снег, белеет первая страница.
Тетрадь с волнением торопится узнать:
Какая ей досталась ученица?
Ты для нее — беда или подарок?
Захочется ей плакать или петь?
Из-за твоих ошибок и помарок
Нечасто ли придется ей краснеть?
- Что делает мама на иллюстрации (с. 34)? Что она пожелает сыну при расставании в школе? (В добрый путь! Удачи!)
Какое по интонации это будет предложение?
— А что спросит мама после школы?
— Какие загадки вы знаете о школьных принадлежностях?
(Дети готовят заранее).
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш)
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках, на листочках,
Кое-где на точках. (Книга)
Дашь попить —
Станет говорить.
Такая вещица
Только для грамоты годится. (Чернила)
Грамоты не знаем,
А весь век пишем. (Ручки)
Если ей работу дашь —
Зря трудился карандаш. (Резинка)
— В каких ответах встретился звук [и]?
IV.Закрепление изученного материала.
1.Кто больше запомнит слов со звуком [и].
Индеец Изумрудный глаз.
В июле Игорек приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел игравшую во дворе девочку.
- Тебя как зовут? — спросил Игорь.
— Ириной. А тебя?
— Индеец Изумрудный Глаз! — гордо сказал Игорь. — Хочешь быть индейкой?
— Надо говорить не индейкой, а индианкой.
— Нет, индейкой!
— Тогда ты будешь индюком!
Игорек подумал и сказал:
- Ну ладно. Ты прячься, а я тебя буду искать.
Идет Игорек, ищет, а Иринки нигде нет. Как будто исчезла! Подошел к изгороди, раздвинул руками траву да как закричит: — Ой-ей-ей-ей! — и бежать. А Иринка ему вслед:
— Эй ты, индеец! Крапивы испугался! А еще Изумрудный Глаз!
(Г. Юдин)
2.В гостях у Мудрой Совы
ИЗОБРЕТЕНИЯ. За последние 100 лет изобретено много приборов, предназначенных для облегчения домашнего труда.
а) Пылесос – изобретен в 1904 году. Пыль сначала засасывали с помощью ручных мехов.
б) Стиральная машина – белье клали в деревянную бочку и крутили, вращая рукоятку.

V.Итог урока.
— С каким новым звуком познакомились?
— Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]?
VI..Рефлексия
- Ребята, вы работали замечательно! Если вам понравилось на уроке – возьмите зеленый листок, если вы скучали – желтый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...