Урок обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Курицына Нина Николаевна

Урок обучения грамоте по теме "Терпение и труд всё перетрут. Буквы Д, д."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Терпение и труд, всё перетрут. Согласные звуки «д», «д/», Буквы Д, д. Строчная и заглавная буквы Д, д» УМК «Школа России»

»

Целевые установки урока:

Предметные результаты: создать условия для знакомства с согласными звуками  «д», «д/» буквами Д,д, для развития умения писать строчную  и заглавную  буквы Д,д. выделять звуки «д», «д\» в процессе звуко- буквенного анализа с опорой на рисунок и схему, характеризовать звук, сравнивать их по твёрдости и мягкости, приводить примеры слов  со звуками «д», «д/», писать под диктовку буквы, списывать с печатного шрифта.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные действия:

Формулировать и удерживать учебную задачу, применять поставленные правила.

Познавательные действия:

Выделять и формулировать познавательную цель, моделировать – составление схем, анализировать звук, ставить и формулировать проблемы, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные действия:

Умение слушать и слышать; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; развитие познавательной мотивация, интереса к новому.

Личностные действия:

Осознание себя как ученика, развитие чувства необходимости учения, как главного труда для ученика, развитие навыков сотрудничества при участии в совместной работе, проявление активности во взаимодействии для решения задач.

Оборудование: презентация к уроку, запись песня про букву Д, запись песни «Гномики», Изображение Гномика и его дома, Музыкальная физминутка, презентация к уроку, листы зелёного картона (клумбы), цветы из самоклеющейся бумаги трёх цветов,

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!

Я знаю, вы очень дружные дети. Давайте вместе постараемся сделать так, чтобы наш урок был интересным и увлекательным!

2.Аналитический этап. Чтение и обсуждение темы урока.(слайд)

- Давайте вспомним русские пословицы о важности и необходимости труда, с которыми мы познакомились ранее (читает ранее изученные пословицы читающий ученик)

- Чтение пословиц стр. 104. Выбор пословицы, которая подходит к теме урока и обсуждение её смысла.

- А какой труд важен для вас, как для учеников? (дети обсуждают свой труд, как учеников)

3. Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание проблемной ситуации.

- чтение слогов написанных на доске за, ру, ти, …., ды. (цепочкой)

- Какой слог нам было труднее всего прочитать? (последний)

- Как выдумаете, почему трудно было прочитать последний слог? (Высказывания детей:

потому, что мы не изучали букву д)

- попробуйте сформулировать основной вопрос урока.

Целеполагание

- Послушайте песенку и подумайте о чём мы ещё будем говорить на уроке, что изучать. Попробуйте сформулировать цели нашего урока. (Слушают песенку про букву «Д» - в песенке речь идёт о букве «Д», к на которую похож дом Гномика.)

Дети обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.

(Мы сегодня будем изучать буквы Д, д. и звуки, которые они обозначают.)

- Про какого сказочного героя мы услышали в песенке? (про Гномика)

- Гномик пришёл к нам на урок. (вывешиваю рисунок героя и его дома) У него очень красивый дом, но он не успел посадить клумбы, а ему так хочется, чтобы рядом с его домом росли цветы. Давайте поможем Гномику. У вас на партах лежат клумбы (листы зеленого картона), которые в течение урока мы украсим красивыми цветами. Мы будем выполнять задания, оценивать свою работу. Если задание выполнено полностью правильно, то вы возьмёте красный цветок, если затруднялись и делали ошибки – оранжевый, а если задание вам показалось очень трудным и над ним ещё надо много работать – синий цветок.

Вы готовы помочь Гномику? Тогда оцените, как вы справлялись с первой работой над смыслом пословиц

Актуализация знаний.

Стр. 103. Лента букв.

– Какие буквы, обозначающие гласные звуки мы с вами изучили?

- Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки?

- Назовите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки?

Оцените, как вы знаете ранее изученные буквы.

4.Открытие нового знания

Презентация (на что похожа буква Д) (слайды № 2 – 5)

- На что же ещё похожа буква «д» (высказывание детей)

Оцените, как вы сегодня фантазировали?

- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы понять какое место в ленте букв займёт буква Д?

 Выдвижение   версий. (Гласный либо согласный, твёрдый или мягкий (парный  непарный), звонкий либо глухой (парный – непарный)

Поиск решения

Стр. 105 работа по учебнику.

- Что мы должны сделать, чтобы проверить гласный звук или согласный?

- Посмотрите на схемы слов «гвозди» и «два». Какой мы можем сделать вывод о мягкости и твёрдости этого звука? (высказывания детей)

- Давайте прочитаем вместе слоги. Выберите слоги, где слышится мягкий д, а где твёрдый? (высказывания детей)

- Что нам нужно сделать, чтобы проверить звонкий это согласный или глухой? (высказывания детей)

- Сравни слова, что в них общего? Стр. 105 (выделяют общую часть в слове, наблюдают произношение слов с буквой «д» - где происходит оглушение звука /д/)

Оцените, как вам удалось справиться с этой работой.

Физминутка под песню «Гномики»

Игра «Кто больше слов запомнит со звуком д. (слайд)

Дятел клювом дуб долбил,

Удивленный дрозд спросил:

«Ты зачем по дубу лупишь?

Очень быстро клюв затупишь.»

Дятел головой качал,

Другу дятел отвечал:

«Крепкий клюв не затуплю

Я дупло себе долблю.»

5.Развитие   умений - применение нового знания.

Презентация

-Чистописание. Повторение о правильности написания букв Д и д. (слайд)

- Письмо слов – дома, сады, раскрашивание схем.

Письмо предложения – У дома рос сад. (индивидуальная работа со слабыми учащимися)

Оцените свою работу.

- Как вы думаете, чтобы сад хорошо рос необходима работать в саду? Как называется профессия человека, который ухаживает за садом?

- Ребята мы прочитаем ещё об одной профессии. Посмотрите на картинку стр. 104. Как называется эта профессия? Чтение сильным учеником. Рассказ учителя о профессии водолаза.

- Чтение вместе цепочкой текст о водолазах. Сильный ученик текст стр. 106 «Умелые руки»

Оцените свою работу.

Чтение вопроса в прописи. Кто работает на дне реки?

Письмо слова Водолаз и разгадывание ребуса и запись ответа.

Оцените свои успехи.

Загадки (презентация)

- Ходит взад и вперед,

Никогда не устает. (дверь)

-Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (дождь)

Кто в беретке ярко красной,

В черной курточке атласной

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (дятел)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево)

Тёмной он покрыт корой

Лист красивый, вырезной.

А на кончике ветвей

  Много- много желудей     (дуб)

Я удобный, очень мягкий,

Вам не трудно угадать, -

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать. (диван)

- Как вы думаете, почему именно эти загадки я подобрала к этому уроку? (отгадки начинаются со звука /д/)

Игра «Доскажи словечко» (презентация)

У меня знакомых тьма,

Не могу я счесть сама,

Потому, что кто пройдет,

Тот и ручку мне пожмет

Людям рада я, поверь,

Я – приветливая … (дверь)

У меня знакомых тьма,

Не могу я счесть сама,

Потому, что кто пройдет,

Тот и ручку мне пожмет

Людям рада я, поверь,

Я – приветливая … (дождём)

- Оцените свою работу.

Физминутка. (Презентация)

Я удобный, очень мягкий,

Вам не трудно угадать, -

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать.

Шарада. (презентация)

Сперва  назови  ты  за   городом дом,

В котором лишь летом  семьею живем.

Две буквы к названью приставь заодно.

Получится то, что решать суждено.    (Дача — задача)

Кроссворд. (Презентация)

Рассмотрите рисунки.

Впишите в клеточки кроссворда четыре слова, которые начинаются с буквы  Д.

Оцените свою работу.

Чтение пословиц об огороде. (презентация)

Огород – для семьи доход. Что за порядок – огород без грядок. (читает читающий ученик)

- Что растёт на огороде? В полях тоже выращивают овощи. Какие профессии нужны для этого? (высказывание детей)

Запись предложения Дина посадила огород. (Списывание. Презентация)

Оцените свою работу.

7. Рефлексия учебной деятельности (итог )

Какие цели мы ставили перед собой? Подумайте, что у вас получилось, над чем ещё надо поработать? Кто хотел бы поделиться своими мыслями.

Оцените свою работу на уроке. Посмотрите, какие прекрасные клумбы мы с вами посадили для гномика. Он очень рад вашей помощи. Мы сегодня побывали ещё немного цветоводами. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....