Конспект урока литературного чтения ОС "Гармония". 2 класс. Русская народная сказка"Два Мороза".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Конспект   урока  Литературного  чтения  во  2  классе  по  ОС "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Конспект урока

 Педагог: Алешина  Наталья  Геннадьевна

 Тема урока:  Русская  народная  сказка «Два  Мороза». 2 класс. ОС «Гармония».

 Тип урока: урок открытия нового знания

  Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.

Планируемые результаты:

  1. Предметные

*учащиеся познакомятся с русской  народной  сказкой « Два   Мороза»;

* научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.

* пользоваться сносками и школьным толковым словарем;

* осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

* находить главную мысль, сформулированную в тексте.

2. Метапредметные

- познавательные УУД

* находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

   * строить речевое высказывание в устной форме;

   * учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

- коммуникативные УУД

* слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;

* участвовать в коллективном обсуждении;

* строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

- регулятивные УУД

* принимать и сохранять учебную задачу;

* выделять необходимую (существенную) информацию из текста;

* оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

 -  личностные

* формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный  интерес к новому учебному материалу;

* развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

* развивать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

  • учебник
  • карточки для парной и групповой работы
  • доски для работы маркером
  • мультимедийная презентация

                                                          Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность детей  к активной работе на уроке. Приветствие друг друга и гостей.

- Постарайтесь быть внимательными, активно работайте, старайтесь получить как можно больше информации и не забудьте поделиться ею  со своими друзьями и родителями.

II. Сообщение темы урока, постановка целей. Стадия вызова.

 - Сделайте предположение о чём пойдёт речь на уроке, посмотрев  фрагмент   мультфильма по  басне  Крылова « Стрекоза  и  муравей».

(Дети высказываются - о ленивых  и  трудолюбивых  людях)

- Поработайте в парах, к словам, которые вы назвали, соотнесите подходящие слова-характеристики из конверта с   зелёным  кружком, разложите в два столбика. Проверьте по слайду.

- У кого такой же результат?

- Назовите раздел учебника, по которому мы работаем.

 (Ответы детей: «Читая - думаем»)

- Предлагаю поставить цели на урок.

(Ответы детей:

               - познакомиться с новым произведением

- узнать что-то новое, интересное

- учиться рассуждать

- правильно излагать свои мысли).

- Мы продолжаем знакомиться с  произведениями   нашего  раздела.

-  Посмотрите  на  слайд   и  подумайте, о  произведении  какого  жанра  пойдёт  речь  на   уроке?

   ( Ответы  детей: о  русской  народной  сказке)

-  Какие русские  народные   сказки  мы уже читали    в  этом  разделе?

  (Ответы  детей: « Лиса  и  журавль», « Самое дорогое»).

III. Изучение нового  материала. Стадия осмысления.

-  Мы  сегодня  познакомимся  со  сказкой   « Два   Мороза».  Слайд

Приём «Ассоциация».

- Какие ассоциации возникают у вас при прочтении названия произведения «Два   Мороза»?

 (Ассоциации с праздником, волшебством, чудесными картинами, с исполнением желаний, счастьем и добром.)

- Почему выбрали именно такое название? Вы нашли довольно много слов, которыми можно было бы озаглавить произведение «Два   Мороза».

- Можно ли изменить его заголовок любыми из тех слов, которые вы сейчас назвали?

Прошу детей сформулировать свои догадки. Учащиеся рассуждают, ищут обоснования своим ответам.

-Проведём  подготовительные упражнения перед текстом.

С.80 - учебник: чтение  в  полголоса.

-  Прошу обратить внимание на два следующих слова (в учебнике):

ПОМОРОЗИТЬ

ПОДМОРОЗИТЬ

- Как вы думаете, одинаковы ли слова по значению? Высказываются предположения детей.

Найдите ответ в толковом словаре ( на каждой парте лежит толковый словарь, дети зачитывают объяснение.

Релаксация.

 - Закройте глаза, представьте себя художниками. Мысленно нарисуйте рисунок, который бы понравился вашим одноклассникам. Слайд (музыка)

Стадия осмысления.

- Я, (и  несколько  ребята заранее подготовились к чтению) будем читать по очереди, а вы внимательно следите за нами, используем приём ИНСЕРТ- т.е.вы работаете карандашом, расставляете маркировочные знаки( напоминаю о них –Слайд) и постарайтесь отметить части рассказа. Чтобы сохранить учебники в порядке, я подготовила это произведение на отдельных листах.

Пометки могут быть следующими:

«!» - я это знал ( информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности её не имеет значения.

«+» - новое для меня (ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом).

«-» - вызывает у меня сомнения (эта информация идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями)

«?» - вопрос (отмечается то, что осталось у ученика непонятным и требует дополнительных сведений)

- Ребята, много вы поставили знаков «?»? Ответы вы можете получить на протяжении урока, можно спросить у родителей, что они знают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ у учителя на следующем уроке.

-Понравился рассказ? Кто   главные  герои? Сколько частей, по вашему мнению, получилось? (две)

-Кратко, можно одним предложением, назовите о чём каждая часть.

( 1 часть - забавы  Морозов; 2 часть – сошлись опять два  Мороза)

Работа по первой части.

 1часть-с.81-83 от начала до слова «Свистнули, щёлкнули, побежали.»

  На листках записать  вопросы, которые  вы   бы  задали   товарищам. Ребята самостоятельно зачитывают, задают вопросы друг другу в парах, отвечают. Далее проверка.

( Работают  на  маркерных  досках).

Работа по второй части

2 часть –с.84 от слова  «Только  солнышко  закатилось…»  до конца.

Класс делится на 4 мини-групп  по 6 ученика в каждой группе - по количеству вопросов к первой части текста.

- Удалось ли Морозу – Синему  носу  заморозить   дровосека?

- Отчего  ему  это  не  удалось?

- Почему   легко  было  заморозить  барина? Почему?

- Найдите    непонятные  слова  и  посмотрите   значение   в  толковом  словаре?

   ( Каждый вопрос записан на карточке определенного цвета ( голубой, жёлтый, оранжевый,

розовый ), лежат  синем  конверте. Учащиеся берут по 1 вопросу, изучают 2 часть рассказа в "родной" группе с целью найти ответ на свой вопрос, подчеркивают этот ответ в тексте, затем собираются при помощи цветовых карточек в "экспертные" группы, обсуждают, приходят к общему мнению, отвечают).  Далее задание для этих же групп (группы не расходятся).

 - Ребята, обратите внимание (учитель зачитывает) « А  мужик  всё  работает  да  работает. Чем  бы  зябнуть, а  ему    жарко  стало».

- Какие черты характера проявил  дровосек во время работы? Выберите нужные слова.

(слайд)

Слова на слайде:

ТРУДОЛЮБИЕ

СТАРАНИЕ

УПОРСТВО

        ВЫНОСЛИВОСТЬ

IV.  Применение полученных знаний.

- Как итог нашего урока - предлагаю обратиться к Корзине   идей  и  соединить части пословиц, Подумай, какие   подойдут  к этому рассказу и объяснить смысл.

( Дети называют, объясняют).                                   

Глаза облюбовали,                                                            руки – сделали.

Топор  лучше    шубы                                                       – трудолюбивый.

Самый счастливый человек                                           греет.

-Постарайтесь ответить на вопрос:

- На листе белой бумаги нарисована   снежинка, внутри напишите то качество трудолюбивого человека, которое по-вашему мнению самое важное.

V.  Рефлексия.

- Какое открытие сделали сегодня, чему учит произведение? (ответы детей).

- Обратитесь к своим пометкам, кто получил ответы на свои вопросы?

Далее используется приём «Помоги другу».

   -Придумайте советы, которым на ваш взгляд, нужно следовать, чтобы победить в себе лень и воспитать трудолюбие.

( Обучающиеся формулируют:

  • Любую работу  делай на совесть;
  • Не оставляй работу, если видишь, что она не завершена;
  • Не будь равнодушен к выполняемой работе;

- При помощи слайда оцените свою работу.

Итог своей работы ребята делают самостоятельно 

(  На  листочках  у  себя  подчеркните  нужное).

Легко  работал и всё понятно.

Немного затруднительно, но всё понятно.

Было трудно, ничего непонятно.

VI.   Домашнее задание.

- Предлагаю выполнить домашнее задание разного уровня:

 1. Подготовить  чтение  по  ролям.

 2.Учебник: задание № 4(повышенный  уровень)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в "Мастерской Деда мороза" изготовление ёлочки из ладошек

прзентация к занятию "Мастерская Деда Мороза" изготовление ёлочки из ладошек....

Конспект занятия "Кто ты, Дедушка Мороз?"

Занятие проведено для обучающихся 1-х классов в рамках мероприятия-события "Здравствуй-здравствуй, Новый Год!" ...

Конспект урока по литературному чтению «Мороз Иванович» Одоевский В.Ф. 3 класс

конспект урока по литературному чтению 3 класс, программа Школа России...

Конспект по литературному чтению Одоевский " Мороз Иванович".

Конспект урока, в начальной школе по литературному чтению в 3 классе: В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Обобщающий урок.Учитель начальных классов: Кривенцова Анастасия ВадимовнаТем...

Конспект по технологии «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Ёлка из бумажных полос»

Конспект по технологии  «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.  Ёлка из бумажных полос»...

Конспект НОД «На помощь Деду Морозу»

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  по «Познавательному развитию» «Формирование элементарных математических представлений» на тему: «На помощь Деду...