Русская народная сказка "Два Мороза"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.
Планируемые результаты:
- учащиеся познакомятся с русской народной сказкой « Два Мороза»;
- научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_vo_2_klasse.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: русская народная сказка «Два Мороза»
Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.
Планируемые результаты:
Предметные
- учащиеся познакомятся с русской народной сказкой « Два Мороза»;
- научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте.
Метапредметные
- познавательные УУД
- находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
- коммуникативные УУД
- слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
- регулятивные УУД
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
- личностные
- формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование:
- учебник
- карточки для групповой работы
- презентация
Ход урока:
- Организация детей на работу.
- К нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Проверим готовность к уроку.
- Проверка домашнего задания.
- Дома вы должны были выучить наизусть стихотворение С. Есенина «Береза». Давайте его сейчас послушаем (Агишев А, Барабаш В, Колесников И)
III. Актуализация знаний
- О каком времени года мы начали читать произведения? Вместе с зимой к нам проходит... Отгадаете загадку – узнаете.
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз?
(мороз)
- Давайте повторим, какие ещё признаки зимы вы знаете (ответы детей).
- Одним из признаков зимы является снег. Но, к сожалению, сейчас его очень мало. Давайте поможем зиме и попробуем добавить снега. За каждый правильный ответ вы будете получать снежки и складывать их в корзину. Но, к сожалению, снежки могут таять. А таять они будут, если вы забудете о правилах поведения на уроке. Так что будьте внимательными и не нарушайте дисциплину.
- Мы прочли много стихотворений о зиме. Как вы думаете, легко ли быть поэтами? Давайте попробуем. Я буду вам читать начало стихотворения, а вы будете договаривать рифму к слову мороз.
1. Когда на улице мороз,
Красивы ветки у ...(берёз) (снежок)
2. Когда на улице мороз,
Доволен очень пёс... (Барбос) (снежок)
3. Когда на улице мороз,
В соседнем парке пруд ...(замёрз) (снежок)
4. Когда на улице мороз,
В норе лисичка греет ...(нос) (снежок)
IV. Речевая минутка.
Сейчас мы проведём речевую минутку. У вас на парте лежит скороговорка. Прочитайте её сначала медленно «жужжащим чтением». Какие орфограммы встретились (снежок). А теперь прочитайте, убыстряя темп чтения.
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
- Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не настанет. Явится – мосты наведет на реках (что значит, наведёт мосты?) снежок, птиц и зверей загонит по гнездам и норам (а что это значит?) снежок. А как приходится птицам зимой в мороз? Чем мы можем помочь птицам? Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!»
- Как вы думаете, кто будет героем нашей сегодняшней сказки. Какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Откройте учебники на странице 198 и прочитайте название сказки.
- Как вы думаете, почему сказка так называется?
IV. Изучение нового материала.
1.Словарная работа.
-Перед тем, как мы познакомимся со сказкой, давайте выясним значение некоторых слов.
- Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;
- Дровосек – человек, рубящий дрова;
- Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;
- Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
2. Слушание сказки в аудиозаписи.
3. Первичная проверка понимания.
- Заинтересовало ли вас начало сказки?
- Назовите действующих лиц сказки.
- Можно ли эту сказку назвать волшебной? Что в ней волшебного?
- Как решили подшутить Морозы? Снежок за полный ответ
- Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос? снежок
- Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос? снежок
- Предположите, кому из морозов удалось выиграть спор?
- А правы вы или нет, вы узнаете после чтения.
- Перед чтением мы с вами потренируемся читать сложные слова.
(на доске)
проезжая дорога
свистнули
ко-ло-коль-чик
бу-бен-чик
дровосек
крес-тья-нин
вы-ко-ла-чи-вать
по-за - ба-вить-ся
Читают: Куштурный А, Планкина А, Лазарева М. Ленский Д, Сластунин С, Маренкова М.
– Понравилась ли сказка?
– Какой момент сказки самый интересный?
– Назовите героев сказки. Кто больше понравился? Почему?
Физкультминутка
- Композиторы тоже не остались равнодушны к зиме. Вот, послушайте, какой восхитительный «Вальс снежинок» сочинил П.И.Чайковский.
- Постарайтесь представить, как танцуют снежинки и изобразить этот танец.
4. Выборочное чтение.
- Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца (снежок)
- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет купец?
- Удалось ли ему это сделать?
- Так почему же Мороз его заморозил?
- Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить крестьянина (снежок)
- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет крестьянин?
- Удалось ли ему это сделать?
- Так почему же Мороз его не смог заморозить?
5. Характеристика героев.
Работа в парах
- Давайте теперь попробуем охарактеризовать каждого героя.
1 группа: найдите и подчеркните слова, которые характеризуют барина (снежок)
2 группа: найдите и подчеркните слова, которые характеризуют крестьянина(снежок)
3 группа: найдите и подчеркните слова, которые характеризуют Мороза – Синего носа – синим карандашом, Красного Носа – красным карандашом (снежок)
Найдите пословицу, которая выражает основную мысль сказки (снежок)
1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
3. Топор лучше шубы греет.
- Почему топор лучше шубы греет? Разве его можно надеть?
VII. Итог
– Чему же эта сказка учит? (Не быть ленивым, тогда и любой мороз не страшен.) А теперь давайте ещё раз проверим, как вы запомнили эту сказку. Если вы были внимательными, то должно получиться слово, которое мне очень хочется сказать в конце нашего урока.
Тест:
1. Что решили сделать братья морозы?
в) порезвиться
с) позабавиться
2. Богатый купец ехал
п) с колокольчиками
м) с бубенчиками
3. За кем побежал младший брат Мороз Красный нос?
и) за охотником
а) за дровосеком
4. За кем побежал старший брат - Мороз синий нос?
п) за князем
с) за купцом
5. Какая у купца была шуба?
и) медвежья
у) лисья
6. Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?
б) поленом
т) палкой
6. Что, по мнению старшего брата, Мороза - Синего носа, лучше шубы греет?
е) печка
о) топор
Снежки
-Посмотрите, как много снега мы собрали для зимы!
- Я хочу вам сказать «спасибо» за урок! Зима тоже благодарит вас.
V. Рефлексия
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
VI. Домашнее задание
- Прочитайте сказку по ролям. Подумайте, какой совет можно дать купцу, чтобы он больше никогда не замерзал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка
Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...
Урок литературного чтения во 2 классе.Русская народная сказка "Два Мороза"
Задачи урока: •ознакомить с русской народной сказкой “Два мороза”; •отрабатывать навыки выразительного чтения; •закреплять...
Урок литературного чтения во 2 классе "Два Мороза" (русская народная сказка).
Урок литературного чтения во 2 классе по теме:"Два Мороза" русская народная сказка. УМК "Школа России". Главной целью данного урока является воспитание трудолюбия. Урок, в ходе которого дети учат...
Конспект урока литературного чтения ОС "Гармония". 2 класс. Русская народная сказка"Два Мороза".
Конспект урока Литературного чтения во 2 классе по ОС "Гармония"...
урок литературного чтения. Тема: Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».
Урок для 3 класса по системе Л.В.Занкова...
Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».
урок литературного чтения...
Конспект урока на тему: Русская народная сказка «Мороз и заяц»
Технологическая карта урокаПредмет: Литературное чтениеКласс: 2Дата: 05.02.2020 г.Тема урока: Русская народная сказка «Мороз и заяц»Учитель: Хуснутдинова А.А.Цель урока:Познакомить детей с...