конспект урока литературного чтения 3 класс Обобщение по сказке "Мороз Иванович"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам, уметь делить текст на части и их озаглавливать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moroz_ivanovich.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок:
В.Ф. Одоевский. "Мороз Иванович".
Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам, уметь делить текст на части и их озаглавливать.
Ход урока.
I. Организационный момент.
«Психологическая установка на работу».
II. Работа с речевым аппаратом.
(На доске запись).
У елки иголки колки.
Произнести с чувством радости.
Произнести с чувством огорчения.
Произнеси с чувством обиды.
.
III. Проверка домашнего задания.
У. – По дороге в школу я нашла рукавичку Деда Мороза.
У. – Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из рукавички). – Не простые снежинки, а снежинки-задания.
1 снежинка.
У. – Какие сказки о Морозе вы читали?
Д. – «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко», Некрасов «Мороз, Красный нос», Маршак «Двенадцать месяцев».
2 снежинка.
У. – Каким рисует Мороза в своих сказках народ?
Д. – Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженные тройкой лошадей.
3 снежинка.
У.- Кто автор сказки «Мороз Иванович»?
Д. – В.Ф. Одоевский
4 снежинка.
У. – Сюжет какой русской народной сказки явился основой литературной сказки «Мороз Иванович»?
Д. – «Морозко».
У. – Много было попыток переделывать русские народные сказки. Дело в том, что записывались они на протяжении многих лет – записываются и до сих пор – от разных сказителей. Каждый сказитель рассказывает сказку по-своему: один – кратко, другой – пространно, с подробностями, у одного бывает хорошо начало, у другого хорош конец, а у третьего – середина; один сказитель знаменит словечками, другой – интересными подробностями рассказа.
Давайте сравним обе сказки. Что в этих сказках общего? Чем они отличаются друг от друга?
К какой сказке эта иллюстрация?
Д. – «Морозко».
У. – А что надо изменить, чтобы она стала иллюстрацией к другой сказке?
Д. – Изображение старика.
У. – Можно ли сказку «Мороз Иванович» назвать волшебной? Почему? Докажите.
IV. Сообщение темы и цели урока.
У. – Ребята, а давайте попробуем сегодня разбить текст на
части.
В работе над словарными словами нам потребуется шкатулочка слов.
Какие главные герои у нашей сказки?
Д. – Рукодельница и Ленивица.
У. – Разобьемся на две рабочие группы.
1 группа – собирает материал о Ленивице, а 2 группа – о Рукодельнице.
V. Работа с текстом.
1.
У. – Почему автор дал девочкам такие имена: Рукодельница и Ленивица?
Выборочное чтение:
У. – Чем в своем доме занималась Рукодельница?
У. – Как проходил день у Ленивицы?
Словесный портрет девочек:
У. – Какой вы себе представляете Рукодельницу, а какой – Ленивицу?
Словарная работа:
горемычная – несчастная.
У. – Что же изобразим на первом кадре?
У. – Как можно озаглавить 1часть?
Д. – Долог день до вечера, коли делать нечего.
2.
У. – Какая однажды беда случилась с Рукодельницей и как она попала в колодец?
Словарная работа:
Нечего было делать – другого выхода не было, решения проблемы.
У. – Как озаглавим 2 часть
Д. – Сама беду сделала, сама и поправляй.
3.
В колодце.
У. – Из какой сказки эти герои: печка и яблоня?
Д. – «Гуси-лебеди».
Чтение по ролям:
1 ряд – разговор Ленивицы с печкой и яблонькой, 2 ряд – разговор Рукодельницы.
Словарная работа:
Нимало не машкая – не раздумывая.
Положила его за пазуху.
Промеж себя говорят – разговаривают друг с другом.
У. – Как озаглавим эту часть?
Д. – Без труда не вытащить и рыбки из пруда.
4. Иллюстрация в учебнике. с 173.
Чтение по ролям.
5. У Мороза Ивановича.
Выборочный пересказ:
У.- Чем занималась Рукодельница 3 дня у Мороза Ивановича?
Физкультминутка.
У. - Пословица: «Кто не стыдится спрашивать, узнает многое».
Как эта пословица подходит к нашей сказке?
У.- О чем спрашивала Рукодельница?
Д. - О зеленой травке. Зачем Мороз в колодце сидит? Почему стучится в окошко?
У.- Что делала у Мороза Ивановича 3 дня Ленивица?
Словарная работа:
Окостенели – замерзли, онемели,
Отойдут, не ознобишь.
Студеная – холодная
Почивать – лег спать
Стрепня – еда, повара называли стряпуха.
Понадулась – обиделась
У. - Как назовем мы эту часть?
Д. - «Авось» да «как – нибудь» до добра не доведут.
У.- Какова работа, такова и награда. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу, а как – Ленивицу?
У.- Как вы считаете, справедливо ли это? Почему? Докажите.
VI. Итог урока.
У.- Подумайте, какую пользу принесет сказка тому, кто прочитает ее?
У.- Найдите в сказке пословицу и объясните ее смысл.
У. - Какие еще пословицы подходят к нашей сказке?
VII. Домашнее задание.
У.- иллюстрация к сказке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения"Мороз Иванович"
конспект урока литературного чтения...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)
Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...
Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока: Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...
Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока: Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...
Конспект урока литературного чтения, тема: Урок обобщение «Узнай сказку», 1 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Урок обобщение «Узнай сказку»Цели деятельности учителя: создание условий для обсуждения прочитанного; совершенствование навыка чтения целыми словами и...
Конспект урока литературного чтения. Тема"Обобщение по разделу «Страна фантазия»" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Обобщение по разделу «Страна фантазия»»Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела &l...
Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)
Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...