конспект урока литературного чтения 3 класс Обобщение по сказке "Мороз Иванович"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Шпотаковская Елена Ивановна

Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам, уметь делить текст на части и их озаглавливать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moroz_ivanovich.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок:

 В.Ф. Одоевский. "Мороз Иванович".

Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам, уметь делить текст на части и их озаглавливать.

Ход урока.

I. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу».

II. Работа с речевым аппаратом.

(На доске запись).

У елки иголки колки.

Произнести с чувством радости.

Произнести с чувством огорчения.

Произнеси с чувством обиды.

.

III. Проверка домашнего задания.

У. – По дороге в школу я нашла рукавичку Деда Мороза.

У. – Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из рукавички). – Не простые снежинки, а снежинки-задания.

1 снежинка.

У. – Какие сказки о Морозе вы читали?

Д. – «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко», Некрасов «Мороз, Красный нос», Маршак «Двенадцать месяцев».

2 снежинка.

У. – Каким рисует Мороза в своих сказках народ?

Д. – Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженные тройкой лошадей.

3 снежинка.

У.- Кто автор сказки «Мороз Иванович»?

Д. – В.Ф. Одоевский

4 снежинка.

У. – Сюжет какой русской народной сказки явился основой литературной сказки «Мороз Иванович»?

Д. – «Морозко».

У. – Много было попыток переделывать русские народные сказки. Дело в том, что записывались они на протяжении многих лет – записываются и до сих пор – от разных сказителей. Каждый сказитель рассказывает сказку по-своему: один – кратко, другой – пространно, с подробностями, у одного бывает хорошо начало, у другого хорош конец, а у третьего – середина; один сказитель знаменит словечками, другой – интересными подробностями рассказа.

Давайте сравним обе сказки. Что в этих сказках общего? Чем они отличаются друг от друга?

К какой сказке эта иллюстрация?

Д. – «Морозко».

У. – А что надо изменить, чтобы она стала иллюстрацией к другой сказке?

Д. – Изображение старика.

У. – Можно ли сказку «Мороз Иванович» назвать волшебной? Почему? Докажите.

IV. Сообщение темы и цели урока.

У. – Ребята, а давайте попробуем сегодня разбить текст на

части.

В работе над словарными словами нам потребуется шкатулочка слов.

Какие главные герои у нашей сказки?

Д. – Рукодельница и Ленивица.

У. – Разобьемся на две рабочие группы.

1 группа – собирает материал о Ленивице, а 2 группа – о Рукодельнице.

V. Работа с текстом.

1.

У. – Почему автор дал девочкам такие имена: Рукодельница и Ленивица?

Выборочное чтение:

У. – Чем в своем доме занималась Рукодельница?

У. – Как проходил день у Ленивицы?

Словесный портрет девочек:

У. – Какой вы себе представляете Рукодельницу, а какой – Ленивицу?

Словарная работа:

горемычная – несчастная.

У. – Что же изобразим на первом кадре?

У. – Как можно озаглавить 1часть?

Д. – Долог день до вечера, коли делать нечего.

2.

У. – Какая однажды беда случилась с Рукодельницей и как она попала в колодец?

Словарная работа:

Нечего было делать – другого выхода не было, решения проблемы.

У. – Как озаглавим 2 часть

Д. – Сама беду сделала, сама и поправляй.

3.

В колодце.

У. – Из какой сказки эти герои: печка и яблоня?

Д. – «Гуси-лебеди».

Чтение по ролям:

1 ряд – разговор Ленивицы с печкой и яблонькой, 2 ряд – разговор Рукодельницы.

Словарная работа:

Нимало не машкая – не раздумывая.

Положила его за пазуху.

Промеж себя говорят – разговаривают друг с другом.

У. – Как озаглавим эту часть?

Д. – Без труда не вытащить и рыбки из пруда.

4. Иллюстрация в учебнике. с 173.

Чтение по ролям.

5. У Мороза Ивановича.

Выборочный пересказ:

У.- Чем занималась Рукодельница 3 дня у Мороза Ивановича?

Физкультминутка.

У. - Пословица: «Кто не стыдится спрашивать, узнает многое».

Как эта пословица подходит к нашей сказке?

У.- О чем спрашивала Рукодельница?

Д. - О зеленой травке. Зачем Мороз в колодце сидит? Почему стучится в окошко?

У.- Что делала у Мороза Ивановича 3 дня Ленивица?

Словарная работа:

Окостенели – замерзли, онемели,

Отойдут, не ознобишь.

Студеная – холодная

Почивать – лег спать

Стрепня – еда, повара называли стряпуха.

Понадулась – обиделась

У. - Как назовем мы эту часть?

Д. - «Авось» да «как – нибудь» до добра не доведут.

У.- Какова работа, такова и награда. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу, а как – Ленивицу?

У.- Как вы считаете, справедливо ли это? Почему? Докажите.

VI. Итог урока.

У.- Подумайте, какую пользу принесет сказка тому, кто прочитает ее?

У.- Найдите в сказке пословицу и объясните ее смысл.

У. - Какие еще пословицы подходят к нашей сказке?

VII. Домашнее задание.

У.- иллюстрация к сказке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения"Мороз Иванович"

конспект урока литературного чтения...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока:  Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока:  Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...

Конспект урока литературного чтения, тема: Урок обобщение «Узнай сказку», 1 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Урок обобщение «Узнай сказку»Цели деятельности учителя: создание условий для обсуждения прочитанного; совершенствование навыка чтения целыми словами и...

Конспект урока литературного чтения. Тема"Обобщение по разделу «Страна фантазия»" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Обобщение по разделу «Страна фантазия»»Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела &l...

Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)

Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...