Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Конспект и презентация у уроку литературного чтения в 1 классе на тему "М. Зощенко. "Глупая история"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glupaya_istoriya.rar2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Тема урока: Чему учат глупые истории?( Рассказ Михаила Зощенко «Глупая история»)

Цель: создание условий для формирования у учащихся навыка продуктивного чтения.

1. Задачи, направленные на формирование личностных результатов:

- учить оценивать поступки людей;

-эмоционально переживать текст;

-высказывать своё отношение к героям.

2. Задачи, направленные на формирование метапредметных результатов.

Регулятивные УУД:

        - учить определять цель деятельности;

        -проговаривать последовательность действий;

        -высказывать своё предположение о содержании текста;

Познавательные УУД:

        - учить ориентироваться в тексте, иллюстрациях;

        - критически анализировать текст через «диалог с автором»;

        -преобразовывать информацию;

Коммуникативные УУД:

- учить слушать и понимать речь других;

        - оформлять свои мысли в устной форме;

        - работать в парах.

3. Задачи, направленные на формирование предметных результатов:

- учить воспринимать на слух художественный текст (в исполнении учителя, учащихся);

- осмысленно и правильно читать (плавно по слогам),отвечать на вопросы учителя по содержанию.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Речевая разминка.  

Ва-ва-ва, ва-ва-ва вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву -васильков букет нарву.

  1. Актуализация знаний.

- Над произведениями какого раздела мы работаем? (Наш дом).

- О чём читаем в этом  разделе? (Произведения о доме, о детях, о родителях, о взаимоотношениях в семье).

- Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете произведения этого раздела. Поработаем в группах.

Определение автора текста. Викторина: «Кто что написал?»

Задание:  узнать произведение, соединить его название  с автором.

Виктор Драгунский

«Сестра моя Ксения»

Тогда мама отвернула кружевную простынку, и я увидел лицо моей сестры. Оно было маленькое, и на нём ничего не было видно. Я держал её на руках изо всех сил.

Яков Аким

«Мой брат Миша»

Я Мишу не обижу,

Толкнёт меня – терплю:

Он маленький, мой рыжий,

И я его люблю.

Борис Заходер  

 «Два и три»

Пошёл Серёжа в первый класс.

С Серёжей не шути!

Считать умеет он у нас почти до десяти!

Михаил Зощенко

«Глупая история»

Проверка.

- Какого автора не назвали?  (Михаила Зощенко). Какое произведение не назвали? («Глупая история»).

  1. Тема и проблема урока.

- Итак, давайте назовём тему нашего сегодняшнего урока. Кто догадался, какое произведение будем читать сегодня? («Глупая история»).

- Кто его автор?  (Михаил Зощенко).

- Встречались ли мы раньше с произведениями Михаила Зощенко? (Нет).

- Рассмотрите портрет этого человека.

        Родился Михаил Михайлович Зощенко 10 августа 1894 года в Санкт-Петербурге. Семья была не богатая, но образованная и интеллигентная. Отец – художник, мать – писательница и восемь человек детей. Миша унаследовал материнский талант – лет с восьми сочинял стихи, а в одиннадцать написал свой первый рассказ. В девять лет Мишу отдали в восьмую петербургскую гимназию. После окончания гимназии  Михаил поступил учиться в университет, когда началась Первая мировая война. Он прерывает учебу и уходит на фронт. На фронте проявил себя героически и был награжден пятью орденами. После фронта Зощенко сменил больше десятка профессий, побывав и столяром, и агентом угрозыска, и делопроизводителем, и даже инструктором по разведению кур и кроликов. И все это время он занимался литературой, все больше уверяясь, что его истинное призвание – писательство. Михаил Зощенко известен как писатель-сатирик, автор необыкновенно смешных рассказов и фельетонов. Писал он и для взрослых, и для детей.

- По его произведениям изданы книги, которые вы можете прочитать.

- Сегодня мы познакомимся с его рассказом, который называется «Глупая история».

- Какое интересное название! Неужели бывают глупые истории? Какую историю можно назвать глупой? (Смешную. шуточную).

- Какое произведение будет по настроению?

Структура СИ - Финк – Уандэ

- Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите?

- Что вы об этом думаете?

- Какие вопросы у вас возникли?

- Прочитайте ключевые слова:

Петя

Стала одевать

Мальчик падает

Доктор

Профессор

Штанина

-Значение какого слова необходимо объяснить?

Профессор – учёный, преподаватель  высокого уровня в высшем учебном заведении.

Штанина - часть брюк, штанов, надеваемая на одну ногу.

- Что ещё хотите добавить к нашим предположениям?

- Мы поставили вопросы, предположили ответы, теперь нужно проверить себя. Как это сделать? (Прочитать текст).

  1. Работа с текстом.

Слушание аудиозаписи.

- Понравился ли вам рассказ?

- Подтвердились ли наши предположения?

- Почему же рассказ назван «Глупая история?» (Здесь глупые не герои, а сама история: если бы взрослые были более внимательны, а Петя более самостоятельным, этой истории бы не было).

- Сколько частей в этом рассказе? (4 части).

- А сейчас прочитаем по частям по цепочке. К каждой части придумаем название.

Работа с 1 частью

- Сколько лет было Пете герою рассказа?

- Каким его считала мама?

- Что однажды случилось с мальчиком?

- Как отнеслась к этому мама?        Что-то случилось!

Работа после чтения 2 части

- Поверил ли папа, что мальчик не может стоять на ножках?

- Что стало причиной болезни по мнению папы?

- Кого решил позвать папа?        Нужен доктор!

Работа после чтения 3 части

-Смог ли доктор определить, чем болен ребёнок?

-Кого он предложил позвать на помощь?        Профессора!

Работа после чтения 4 части

- Кто пришёл в гости к Пете?

- Почему Коля засмеялся?

- Как стали себя вести взрослые? (заохали….) Почему заохали?( удивились своей невнимательности)

- Почему с Колей не бывает таких глупых историй?

- Почему Петя решил теперь одеваться самостоятельно?

- Чему научила Петю эта история? Будет ли мальчик теперь одеваться сам?

        Причина «болезни».

- Как по – другому можно было назвать этот рассказ?

- Чему научила нас история?

- В глупую историю самостоятельный человек попадает реже, чем несамостоятельный и беспомощный.

- Кто в этом рассказе  оказался мудрее? Дети или взрослые? (дети). А взрослые оказались невнимательными.

- Когда М. М. Зощенко писал детские рассказы, то он не думал смеяться над непослушными детьми. Писатель хотел помочь детям стать людьми, научить их жить.

  1. Закрепление.

Работа с пословицами.  

- Какая из пословиц подходит к этому рассказу?

Материнская ласка конца не знает.

Сделал дело – гуляй смело.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Семеро одного не ждут.

- Как их можно связать с прочитанным рассказом?

Работа по иллюстрациям

- А теперь попробуйте восстановить события по иллюстрациям!

  1. Итог урока.

– С каким произведением сегодня познакомились на уроке?

- Кто его автор?

  1. Рефлексия

- Подойдите к нашим цветочкам:

красный – урок подарил хорошее настроение;

жёлтый – сделал для себя открытие;

синий – было интересно.

  1. Домашнее задание.

- В любой семье происходят интересные, смешные, веселые истории, которые любят вспоминать и рассказывать друзьям. Рассказать, какая смешная история происходила в вашей семье? Или с вашими родителями, когда они были маленькими. Подготовьте рассказ этих историй.

Виктор Драгунский

«Сестра моя Ксения»

Тогда мама отвернула кружевную простынку, и я увидел лицо моей сестры. Оно было маленькое, и на нём ничего не было видно. Я держал её на руках изо всех сил.

Яков Аким

«Мой брат Миша»

Я Мишу не обижу,

Толкнёт меня – терплю:

Он маленький, мой рыжий,

И я его люблю.

Борис Заходер

«Два и три»

Пошёл Серёжа в первый класс.

С Серёжей не шути!

Считать

Умеет он у нас

Почти до десяти!

«Глупая история»

Михаил Зощенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...