Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России" на тему "Федор Тютчев "Есть в осени первоначальной"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок интерактивный...С презентацией...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектный урок "Ф.Тютчев "Есть в осени первоначальной" | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Урок литературного чтения. Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
ФИО (полностью) | Маркина Наталья Владимировна | |
Место работы | МОБУ «Новоладожская средняя общеобразовательная школа №2» | |
Должность | Учитель | |
Предмет | Начальные классы | |
Класс | 2 класс | |
Тема и номер урока в теме | «Люблю природу русскую». Осень. Урок в теме второй. | |
Источники, используемые при подготовке к уроку, в т.ч. и учебник по предмету с указанием автора и года издания, перечень используемых ЭОР | Учебник по литературному чтению 2 класс. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова 7-е изд.-М.: Просвещение,2016. УМК «Школа России». С.В.Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. Москва «ВАКО» 2015. ЭОР: http://b.slave.festival.1september.ru/; http://uchitel47.blogspot.ru http://nsportal.ru// ; http://www.inksystem-az.com/ |
Цель урока (дидактическая, предметная): Познакомить учащихся со стихотворением Ф.И Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; способствовать формированию чувства любви к природе; умение видеть прекрасное в окружающей действительности.
- Задачи, направленные на формирование:
- предметных знаний, умений и способов деятельности
- универсальных учебных действий (метапредметных и личностных)
Предметные:
-формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст;
-развивать умения определять тему, главную мысль произведения;
-развивать умения работать с текстом стихотворения;
-развивать умения мыслить, рассуждать, делать выводы;
Познавательные:
-развивать умения извлекать информацию из иллюстрации, текста, из словаря;
-развивать творческое мышление;
Коммуникативные:
--развивать умения слушать и понимать речь других;
-развивать умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-умение сотрудничать в паре;
-умение читать вслух и про себя стихотворного текста, понимание прочитанного;
Регулятивные:
--развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Личностные:
--развивать умение высказывать свое отношение к произведению, выражать свои эмоции;
-формировать умения оценивать свою работу.
- Тип урока: урок усвоения новых знаний
- Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор
- Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя (подробно) | Деятельность ученика (подробно) | Формируемые УУД (конкретизировать УУД, ориентироваться на планируемые результаты по теме) | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Эмоциональный настрой на урок. Цель:Включение учащих ся в деятель ность на личностно-значимом уровне. | Слышишь, прозвенел звонок? Начинается урок. Потянули руки шире. Раз, два, три, четыре. Повернулись, оглянулись И друг другу улыбнулись. -Сядьте правильно. | Учащиеся садятся за столы. | Коммуникативные: Проявление эмоциональной отзывчивость на слова учителя | 1 мин |
2. | Речевая разминка. Цель: Повторение изученного материала. | В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвет, сверху льет, а снизу метет. - Прочитайте «жужжащим» чтением пословицу. - Как вы ее понимаете? -Работа над четким проговариванием. -Прочитайте с интонацией удивления. -Прочитайте с утвердительной интонацией. -Прочитайте с интонацией раздражения. -Прочитайте с интонацией восхищения. -Прочитайте с веселой интонацией. | Ученики по карточкам читают «жужжащим» чтением. Ученики говорят о том, что с осенью приходит ненастье, то идет дождь, то дует холодный ветер. Осенью опадают и кружатся листья. Ученики читают с разной интонацией: удивления, утвердительной, раздражительной и веселой | Предметные: понимание задание, как его надо выполнять. Коммуникативные: сравнение своих ответов с ответами одноклассников, внимательное слушание друг друга. Личностные: умение высказывать свои эмоции; умение оценивать свою работу | 3 мин |
3. | Введение в тему урока. Цель: Организация коммуникативного взаимо действия;мо тивировка учащихся к учебной дея тельности посредством эмоциональ ной обста новки. | На фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихотворение, записанное на доске. Скинуло кафтан зеленый лето, Отсвистели жаворонки всласть. Осень, в шубу желтую одета, По лесам с метелками прошлась. Раструбили журавли по рощам, Будто осень замуж собралась. Верба платье в озере полощет. Лисью шапку примеряет вяз. Д.Кедрин -Какое время года описано в стихотворении? -Прочитайте в стихотворении приметы осени. -Как вы понимаете «Скинуло кафтан зеленый лето»? -А что такое кафтан? Обратимся к толковому словарю русского языка. -Предположите, что хотел сказать автор предложением «Осень, в шубу желтую одета, -Что значить «Лисью шапку примеряет вяз»? -Как описывает автор вербу? Что она делает? -Что значит полощет? -Плакучая верба растет у водоемов и свои веточки низко наклоняет над водой или прямо в воду, словно «полощет». -Автор Д.Кедрин для придания красоты использовал специальные средства выразительности. Он представил осень. вербу и вяз в образе живых существ, использовал слова в переносном значении. -Рассмотрим ваши рисунки к уроку. Какая же осень? -Осень - удивительная пора, заставляющая писать стихи, рисовать пейзажи на осеннюю тему, сочинять стихи и рассказы. | Ученики слушают чтение учителем стихотворения. Ученики отвечают, что в стихотворении описано время года: осень. Приметы осени: отсвистели жаворонки; осень в шубу желтую одета; лисью шапку примеряет вяз. Ответы детей: У лета был зеленый кафтан, лето поменяло зеленый кафтан на другой – разноцветный. Ученики: «Кафтан- это старинная мужская долгополая верхняя одежда». Ответы учащихся: « Осень вся в нарядах желтого цвета раскрасила весь лес. Осень подмела листья в лесу. Ученики говорят, что листья у вяза стали цвета лисьего меха.» Ученики отвечают: «Верба платье в озере полощет» Ученики : полоскает, как белье. Осень красивая, волшебная, золотая. Дождливая, хмурая, грибная. | Познавательные:структуирование речевого высказывания в устной форме. Предметные: -развивать умения определять тему, главную мысль произведения; -развивать умения работать с текстом стихотворения; -развивать умения мыслить, рассуждать, делать выводы; Коммуникативные: использование речи для регуляции своего действия; построение монологического высказывания;формирование умения полноценно воспринимать текст. Регулятивные:приня тие учебной задачи | 3 мин |
4. | Работа по теме урока. Цель: Организо вать коммуникативное взаимодействие; научить учитывать разные мнения; использовать речевые средства для решения языковых и коммуникативных задач. | 1. Проверка домашнего задания -Прочитайте свои тексты об осени. | Выступление детей | Предметные: понимание задание, как его надо выполнять. Коммуникативные: сравнение своих ответов с ответами одноклассников, внимательное слушание друг друга; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельное учитывание выделенные учителем ориентиры действия. | 6 мин |
5. | Физкультми нутка. | Притворяшки Дружно встаньте, детвора. Отдохнуть пришла пора! Притворитесь-ка совой--- Повертите головой. Притворитесь тучками, помашите ручками. Притворитесь свинками и потритесь спинками. | Дети встают, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Дети поворачивают головой влево-вправо. Дети встают на цыпочки, трясут вытянутыми вверх кистями рук, показывая, как из тучки идет дождь. Дети в парах встают друг к другу спиной и изображают, будто трутся -энергично двигают корпусом. | 1мин | |
6. | Продолже ние работы по теме урока. | Осень принесла с собой новые яркие краски и новые чувства. Недаром об этом написано столько произведений. Но больше всего восторгались осенью поэты. Один из них – Федор Иванович Тютчев. Вот как он отзывался о нашей прекрасной осени. (Показ слайда №1) 1.Первичное чтение учителем стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» 2. Беседа по первичному восприятию стихотворения. -Понравилось ли вам стихотворение? -Какие чувства испытывает автор? -Какую пору поэт называет «дивной»? Встречались ли вы когда-нибудь с такой порой? 3.Работа над содержанием. Откройте учебники на странице 68. -Прочитайте первый столбик стихотворения. -Когда бывает эта «дивная» пора? -Как вы понимаете «первоначальной»? -Каким поэт видит день, прочитайте. -Поэт называет день «хрустальным». Почему? -Что автор говорит о вечерах? Что значит «лучезарны»? -Прочитайте второй столбик. -Как поэт пишет о поле? Какое поле? -Какие слова подчеркивают пустоту поля? -С чем сравнивает Федор Иванович паутину? -Что такое серп? Как вы понимаете выражение «бодрый серп»? (Показ слайда №2) -Что обозначает слово борозда? Откроем словарик на странице 214. Прочитайте. -Борозда-канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.(Показ слайда №3) -А как вы понимаете « праздная борозда?» -Прочитайте последний столбик. -Как описывает поэт воздух? Что говорит о птицах? -Прочитайте третий вопрос к стихотворению. -Выскажите свое мнение. 4.Закрепление понятия рифмы. -Какой жанр помог представить картину, которую описал Тютчев? -Что отличает стихотворение от рассказа или сказки? -Рифма-созвучие концов стихотворных строк. 5.Работа в тетради. -Откройте тетради на странице 31, задание №2. -Прочитайте задание. Найдем рифмы и подчеркнем их. Проверьте себя! Внимание на экран. 6. Знакомство с понятием «строфа» и «четверостишие». -Какое незнакомое слово встретилось нам в задании? -Давайте узнаем, что называется строфой. (Показ слайда №4) 7.Работа по учебнику. Вернемся к нашему стихотворению. Прочитайте первую строфу, вторую. -Работаем в парах. Прочитайте выразительно друг другу третью строфу. - Сколько строк содержит одна строфа? -Такое количество строк в строфе называется четверостишием. 8.Подготовка к выразительному чтению. -С каким чувством будете читать это стихотворение? -Подготовьтесь прочитать так, чтобы передать те чувства, которые вы испытываете. 9.Выразительное чтение стихотворения. | Ученики отвечают: «Да, стихотворение очень красивое» Дети отвечают, что поэт любуется осенней природой, но ему немного грустно. Дети: «Дивная пора – это осень». Сейчас время дивной поры, на улице очень красиво, дивно, волшебно. Ученики: «…в осени первоначальной» Дети: «Только началась». Ученик читает: «Весь день стоит как бы хрустальный» Ответы детей: «Сравнивает с хрусталем; прозрачный лес; прозрачный воздух» Дети: «Вечера лучезарны, значит полны светом». Самостоятельное чтение Ученики: «Поле пустое,» Дети: «…Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде» Дети: «С тонким волосом» Ученики: «Орудие труда для срезывания злаков с корня». «Им хорошо работали, ловко срезали колоски.» Один ученик читает: «Борозда – канавка» Ответы детей: «Осенью весь урожай на полях убран; борозда отдыхающая.» Ученики: «Пустеет воздух, птиц не слышно…», «..Льется лазурь…» Читает один ученик: «Что ты чувствуешь при чтении стихотворения: радость. спокойствие, удивление, грусть, тревогу?» Ответы детей: «Спокойствие, грусть» Ученики отвечают: стихотворение. Есть рифма. Ученики открывают тетради и берут линейки с карандашами. Дети: « Строфа.» Ученики читают: «Строфа- часть текста в стихотворении с повторяющейся организацией ритма и рифмы.» Четыре. Дети: «Спокойно, наслаждаясь красотой природы». Ученики читают по очереди. | Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характер; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы. Коммуникативные: участвовать в диалоге. Предметные: -формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст; -развивать умения определять тему, главную мысль произведения; -развивать умения работать с текстом стихотворения; -развивать умения мыслить, рассуждать, делать выводы; Познавательные: -развивать умения извлекать информацию из иллюстрации, текста, из словаря; -развивать творческое мышление; Коммуникативные: --развивать умения слушать и понимать речь других; -развивать умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -участвовать в диалоге; -умение читать вслух и про себя стихотворного текста, понимание прочитанного; Регулятивные: --развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Личностные: --развивать умение высказывать свое отношение к произведению, выражать свои эмоции; Коммуникативные: умение работать в парах. | 3мин 7мин 3мин 2 мин 4 мин 6 мин |
7. | Рефлексия Цель: Осознание своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и всего класса | -Выберите и продолжите любое предложение. -Сегодня на уроке я узнал… -Я похвалил бы себя за… -Сегодня я сумел… -После урока мне захотелось… | Ответы детей | Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера. Личностные: осознавать смысл изучения. | 2 мин |
8. | Подведение итогов урока | -Назовите автора стихотворения. -Что такое строфа? -Сколько строк входит в четверостишие? | Ученики:« Федор Иванович Тютчев» Ответы детей: «Строфа- часть текста в стихотворении с повторяющейся организацией ритма и рифмы» Ученики: «Четыре» | Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера. Личностные: осознавать смысл изучения. | 2 мин |
9. | Домашнее задание | -Стихотворение Ф.И.Тютчева «…Есть в осени первоначальной…» вы можете выучить наизусть или подготовить выразительное чтение. | Ученики записывают в дневники домашнее задание с доски. | 1 мин | |
10. | Оценивание. | -Сегодня на уроке все вы старались. Были активны. Молодцы..Я оценила вашу работу, и вы получите отметки в дневник.(Каждый ребенок получил отметку) | 1мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"
Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....
Урок литературного чтения 4 класс ПНШ Самойлов "Красная осень"
Стихотворение Давид Самойлов «Красная осень».Планируемые результаты:Личностные• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу...
Урок литературного чтения 2 класс "Какая разная осень!"
Урок литературного чтения проводится во 2 классе по теме: «Какая разная осень!». Цель данного урока- через художественные и музыкальные образы произведений, дать характеристику стихотворению как жанру...
План урока Литературное чтение 4 класс Б. Пастернак "Осень"
Борис Леонидович Пастернак в стихотворении "Золотая осень" изобразил русскую осень. Пастернак сам любуется и восхищается золотой осенью. В разработке урока стремилась показать Любовь поэта к...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...
Урок литературного чтения. 2 класс. Тема: Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение.
Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение....
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. УМК Климановой. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы....