Конспект урока
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Литературное чтение УМК «Школа «2100»
4 класс
Конспект урока
Тема: Басни И.А.Крылова. Обобщающий урок.
Выполнила учитель начальных классов:
Кожумратова Е. Ю.
Тема: Басни И.А.Крылова. Обобщающий урок. Урок чтения в 4 классе
Цели:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: расширить знания о круге басен И.А.Крылова, создать условия, побуждающие к выразительному чтению басен, обогащать память учащихся «крылатыми фразами» из басен.
2. РАЗВИВАЮЩАЯ : развивать культуру речи, творческие способности.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:,формировать трудолюбие, правдивость, щедрость, осуждая человеческие пороки
4. ОБОРУДОВАНИЕ: выставка детских рисунков по басням, портрет
; конверты с карточками, на которых написаны «крылатые выражения» и наклеены кружки определенного цвета, у детей карточки с кружками и написанными на них названиями басен, сборники басен И. А. Крылова
СТРУКТУРА УРОКА.
1. ОРГМОМЕНТ.
2. Сообщение темы урока. АКТУАЛИЗАЦИЯ.
3. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О БАСНЕ И БАСНОПИСЦЕ КРЫЛОВЕ В БЕСЕДЕ.
• создание образа баснописца;
• выделение характерных особенностей басенного жанра;
• экскурсия в историю жанра.
4. РАБОТА С «КРЫЛАТЫМИ ФРАЗАМИ». ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУЖКИ».
5. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН, работа с текстом, ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ.
6. ИТОГ.
7. РЕФЛЕКСИЯ.
8. САМООЦЕНКА и ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Планируемые результаты:
- Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыков выразительного чтения;
- Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации; помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
- Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявление, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать; формирование гражданской позиции
- Регулятивные УУД: целепологание, планирование собственной деятельности, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Метапредметные связи: информатика, изобразительное искусство, окружающий мир.
Ход урока
Этап урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг момент. Эмоциональный настрой на работу | Личностные: развитие внимания, уважения к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой - Настал новый день. Какой он сегодня? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу с вами поделиться улыбкой, я дарю ее вам. Улыбнитесь вы мне, друг другу и нашим гостям. У вас такие лучистые улыбки, что от них стало так тепло, ярче стал день. Подумайте, как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы добры и ласковы. Мы все здоровы. Я вижу ваши умные глаза, желание узнать новое. Что вы пожелаете себе .? А что хотите пожелать мне? Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, тревогу, обиду. Вдохните в себя свежесть осеннего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, красоту окружающего мира. Думаю, мы подарим друг другу и гостям много приятных мгновений. Я верю в вас. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. |
АКТУАЛИЗАЦИЯ. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Эпиграфом к нашему уроку будут слова: (прочитаем хором) «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками». -. Как вы понимаете эти слова? Посмотрите на выставку книг. Как ее можно назвать? Какая может быть тема урока, в соответствии с такой выставкой? (Озвучивание темы) Сегодня мы продолжим знакомство с баснописцем И.А.Крыловым и его произведениями.. | Дети читают «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками». -Смех сближает людей. Важно чтобы люди умели смеяться не только над другими, но и над собой, а это помогает себе и другим со смешной стороны взглянуть на мир, оценить свои поступки и забыть плохие привычки -Басни И.А. Крылова |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О БАСНЕ И БАСНОПИСЦЕ КРЫЛОВЕ В БЕСЕДЕ. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ РАБОТА С «КРЫЛАТЫМИ ФРАЗАМИ». ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУЖКИ». ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН, РАБОТА С ТЕКСТОМ, ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации, умение доказывать и анализировать; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока, соблюдение правил общения; Познавательные: умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать; прогнозирование и получение конкретного результата Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом; Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи | Просмотр презентации (Слайд1,2,3 ) Перед вами величавый, массивный, лукавый мудрец, с умным прищуром глаз. Что можете сказать об этом человеке? Что именно запомнилось вам из его биографии. Вспомним и раскроем понятие басни. ( Дети приготовили сообщения) • Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей: 1. Основное повествование. 2. Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни. -С какой целью писались басни?
-.Какие именно пороки высмеивал Крылов? -Докажите утверждение, что басни Крылова пригодны для детского чтения, понятны детям?
-Какие части басни, позволяют познакомиться с компонентами басни? (Сообщение детей ) ( аллегорической , сатира, олицетворение, эзопов язык ) Аллегория. Например, в народной сказке хитрость изображена через образ лисы. Сатира Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят. Олицетворение Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают времена года: Зима недаром злится. Прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора… -А кто такой Эзоп? Слайды 4-10 Крылов писал трагедии, комедии, но именно басни обессмертили его имя. Язык его басен ясен и понятен, а многие особенно яркие, запоминающиеся фразы стали «крылатыми», т.е. превратились в поговорки. Я предлагаю поиграть в игру «Разноцветные кружки». У меня на карточках напечатаны «крылатые выражения» или отрывок из басни, наклеен кружок из цветной бумаги. У вас карточки с кружками и с названиями басен, причем для каждой басни выбран свой цвет. Суть игры заключается в том, чтобы правильно соотнести название, фразу из басни и показать карточку с сигнальным кружком. 1. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.(Красный кружок)кукушка и петух 2. Да только воз и ныне там (Оранжевый кружок) лебедь, щука и рак 3. Ты все пела? Это дело. Так пойди же, попляши! (Жёлтый кружок) стрекоза и муравей 4. А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь.(Зелёный кружок)квартет 5. Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица!(Голубой кружок) ворона и лисица 6. У сильного всегда бессильный виноват (Синий кружок). Волк и ягненок 7. Ты сер, а я, приятель, сед (Фиолетовый кружок).волк на псарне 8 Вперед чужой беде не смейся, Голубок.(Чёрный кружок) чиж и голубь Работа в группах Самостоятельное вычитывание басен учащимися из сборника И.А.Крылова 2. Выразительное чтение 2-3учащимися «Лебедь, Щука и Рак», «Чиж и Голубь». 3. Выразительное чтение басен наизусть «Квартет», «Слон и Моська», «Щука и кот» 4. Инсценирование басен учащимися «Стрекоза и Муравей», «Ворона и лисица», «Кукушка и Петух» -. Из ваших иллюстраций я подготовила выставку. Она получилась красивой, т.к. каждый из вас стремился передать то настроение, которое навеяло на вас чтение басен Слайд 11 Ребята, а сейчас самостоятельная работа. Вам нужно отгадать кроссворд. Он лежит у всех на парте. Проверка Слайд 12 | (Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по − народному, что каждый легко их запоминал. В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. Взял в молодости себе псевдоним, т.е. вымышленное имя Нави Волырк. Это имя Иван Крылов, прочитанное слева направо. Свою первую басню он написал в 15 лет -И.А. Крылов, жил в двух веках XVIII. XIX век Чтение сообщений 1 ученик. Басня – это короткий сатирический рассказ … • 2 ученик Басня – это короткий сатирический рассказ, чаще в стихотворной форме, язык намёка, иносказания … • 3 ученик. Басня – это короткий сатирический рассказ, чаще в стихотворной форме, язык намёка, иносказания, где главные герои – животные, люди … • 4 ученик. Басня – это короткий сатирический рассказ, чаще в стихотворной форме, язык намёка, иносказания, где главные герои – животные, люди, вывод сформулирован в виде прямого поучения – морали. -Цель басни – показ человеческих пороков, их высмеивание. -Зависть, скупость, лживость, хвастовство, лень, невежество, эгоизм. - У басен интересный сюжет, много диалогов, они похожи на сказки, можно читать в лицах, можно иллюстрировать, они смешные и поучительные. Сообщение детей Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ. Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить. Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят. Олицетворение—наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы, Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают времена года: Зима недаром злится. Прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора… Эзопов язык—умение замаскировать главную мысль Эзоп, Др.Греция, 2.5 тыс.лет назад- основатель басен.
Дети по цвету самостоятельно раскладывают кружки Выразительное чтение басен, чтение наизусть. Инсценировка басен. Просмотр выставки и высказывание впечатлений. Ребята отгадывают и проверяют по слайду |
ИТОГ. | Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом; Регулятивные: формирование умения проводить рефлексию; Коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | -Почему такое происходит? Сюжеты не устаревают, а басни всегда нам интересны? Наш урок подходит к концу. Но мы не прощаемся с творчеством И.А.Крылова. Вы продолжите его изучать в старших классах. Мы сделали еще один шаг по дороге литературы. Я желаю успешно идти по ней.. | -Человеческие пороки неискоренимы, поэтому не меняются басенные сюжеты, а сами басни сохраняют свою актуальность. |
РЕФЛЕКСИЯ. | . Используя «словарь настроений» скажите, с каким настроением вы уходите с урока? У. Какими чувствами вы хотите поделиться друг с другом, со мной? | ||
САМООЦЕНКА. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
| . Как бы вы оценили свою работу на уроке,. • работал в полную силу • работал хорошо • мог бы работать ещё лучше Слайд 13 | ||
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | Выразительного чтения басни наизусть: либо мини-спектакль по любимой басне |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....