Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс, К.Паустовский "Теплый хлеб"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс, К.Паустовский "Теплый хлеб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме: «Анализ произведения К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» (3класс)
Цели урока: 1) знакомить с жизнью и творчеством К.Паустовского; 2)развивать умение выразительно читать прозаическое произведение; умение анализировать поступки героев, идейное содержание произведения, выразительные средства языка; умение работать с текстом, при выполнении заданий; составлять план произведения; 3) воспитывать уважение к ветеранам войн, милосердие к инвалидам, больным и пр. ; дать понятие о раскаянии и исправлении своих ошибок; о пользе взаимовыручки
Планируемые результаты:
Предметные: знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному
Метапредметные УУД:
Личностные: учащийся умеет оценивать прочитанное с точки зрения нравственности
Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану
Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебных задач
Тип урока: урок по закреплению знаний и способов действий
Оборудование: презентация, карты самооценки, клок баддис, записи и рисунки на доске, секундомер, жетоны, карточки с названием героев, выставка рисунков
Технологическая карта урока
1 этап. Организационный момент. Формулировка темы и целей урока Цель этапа: рефлексия, активизация учащихся Формируемые УУД: ученик планирует необходимые действия | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
- Поприветствуем наших гостей! - Над каким произведением мы работаем? - Это и есть тема нашего урока, только ещё добавится слово «анализ» (0ткрывается тема урока) -Исходя из темы, сформулируйте цели урока. - Прочитайте про себя цели урока (на слайде) | Дети встают из-за парт - Сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» Дети формулируют цели урока | |
2 этап. Закрепление знаний и способов действий Цель этапа: 1) знакомить с жизнью и творчеством К.Паустовского; 2)развивать умение выразительно читать прозаическое произведение; умение анализировать поступки героев, идейное содержание произведения, выразительные средства языка; умение работать с текстом, при выполнении заданий; составлять план произведения; 3) воспитывать уважение к ветеранам войн, милосердие к инвалидам, больным и пр. ; дать понятие о раскаянии и исправлении своих ошибок; о пользе взаимовыручки Формируемые УУД: Личностные: учащийся умеет оценивать прочитанное с точки зрения нравственности Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебных задач | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1)Знакомство с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского (информацию см. приложение1) ОЦЕНИВАНИЕ -Вам, ученикам он обращает такие слова: «Истинное счастье – это прежде всего удел знающих, а не невежд. Человек, знающий, например, жизнь растений и законы растительного мира, гораздо счастливее того, кто даже не может отличить ольху от липы или клевер от подорожника. Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растёт медленно, но необратимо, как раковая опухоль. Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет, огромные её пласты отмирают, и в конце концов равнодушный человек остаётся наедине со своим невежеством и своим жалким благополучием.» - Что вы узнали о жизни и творчестве К.Г. Паустовского? -Каким он был человеком? -К чему призывал писатель? -Итак, К.Г.Паустовский с большим вниманием, любовью и мастерством описывал жизнь. Давайте сегодня на уроке постараемся прочитать отрывки из сказки «Тёплый хлеб» не торопясь, как бы напиваясь родниковой водой прекрасной русской речи. 2)Работа над выразительным чтением. Анализ содержания. -Напомните домашнее задание. -Предлагаю вам прослушать образец выразительного чтения другого отрывка. Подумайте, как удаётся артистке передать суть происходящего. -Кто такие христорадники? -Когда происходит действие сказки? -Прочитайте по ролям отрывок «Разговор бабки с Филькой». Как прозвучат в нём голоса героев? Автор- Гилязова, Багавиева Филька-Колотов, Ахмитзянов Бабка- Данилова, Лукманова Старый солдат- Слюняев, Симонов Злой мужик- Петров, Камалиев ОЦЕНИВАНИЕ (беглость, правильность, выразительность) -Кто такой камердинер? Какие аналогии проводит автор в тексте, чьи поступки похожи? -В чём острота, сложность ситуации? 3)Клок баддис (друзья по часам) Вопросы на экране: -Филькина бабушка сказала, что злой мужик умер от «охлаждения сердца». Как ты понимаешь эти слова? Почему она не сказала просто, что он замёрз? -Почему плакал Филька, когда пришёл к Панкрату? Выбери подходящее объяснение: испугался за себя, страшно за судьбу людей, стыдно перед людьми, замёрз, жалко лошадь. А может быть есть другие причины? ОЦЕНИВАНИЕ (пары, давшие удачные ответы получают жетоны) 4)Анализ содержания 2 и 3 частей и главной мысли сказки. Главное: - Какое спасение от стужи изобрёл Филька? -Отчего мельница заработала? -Чем окончился рассказ? ОЦЕНИВАНИЕ (ребята, чьи вопросы наиболее сложны и интересны, получают жетоны) Рассматривание устройства мельницы по иллюстрации к сказке на экране 5)Рассуждение о полноте человеческого счастья Пересказ эпизода о тёплом хлебе. Выборочное чтение отрывка к иллюстрации на экране (как женщины пекли хлеб) 6)Работа над идеей сказки - Чему учит эта сказка? - Послушайте слова русского писателя А.И.Солженицина о раскаянии: «Раскаяние- есть первая верная пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперёд, не к новой ненависти, а к согласию.» 7) Выборочное чтение при решении проблемного вопроса. - Назовите героев сказки. - Вы назвали почти всех героев, но одного все же забыли, причём самого главного. Для того, чтобы выяснить кто же это, давайте поработаем с текстом. Паустовский в своих произведениях много внимания уделяет описанию природы. Давайте посмотрим, как природа помогает передать отношение автора к происходящему. Выберите и прочитайте отрывки в которых показано как меняется погода: А) до проступка Фильки -Какое чувство вызывает у вас такое описание природы? В) После проступка - Как реагирует природа на поступки героя? В) Как погода изменилась к ночи? Г) И, наконец, когда Филька раскаялся в содеянном, когда люди объединились, чтобы справиться с бедой
- Сделайте вывод. | Выступления детей по теме (индивидуальное задание) Ответы на вопросы ( Тезисы: активная гражданская позиция; Любознательность; Любовь к нашей земле и народу; Талант наблюдателя и рассказчика) -Выразительное чтение отрывка из первой главы, составление вопросов ко второй и третьей главам Прослушивание аудиозаписи отрывка из первой части- «Обида». Ответ на поставленные вопросы. Анализ характеров героев, их поведения в разных ситуациях Проводят аналогии: Филька- Злой мужик Старый солдат-Раненый конь Работа в парах при ответе на вопросы. Динамическая пауза под музыку (начинает говорить тот, кто выше ростом; у кого больше пуговиц на одежде) Ученики задают друг другу вопросы, приготовленные дома. Выборочное чтение - Сказка учит хорошо относиться к людям, послужившим Родине. - Если ты совершил нехороший поступок- можно исправить свою вину. - В сложной ситуации, в беде нужно объединяться и всем миром справляться с нею. Ребята называют героев: Филька Ну тебя, бабка, Панкрат, старый солдат, злой мужик, сорока, ребята, раненый конь Обучающиеся читают отрывки (Описано с юмором, мягко, радостно, умиротворённо) (Она выражает гнев, негодование) (Равнодушие, оставленность, природа как бы отступила от людей, ей стали безразличны их беды. «Воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота- жгучая и ясная…» (Природа как любящая мать была отходчива на гнев. Едва дитя раскаялось, она снова заключает его в объятья. И снова присущий Паустовскому юмор: «В воздухе запахло весной и навозом») Вывод: природа в сказке «Тёплый хлеб» выступает как один из главных героев. Она то наказывает, то милует, реагирует на поступки людей и даже подчиняется животным | |
3 этап: Рефлексия, самооценка Цель: учить обучающихся анализировать свои поступки, оценивать свою работу на уроке Формируемые УУД: учащийся умеет оценивать свои поступки с точки зрения нравственности, умеет ставить себе оценку за проделанную работу. | ||
- Это произведение ещё и о долге. Какой долг не захотел выполнить Филька Ну тебя? - Какой долг есть у каждого из вас? - За урок многие уже получили оценки. Те, кто набрал 2 и больше жетонов сдадут мне их, вложив в дневники, и также получал хорошие отметки. Но ещё я бы хотела, чтобы вы сами оценили себя. Для этого воспользуйтесь картами самооценки. Домашнее задание снова будет на выбор: с.11 задание 5- озаглавить все части сказки К.Г.Паустовского и подготовиться к структуре Плейсмэт консенсус Или с.12 задание 6- написать свою историю о том, как кто-то совершил ошибку, а затем исправился - Спасибо за работу! | - Долг перед ветераном - Перед ветеранами, родителями, перед своей семьёй, перед Родиной Ученики заполняют карты самооценки Просматривают домашнее задание Встают с мест. |
Приложение 1
Знакомство с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского.
Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Москве в семье железнодорожного статиста. Затем семья перебралась в Киев и будущий писатель учился здесь в 1 классической гимназии. Вот что он вспоминает о том времени: «Моей любимой наукой была география. Она бесстрастно подтверждала, что на земле есть необыкновенные страны! Я знал, что тогдашняя наша скудная неустроенная жизнь не даст мне возможности увидеть их. Моя мечта была явно несбыточной! Но от этого она не умирала. Моё состояние можно было определить двумя словами – восхищение и тоска. Восхищение перед воображаемым миром и тоска из-за невозможности увидеть его.»
Константин Георгиевич Паустовский окончил Московский университет. В начале первой мировой войны, он работал санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах, а затем в полевом санитарном отряде. «В отряде из попавшегося мне засаленного отрывка газеты, - вспоминает писатель- я узнал, что в один и тот же день убиты на разных фронтах оба мои брата. Я вернулся к матери, чтобы поддержать её в горе. Она в то время жила в Москве. В Москве меня застала Февральская, а затем Великая Октябрьская революция. Я начал работать журналистом.
Желание всё знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных событий и столкновений человеческих страстей, вылилось у меня в мечту о некоей необыкновенной профессии. Она должна была быть связана с этой кипучей жизнью.
Писательство соединяло в себе все привлекательные профессии мира. Оно было независимым, мужественным и благородным делом.
Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать. И, очевидно, на этом она и закончится.
Константин Георгиевич Паустовский очень много путешествовал. За годы своей писательской жизни он был на Кольском путешествовал вокруг Европы.
Во время Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом на Южном фронте и также изъездил множество мест. «Но самым плодотворным и счастливым для меня, – вспоминал писатель – было знакомство со средней полосой России.
Так иногда бывает- увидишь какую-нибудь полевую дорогу или деревушку на косогоре и вдруг вспомнишь, что уже видел её когда-то давно, может быть даже во сне, но полюбил всем сердцем. Так же случилось и у меня со Средней Россией. Она завладела мной сразу и навсегда. Я ощутил её как свою настоящую давнюю родину и почувствовал себя русским до последней прожилки.
С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля.»
Самоанализ
Сегодняшний урок по теме К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб», относится к разделу «О совести и долге» в курсе литературного чтения, 3 класса.
Тема урока является актуальной, соответствует программе, а также учитывает возрастные особенности учащихся. Содержание данного урока работает на дальнейшее использование освоенного материала не только в учебных, но и в жизненных ситуациях.
Цели урока: 1) знакомить с жизнью и творчеством К.Паустовского; 2)развивать умение выразительно читать прозаическое произведение; умение анализировать поступки героев, идейное содержание произведения, выразительные средства языка; умение работать с текстом, при выполнении заданий; составлять план произведения; 3) воспитывать уважение к ветеранам войн, милосердие к инвалидам, больным и пр. ; дать понятие о раскаянии и исправлении своих ошибок; о пользе взаимовыручки
Планируемые результаты:
Предметные: знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному
Метапредметные УУД:
Личностные: учащийся умеет оценивать прочитанное с точки зрения нравственности
Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану
Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебных задач
Тип урока: урок по закреплению знаний и способов действий
Формы организации учебной деятельности – индивидуальная, фронтальная, групповая
При организации урока использованы следующие методы:
Обучения: проблемный, структуры развития критического мышления Клок баддис, Плейсмэт консенсус, словесные: беседа, рассказ, выразительное и выборочное чтение, наглядные: использование презентации, карточек со словами, записей на доске
Учения: исследовательский, практический
Преподавания: стимулирующий, побуждающий
При проведении урока я ориентировалась на следующие принципы обучения:
- личностно-ориентированный подход в обучении;
- развитие критического мышления;
- формирование у учащихся умения учиться, планировать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе
На уроке использовались электронные образовательные ресурсы.
Готовясь к уроку я старалась за многообразием форм и методов, цифровых ресурсов не потерять главного. А главной на данном уроке считаю воспитательное содержание сказки, наблюдение за литературным талантом писателя.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Для каждого была создана ситуация сотрудничества, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Учебный материал работал на обогащение жизненного опыта учеников
Произведение довольно сложное, многоплановое. Всего охватить на одном уроке не возможно. Меня порадовало…
В целом планируемые результаты урока достигнуты, поставленные цели
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"
Ø Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø Обнару...
технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс
Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.С. Пушкин» Класс: 3 УМК «Школа России». Литературное чтение Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий .
Технодогическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "А.С.Пушкин"...