Урок по литературному чтению во 2 классе.Тема: Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Тема: Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
Класс: 2.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Оборудование. Портрет В.Ф. Одоевского; выставка книг;
1) Предметные: формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст; развивать умения определять тему, главную мысль произведения.
2) Личностные:
– развивать умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;
– формировать умения адекватно оценивать свою работу.
3)Метапредметные:
1.Регулятивные:
– развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2.Коммуникативные:
– развивать умение слушать и понимать речь других;
– развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3.Познавательные:
– развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
– развивать творческое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literat.chteniyu_odoevskiy.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе (1 четверть 2013-2014 уч.года)
Тема: Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
Класс: 2.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Оборудование. Портрет В.Ф. Одоевского; выставка книг;
1) Предметные: формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст; развивать умения определять тему, главную мысль произведения.
2) Личностные:
– развивать умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;
– формировать умения адекватно оценивать свою работу.
3)Метапредметные:
1.Регулятивные:
– развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2.Коммуникативные:
– развивать умение слушать и понимать речь других;
– развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3.Познавательные:
– развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
– развивать творческое мышление.
Этапы урока | Учитель | Ответы учеников |
1. Организация класса | -Здравствуйте ребята! Садитесь. Вы готовы к уроку? Посмотрели друг на другу, улыбнитесь своему соседу. Теперь я вижу вашу готовность у уроку чтения. | |
2.Проверка домашнего задания. | -Дома вы должны были выучить отрывки из сказки А.С. Пушкина. Кто готов? | |
3. Объяснение нового материала. | - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на выставку. Посмотрите, какие книги перед вами. - Прочитайте названия произведений - Знакомы ли вам эти книги? - Как вы думаете, почему урок я начала с выставки? - Что общего может быть у этих произведений? - На какие группы вы бы распределили эти сказки? - Сюжеты сказок с нашей выставки очень близки по содержанию сказке, с которой мы познакомимся сегодня. - Откройте учебники на с 41 и прочитайте название сказки. - Кого вы сразу представили? Кто такой Мороз Иванович? О чем пойдет речь в сказке? – Каким вы себе представили Мороза Ивановича? – Откуда я узнала, что это сказка? – У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора. - Кто из вас читал сказки В. Одоевского? Какие? Рассказ об авторе с опорой на презентацию «Владимир Федорович Одоевский – необыкновенный человек». «Какой чудесный старик!» – написал об авторе книжки «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» один из литературных критиков. А старика на самом деле не было. Дедушка Ириней – вымышленное имя, под которым выпустил сборник сказок Владимир Фёдорович Одоевский. Он был необыкновенным человеком: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А ещё очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление». С творчеством этого замечательного автора мы сегодня начнем знакомство. – Рассмотрите иллюстрацию на с. 41. Вы догадываетесь, о чём будет эта сказка? - Почему так думаете? - У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл. Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся». – Что нам помогают понять эти слова? – Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке? – А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки. - В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов рубить платки – Откройте рабочие тетради и проверьте правильность своих суждений. - Вот теперь значения всех слов понятны и мы начинаем знакомство со сказкой. Вопросы после чтения 1-й части – Говорят ли имена девочек об их делах?
- Что означает слово рукодельница? - Давайте обратимся к толковому словарю Женщина, занимающаяся рукодельем. Мастерица, искусница в этом деле. - Какие в нём два корня? – Есть ли зачин у сказки? – Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать? – Когда мы говорим считать мух?
- В прямом или переносном смысле использует выражение автор? Чтение и анализ второй части сказки – Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца? – Впереди у героини сказочная дорога, на которой её ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться?
– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил? – Каким вы увидели Мороза Ивановича? Совпадает ли описание этого героя автором с вашими предположениями в начале урока? – С чего началась их встреча? – Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко? – Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? – Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше. – Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? - Какое слово вместо «замерзли» использует автор? – Сколько вопросов задала девочка старику? – Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича? – Как отблагодарил её дед? Чтение и анализ четвертой части сказки После чтения 1–2-го абзацев: – Что наказывала нянюшка Ленивице? – Справится ли она с работой? Почему? После чтения 4-й части. – Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило? – Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»? – Справится ли она с этой работой? – Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете? После чтения 5-й части: – Чем наградил Ленивицу старик? – Почему? – С кем произошла сказочная история? – Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться? – Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило? – Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку? – Что же оценил Мороз Иванович? – Какие пословицы подходят к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»? - Есть предложение, в котором заключается мудрая мысль «Какова твоя работа, такова тебе и награда». – Какую близкую по значению пословицу вы знаете? | Русская народная сказка «Морозко», сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица», «Бабушка Вьюга» Это сказки. Наверное, у них похож сюжет Написано после заголовка. Человек ничего не получает, если не работает. Еще в старину люди так думали, так думают и сейчас. Да, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру, как они относятся к работе Девочка, которая умеет хорошо выполнять какую-то работу рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками. Есть, но он совсем не похож на народный. В сказке реально существующий мир – дом, в котором живут героини: Рукодельница и Ленивица. Рукодельница рано вставала и работала, а Ленивица не могла найти себе занятие. Когда бездельничают или ротозейничают. Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел. Она уронила ведерко. Три – число, которое управляет сказкой, признак волшебного мира Печка с пирожком, яблонька, Мороз Иванович. Они попросили ее о помощи. Попросить об этом Мороза Ивановича Нет. У нее очень замерзли руки Окоченели Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой. Взбила перину, приготовила обед Мороз Иванович дал ей за работу горсть серебряных монет и бриллиантовую заколочку Вернуться домой с деньгами Смеялись, когда читали о том, как Ленивица приготовила обед Одежда не пригодна для ношения, с дырками. Он вместо пятачков дал ей лед Она была ленивая, ничего не хотела делать) С двумя девочками – Рукодельницей и Ленивицей Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой. Ум, внимание, трудолюбие. «Мало хотеть – надо уметь», «Семь раз примерь, один раз отрежь». «В большом деле и маленькая помощь дорога». «Сделав худо, не жди добра», «Что испёк, то и кушай», «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь». Что посеешь, то и пожнёшь. |
4. Закрепление материала. | – Вспомните основную задачу любой сказки. – Как вы поняли, что в первую очередь пытался оценить в своих героях автор нашей сказки – Владимир Федорович Одоевский? | Задача любой сказки – раскрыть характер, поступки, мысли и чувства человека, оценить, что хорошо, что плохо. Отношение к работе, желание прийти на помощь. |
5.Выствление оценок. | – Вы сказали, что главная мысль сказки заключена в словах «Какова работа, такова и награда». Я вам предлагаю вспомнить вашу работу на уроке и самим себе определить награду. Если вы считаете, что работали на урок в полную силу, возьмите себе в подарок ведерко зеленого цвета, если не все получалось – желтого, если считаете, что работали не очень хорошо, больше слушали ответы товарищей, чем отвечали сами – красного цвета. Спасибо вам за работу! | |
6. Домашнее задание | Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение 3 класс Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» - сравнительный анализ.
Урок составлен по УМК "Перспективная начальная школа", учебнику "Литературное чтение" автора Н.А. ЧУраковой....
Литературное чтение 2 класс ТЕМА: БОГАТЫРСКАЯ СКАЗКА «СКАЗКА ПРО ИЛЬЮ МУРОМЦА»
Урок соответствует календарно-тематическому планированию, третий в разделе «Сказочные богатыри». Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Урок литературного чтения во 2-м классе. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Урок литературного чтения для 2-го класса....
урок литературного чтения с презентации по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович"
Поможет провести на уроке сравнительный анализ героев сказки с использованием презентации....
Методическая разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:"Авторская сказка В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович""
Данная разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:" Авторская сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"" составлена в соответствии с современными требованиям...
Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс) Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Представлена Технологическая карта урока литературного чтения...