I. Мотивирование к учебной деятельности | (организационный момент). Приветствие, настрой на работу На экране – гусляр. Слышны гусли. Учитель(или подготовленный ученик): -Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие.
А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе Да на ус наматывали ( Объясните значение фразы!) т.е. всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться. |
|
Ι. Актуализация знаний.
Эмоциональное введение в тему
| 1 2 3 Методический прием «Корзина понятий» На экране репродукция картины В. Васнецова «Богатыри» - Какие ассоциации( какие чувства, образы) у вас возникают, когда вы смотрите на этих людей?
(учащиеся называют ассоциации, вызванные картиной, слова выписываются на доску) - богатыри - защитники - Русь - сильные и т.п. Ребята, я напишу слово патриот, как вы думаете почему? Запомните его написание.
- Как вы думаете, в каких произведениях устного народного творчества можно «встретиться» с этими героями? (В былинах)
1. Проверка домашнего задания. Тест. ( проверка с доски, взаимопроверка) 2. Работа со скороговоркой. Задание 1 на с. 26 тетради. – Какое отношение эта скороговорка может иметь к теме нашего урока?(У богатырей были быстрые и сильные кони) Речевая разминка. Сейчас мы с вами разогреем наши голосовые связки, поработаем над дикцией и интонацией. Давайте прочитаем эту скороговорку с - испугом
- восторгом
- хвастаясь
|
Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
|
II. Введение в тему урока.
| Что объединяет и былину и скороговорку? (Это жанры устного народного творчества ) Методический прием «Кластер» Групповая работа. (В группе составляют кластер, плакаты на доску, короткое обсуждение) Какие еще виды устного народного творчества вам, ребята, известны? (пословицы, поговорки, волшебные сказки, потешки, небылицы, былины ) |
|
III. Определим тему урока и поставим задачи.
| 2 4 1 1 2 3 1 Работа с текстом «Сказки про Илью Муромца». - Работа с текстом до чтения. (Антипация)
– Прочитайте заглавие. Так кому будет посвящен наш урок? (Илье Муромцу - русскому богатырю) А где мы до этого встречались с богатырями? ( В былинах.) – Что мы будем читать? (сказку, отрывок.) – Вспомните название раздела. ( Сказочные богатыри) – Какое отношение имеет сказка к богатырям? Что можно предположить? (Это особые сказки про богатырей, и называются они богатырскими.) Кто сформулирует тему и цель нашего урока? Цель нашего урока – узнать что такое богатырская сказка и её жанровые особенности. – Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец, он из Мурома Рассказ учителя об Илье Муромце или УЧЕНИКА (слайдовая презентация) В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин. «…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» – с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печёрской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома». К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю. Вот о каком богатыре сложена сказка, которую нам предстоит прочитать.
Работа с иллюстрацией. – Рассмотрите иллюстрацию. Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки. – Где Илья? Как вы догадались? Опишите его. – Можно ли предположить, о чём мы будем читать? – Давайте прочитаем сказку.
2. Читают текст при необходимости комментируем. После чтения 1-й части: Ребята какие возникли у вас вопросы к автору? (– Как звали отца и мать Ильи? Почему у них не было фамилии? (Раньше на Руси не было фамилий. Это ещё раз говорит о древних корнях сказки.) – Что огорчало родителей?)
Физкультминутка Физкультминутку проводит ученик в костюме богатыря под музыку М.Мусоргского Богатырские ворота : Дружно встали - раз, два, три - Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек, И направо, и еще Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце - руки в боки, Наклонились влево, вправо Получается на славу!
Чтение 2-й части. Чтение сильными учащимися( особое внимание на морально – этические нормы) Словарная работа по ходу чтения: не прекословил – не спорил; тын – забор из брёвен или жердей; странник – человек, который ходит пешком, странствует. Уточняющие вопросы: – Как понимаете: есть сын, да никуда не годящий? – Сколько это – чаша в полтора ведра? Может ли быть такое в реальной жизни?( Нет, подобное преувеличение силы богатырей называется гиперболой ( слово на доске) – Какое чудо сотворили странники с Ильёй? – Какой наказ ему дали?
|
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание.
|
ΙΙΙ. Итог. Рефлексия. | Работа в группе – Итак, мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри не плод народной выдумки. Почему же тогда история, прочитанная нами, называется сказкой? – Что в прочитанной истории правдиво? 1.Заполнить таблицу Что правдиво? | Что вымысел? |
|
|
2.Запишите: – А какие события можно назвать сказочными, волшебными? – Найдите в сказке другие сказочные приметы. (Начало сказки, герой-помощник конь богатырский…)
3.Резервный материал. Составление синквейна в группах. Обсуждение ответов. Самооценка. Фронтально: -Почему эта сказка прошла такой длинный путь и не умерла? -Кому захотелось прочитать всю сказку об Илье Муромце? - Кто в наши дни мог бы сказать такие слова: «Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую»
|
|