Методическая разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:"Авторская сказка В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович""
методическая разработка по чтению (2 класс)
Данная разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:" Авторская сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"" составлена в соответствии с современными требованиями ФГОС. Тип урока " Ознакомление с новым материалом". С применением ИКТ, деятельностного подхода и технологии сотрудничества. Содержание урока наполнено интересными заданиями творческого характера, используется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Кузнецова С.А.
Тип урока: УОНМ ( урок ознакомления с новым материалом) с применением ИКТ , деятельностного подхода и технологии сотрудничества.
Предмет: Литературное чтение Тема урока :Авторская сказка В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»
Класс: 2а
Дата: 23.09.2015
Цели уроков по теме: Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению.
Создавать условия для формирования читательских умений при различных видах работы: анализ сюжета; выборочное чтение; чтение про себя; выразительное чтение; чтение наизусть.
Формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему.
Развивать творческие способности учащихся, самостоятельность.
Создавать условия для положительной мотивации к учению посредством литературы.
УУД:
Личностные: оценивать поступки людей , жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценить конкретные поступки героев сказки; высказывать своё отношение к героям; учиться самооценке; эмоционально переживать прочитанный текст.
Метапредметные:
Регулятивные: определять и формулировать цель урока , учиться высказывать своё предположение версию событий на основе иллюстраций.
Познавательные: ориентироваться в учебнике, в словаре, в тетради; находить ответы в тексте, иллюстрациях; делать выводы с помощью учителя;
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе; предлагать разные способы выполнения заданий;
Предметные результаты: знание названий, основного содержания изученных литературных произведений, их авторов. Классифицировать сказки по различным группам. Умение читать осознанно текст художественного произведения, определять его тему и основную мысль с использованием пословиц.
Формы, приёмы, методы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.
Образовательные ресурсы: мультимедийное устройство( электронная доска), презентация к уроку, распечатанные кроссворды для групповой работы, конверты с заданием для работы в парах,карточки для самооценки. Учебник «Литературное чтение» авторов Бунеевых, Литературная тетрадь , Толковый словарик авторы6 Шестакова, Кулюкина.
Подготовительная работа: дать заранее, хорошо читающим детям подготовить отрывки для выразительного чтения, один ученик готовит рассказ об Одоевском
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Форма деятельности | ||
1.Мотивация учебной деятельности 1мин. | Организовать и нацелить детей на положительный настрой урока. | Прозвенел звонок веселый. Проверьте готовность к уроку. Что лежит на партах? | Проверяют готовность к уроку. Перечисляют, что необходимо для урока литературного чтения | фронтальная |
2.Повторение и проверка домашнего задания. 10мин | Повторить и закрепить пройденный материал. Проверить выполнение домашнего задания. | Слайд №3. Узнайте сказку. Найдите ошибки и исправьте. Чем отличается народная сказка от литературной? Отрывки, из какой сказки вы готовили для чтения наизусть? Оцените своих товарищей. Что понравилось? Что нет? Слайды №4,5. Найди лишнего персонажа. По какому признаку он лишний? Слайд № 6. Возьмите конверты. Поработайте в парах. Разбейте на 2 группы персонажей по чертам характера( положительные, отрицательные). Помни о том , что надо прислушиваться к мнению соседа. Проверим, что у вас получилось. Какие черты характера есть у всех положительных героев? Какие из этих черт вам больше всего нравятся? Почему? | Узнают сказку по иллюстрациям. Правильно соотносят названия и автора сказки. Называют отличия . Чтение наизусть несколько отрывков Из «Сказки о рыбаке и рыбке». Коллективная оценка. Группировка и классификация по общему признаку. Работают в парах , разбиение на группы по характерам персонажей. Сравнивают с шаблоном на доске. Выбор из предложенного материала эпитетов- характеризующих характер героев. | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Работа в парах |
3.Актуализация знаний. Постановка цели урока 5-7мин. | Учить формулировать тему и цель урока. | На какие 2 группы делим сказки? Слайд №7. Разгадайте кроссворд. И вы узнаете, с каким автором мы познакомимся сегодня на уроке. Работаем в группах. Вспомним правила работы в группе. Итак , как фамилия автора, с которым будем знакомиться? Слайд № 8. Сейчас ученик нашего класса расскажет вам немного о жизни В.ф.Одоевского. Слайд № 9. Посмотрите на обложки книг этого писателя. Кто знаком с его сказками? Дедушка Ириней- это псевдоним автора. Кто знает, что такое псевдоним? Слайд № 10. Отгадайте загадку, и вы узнаете, с какой сказкой Одоевского мы сегодня познакомимся. Догадайтесь, где на картинке Рукодельница, а где Ленивица. Почему вы так определили? Объясните, что означают имена героинь. Итак, тема нашего урока…. Физминутка. | Народные и литературные. Называют правила работы в группе. Разгадывают кроссворд. Получают фамилию Одоевский. Заранее подготовленный ученик рассказывает о биографии Одоевского. Делятся впечатлениями. Выслушиваем предположения детей. Отгадывание названия сказки и работа с иллюстрацией. Дети называют автора и название сказки. | Групповая Индивидуальная Фронтальная |
4.Проблемное объяснение нового материала 18 мин | Познакомить учащихся с новым произведением и новым автором. Эмоционально слушать и прочитывать текст. Учить составлять вопросы по прочитанному тексту. Выборочное чтение. | 1)Слайд № 11. У этой сказки есть эпиграф. Прочитаем, что это такое. Прочитайте эпиграф к сказке. Как вы его понимаете? О чём пойдёт речь в сказке? Рассмотрите иллюстрацию на стр. 41 Как она подтверждает ваши предположения? Итак , слушаем сказку. Будьте внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки. 2) Чтение сказки по частям. Вопросы : - Есть ли зачин у сказки? -Почему Ленивице всегда было скучно, а Рукодельнице некогда было скучать? -Когда мы говорим «считать мух?» -Слушаем 2 часть сказки. Подумайте, какие вопросы можно задать по этой части. Читает учитель. Вопросы учителя после чтения 2 части. -Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца? -Кто встретился в волшебном колодце и о чём попросил? Каким вы себе представили Мороза Ивановича? С чего началась их встреча? Как Р.Могла бы вернуть ведёрко? -Как вы думаете . выдержит ли девочка все испытания старика? Чтобы проверить предположения , продолжим читать дальше. Чтение 3 части хорошо читающими детьми. Вопросы после чтения 3 части. - Легко ли было Рукодельнице взбивать перину М.И.? Почему? Прочитайте объяснение слова «ознобишь» в Толковом словаре на стр.20 -Сколько вопросов задала девочка старику? Найдите строчки в учебнике, которыми можно подписать иллюстрацию на стр.44. Чем занималась Р. У Деда Мороза? Как он её отблагодарил? Чтение 4 части учителем. Вопросы после чтения 1-2 абзаца. -Что наказывала( советовала) нянюшка Ленивице? Справится ли она с работой? Почему? После 4 части- Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило? Чтение 5 части. Чтение учителем или по ситуации, самостоятельно детьми. -Объясните выражение «платье не починено, бельё не выштопано» Справилась она с работой? Понравилась вам Ленивица? Чем наградил Ленивицу Дед Мороз? Понравилась вам сказка? Чем? В лит. т выполни зад № 2 на стр.6 | Дети читают определение с доски. Пробуют определить смысл эпиграфа. Предположения детей. Рассматривание иллюстрации. Подтверждение предположений. Слушают 1 часть в аудиозаписи. Отвечают на вопросы после каждой части. Есть, но он не похож на народный. Когда бездельничаем. Слушают. Составляют вопросы. Пытаются задать и ответить. Печка, яблонька. Предположения детей. Читают заранее подготовленные дети. Класс слушает. Отвечают на вопросы. Читают толкование слова из словаря. Три. (Про зелёную травку, про колодец. Про стук в окошки зимой) Выборочное чтение. Слушание. Предположения детей. Слушание или самостоятельное чтение. Работа в литературной тетради. | Фронтальная |
5. Закрепление .Обобщение. 5мин. | Учить работать с пословицами, уметь объяснять их смысл. Соотносить пословицы с главной мыслью текста | 3) Слайд 12 Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить награду? Что же оценил Мороз Иванович? -Какие пословицы подходят к сказке В.Одоевского? Как пословицы объясняют, почему у Ленивицы ничего не получилось? Ещё раз прочитаем эпиграф. К каким выводам пришли ,прочитав сказку? Чему учит? На следующем уроке продолжим этот разговор. | Подбирают пословицы. Объясняют смысл. Высказывания детей. | Фронтальная |
6. Итог урока. Рефлексия 2мин | Учить анализировать и оценивать свою деятельность | Итак, чем мы сегодня занимались на уроке. Оцените ребят, подготовивших чтение и рассказ о биографии. | Оценка детей. | Фронтальная |
7. Домашнее задание. 1 мин | Организовать самостоятельную работу детей | Подготовить чтение одной части. стр.41-51. Выполнить задание №3 на стр. 6 | Записывают в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Литературное чтение ,4 класс.Тема: А.С. Пушкин «Няне».
Методическая разработка . Технологическая карта урока. Литературное чтение.4 класс.Тема : А.С. Пушкин "Няне"...
Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс) Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Представлена Технологическая карта урока литературного чтения...

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Рассказ Василия Ивановича Белова "Малька провинилась" - 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Василия Ивановича Белова «Малька провинилась»; умения...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Бытовая сказка «Каша из топора»"
Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе анализа бытовой сказки «Каша из топора». Задачи урокаПлани...