Разработка урока литературного чтения Г.Сенкевич "Янко-музыкант"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Аннотация: данный урок проводился в 4 классе ( 3 четверть). На предыдущем уроке дети знакомились с биографией писателя Г.Сенкевича, происходило первичное знакомство с данным произведением, проводилась большая словарная работа. На данном уроке происходит глубокое осмысление содержания данного произведения. Урок проходит интересно, ребята активно работают в парах, принимают участие в обсуждении. «Изюминкой» урока является живая музыка (игра на скрипке) при помощи которой дети эмоционально «переживают» судьбу Янко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_senkevich_yanko-muzykant.doc | 56.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературного чтения
Урок разработала и провела: Детина Наталья Михайловна,
Пермский край, г. Березники
Класс: 4 ( программа «Школа России»)
Тема: Г.Сенкевич «Янко-музыкант»
Цель:
Создание условий для формирования системы знаний: соотнесение новой информации с уже имеющимися знаниями, учить анализировать поступки героев, их эмоциональное состояние, прививать нравственные качества.
Личностные УУД: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Познавательные УУД: знакомить с историей России через литературное произведение; осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Регулятивные УУД: анализировать текст, формулировать ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Оборудование: учебник, презентация, аудиозапись, скрипка, игра «Архаизмы», игра «Ответ – вопрос», схема, иллюстрации к произведению
Аннотация: данный урок проводился в 4 классе ( 3 четверть). На предыдущем уроке дети знакомились с биографией писателя Г.Сенкевича, происходило первичное знакомство с данным произведением, проводилась большая словарная работа. На данном уроке происходит глубокое осмысление содержания данного произведения. Урок проходит интересно, ребята активно работают в парах, принимают участие в обсуждении. «Изюминкой» урока является живая музыка (игра на скрипке) при помощи которой дети эмоционально «переживают» судьбу Янко.
Ход урока:
1) Орг.момент
2) Актуализация знаний
Игра «Архаизмы» ( соедини слово с его значением)
поденщица | человек, который контролирует работу в хозяйстве помещика |
подпасок | крыша |
приказчик | работница, которая занята временным трудом |
корчма | помощник пастуха |
кровля ( трактир) | дощечки |
дранки | столовая |
3) Мотивация к учебной деятельности
- Я хочу пригласить вас в картинную галерею, которая поможет нам окунуться в атмосферу тех событий, о которых будем говорить на уроке. Кто из вас знает название и авторов данных картин? ( Василий Григорьевич Перов «Тройка», Владимир Егорович Маковский «Свидание»)
- Что общего у этих репродукций? ( показании тяжёлая жизнь детей в царской России после отмены крепостного права)
- Портреты каких литературных героев вы бы поместили рядом? Почему? ( Ваньки Жукова и Янко)
4) Выборочное чтение
- Сегодня на уроке мы обсудим и постараемся понять жизненный путь нашего литературного героя - … ( Янко)
- Характеризовать предлагаю по определённой схеме:
Внешний облик героя
Герой ( персонаж)
- Выберите самые точные слова, характеризующие Янко ( родился слабым, хилым; кое-как дотянулся до десяти лет; худой и загорелый; зимой сидел за печкой и плакал от холода или от голода; мать любила его по-своему, но часто поколачивала)
- Мы представили ещё раз этого «слабого» ребёнка
-Какой выбор делает ребёнок уже с детских лет? Чем Янко отличался от других ребят? ( повсюду слышал музыку) ( дети прослушивают музыкальный фрагмент)
- Какие слова и действия подтверждают то, что этот выбор он сделал на всю жизнь? ( ни о чём другом и не думал; всё играло; весь лес играл; даже ветер играл на вилах; его били, ругали, но он забывал о боли, т.к. музыка наполняла всё его существо)
- Был ли одинок наш Янко? ( среди людей – да, но главные единомышленники – это природа)
- Какие инструменты привлекли внимание мальчика? ( скрипки)
- Где он впервые услышал скрипку?
- Как он их слушал? ( притаившись)
- Представьте себя на месте этого мальчика. Какие звуки вы бы услышали, прислонившись к стене одного дома? ( люди поют, пляшут). Какое желание у вас бы возникло? ( поглядеть на скрипку)
- Рассмотрим внутреннее состояние героя:
Внешний облик героя
Герой ( персонаж)
Внутреннее состояние героя
- Что происходило в душе у мальчика? Зачитайте строчки автора ( Что бы он дал за то, чтобы иметь скрипку. Если бы хоть раз дали ему в руки что-нибудь подобное!) показ скрипки
- Сравните, как звучала настоящая скрипка в корчме и его, самодельная ( настоящая – тихо, чудесно; самодельная – пищала, словно комар)
5) Работа в группах
Игра «Ответ – вопрос» ( по данному ответу дети должны составить вопрос)
1) «Мать его, бедная подёнщица, перебивалась со дня на день, словно ласточка под чужой кровлей…» ( Кем была его мать?)
2) «Мамка, там в лесу что-то иглало: ой! ой!
А мамка ему на это:
- Заиграю я тебе, заиграю! Дождёшься!
И задавала ему иногда «музыку». ( Как относилась мать к выбору сына?)
3) Увидал его однажды приказчик, как стоит он с растрёпанными волосами и слушает ветер, играющий на вилах, увидал и, сняв ремень, отстегал его, чтобы помнил» ( Как относился к Янко приказчик?)
4) «Всё же он играл на скрипке из дранок и конского волоса с утра до вечера, хотя столько за это получал тумаков, что стал похож на побитое зелёное яблоко» ( Как относились люди к увлечению Янко?)
5) «Разве он знал, что с ним сделают? Только когда Стах разложил его в сарае на земле и, задрав рубашонку, вытянул розгой со всего размаху, - только тогда Янко крикнул…» (Какое наказание получает Янко за то, что осмелился прикоснуться к чужой скрипке?)
6) Выборочное чтение
- Почему мальчик играл на своей скрипке с утра до вечера, хотя его постоянно наказывали за это? ( велика была страсть к музыке; был музыкально одарён с детства)
- О чём мечтал Янко? ( приобрести скрипку; хоть один раз взять её в руки и рассмотреть вблизи)
- Какой она ему казалась? ( струящей серебряный свет; волшебной)
- Почему автор говорит, что мечта приобрести скрипку не привела его к добру? ( Янко погибает)
- Мне хочется, чтобы вы послушали строки стихотворения, благодаря которым можно задуматься о своём жизненном пути ( стих читает наизусть ученик):
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому-то,
Кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
7) Самостоятельная работа детей по характеристике поступка героя
- Составляя портрет нашего героя, хочется обсудить с вами действия, или … ( поступок)
внешний облик героя поступок
Герой ( персонаж) содержание
внутреннее состояние героя мотив поступка
авторское отношение
Содержание ( без разрешения господ приблизился к настоящей скрипке)
Мотив поступка ( огромная любовь к музыке)
Авторское отношение ( сочувствует, жалеет, переживает)
- Можно ли было как-то изменить сложившуюся ситуацию в жизни? ( для Янко – нет, т.к. для бедных деревенских детей не было возможности обучаться на музыкальных инструментах)
8) Мысленный эксперимент с образом
- Если бы мы смогли изменить трагический конец этого рассказа и вообразить, что Янко жив: что бы вы себе представили, какую картину?
9) Живая мелодия на скрипке
- Я предлагаю послушать живую мелодию и мысленно представить жизненный путь нашего героя.
10) Личностное отношение
- Но увы, Янко не суждено было остаться в живых. Выскажите личное отношение.
внешний облик героя поступок
Герой ( персонаж) содержание
внутреннее состояние героя мотив поступка
авторское отношение
личностное отношение
11) Выявление главной мысли рассказа. Итог урока.
- А у кого из вас есть мечта? Есть ли у вас возможность воплотить её? Что для этого надо?
- Есть ли у нас в классе дети, которые серьёзно относятся к своим увлечениям?
- Какие ещё примеры из жизни вы можете назвать?
- Я не напрасно спросила вас об увлечениях и достижениях детей. Мне хочется, чтобы вы осознали: чему учит это рассказ? ( на примере этого произведения мы поняли, что сейчас для нас имеется много возможностей воплотить свою мечту в жизни, а раньше для одарённых детей не было этой возможности)
12) Домашняя работа
- Подготовить характеристику героя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...
Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"
Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения
Данная разработка поможет интересно провести урок по теме рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....