Разработка урока чтения и развития речи в 4 классе 8 вида школ по теме "В.Хомченко «Михаськин сад»"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Черниченко Валентина Михайловна

Данная разработка урока поможет педагогам в подготовке к уроку по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihas_sad_urok.docx54.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.Хомченко «Михаськин сад»

Цель: познакомить с новым произведением, усвоить содержание рассказа.

Задачи.  Образовательные.
              формировать навык правильного, выразительного чтения,

                развивать связную устную речь, учить отвечать полными фразами;

Коррекционно- развивающие.
Корригировать и развивать правильную связную устную речь через речевые  упражнения, пополнять и обогащать словарный запас;

развивать умения выполнять выборочное чтение текста;

высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

Воспитательные.    

Воспитывать  уважение к людям труда, общечеловеческие нормы поведения на примере главных героев.  

Воспитывать умение работать в коллективе, слушать учителя и друг друга.

Оборудование: учебники, презентация, запись темы на доске, рис. лепестков цветка, слова пословицы на листах.

Ход урока.

I.        Орг.момент. Приветствие учащихся.

-Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Посмотрели друг на дружку

И за парты сели дружно.

-Какой у нас сейчас урок? Что необычного у нас на уроке? Давайте поприветствуем гостей. Чему мы учимся на уроке чтения и развития речи? (учимся читать правильно, выразительно, понимать смысл прочитанного).

Чтение – это прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет или рассказ,

Вы учите их - они учат вас.

II.        Артикуляционная разминка .  Слайд 2.

-Для того чтобы хорошо читать на уроке давайте подготовимся.

Прочитать гласные, скороговорки и чистоговорки.

А) И  У Е  О Ы  И У Е О Ы А

А) Топают гуськом гусак за гусаком.

Смотрит свысока гусак на гусака.

Б) Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

В) Коси коса, пока роса.

Роса долой, и мы домой.

III.        Логическая разминка. Слайд 3.

А) что лишнее и почему?

-зима, весна, январь, лето

-декабрь, июнь, февраль, январь

-яблоня, вишня, дуб, слива

Б) на какие группы можно разделить эти слова:

- яблоня, груша, ясень, берёза, смородина, крыжовник.

IV. Проверка домашнего задания.

А) словарная работа. Что означают слова: слайд 4.

-«заложил».

- подберите родственные слова к слову «сад» (сад, садовый, посадить, садовник)-сажать-саженец. (запись на доске.)

Б) Чтение слов записанных разновеликим шрифтом. Слайд 5

РасТутУдоМатёТиНюШи

 БольШиеЯБлоКиИ грУШи.

 ПлоДОВнемАлоЗРЕетзДесь,

ИВитеХоЧетьСяИХсъЕсть!

В) Выразительное чтение стихотворения «Мудрый дед».

- Для кого дедушка сажал сад?

- Почему он это делал?  

-Над чем посмеялся внук? Как вы думаете, чего он ещё не знал?

Чему научил дедушка своего внука? Как бы вы сказали, какой дедушка? (трудолюбивый, добрый, мудрый)

В) какие вы знаете пословицы о труде, какая на ваш взгляд больше всего подходит к стихотворению «Мудрый дед». Слайд 6

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто любит труд, того люди чтут.

Хочешь есть калачи -  не сиди на печи.

Землю красит солнце, а человека труд.

Ещё одну пословицу мы составим с вами вместе, если вы отгадаете загадки про фрукты. У вас на партах листы с рисунком фрукта, который будет отгадкой. Отгадываем загадки, выходим к доске и размещаем слово на доске:

  1. Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. (Яблоко) 

2. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет...      (Банан)

3. Синий, вкусный, сочный плод,

Он на дереве растет.

Аппетитна и красива,

Просится в корзину…( слива)

4. Близнецы на тонкой ветке  

Все лозы родные детки.

Гостю каждый в доме рад.

Это сладкий... (виноград) 

5. Долгоножка хвалится:

- Я ли не красавица?!

А всего-то косточка

Да красненькая кофточка. (вишня)

6. Листья плотные, да лаковые.

Плоды желтые, да лакомые.

Ее скорее скушай,

Созрела, значит…    груша

Очень, очень кислый он.

Называется…   (лимон)

7 Очень любят есть ребятки

Фрукт оранжевый и сладкий.

Он растет на теплом юге,

Но любим у нас в округе.

Мы приходим в магазин,

Покупаем… (Апельсин)

8. Апельсина брат меньшой,

Потому что небольшой. (Мандарин)

.

V. Физкультминутка для глаз. Слайд 7.

VI Сообщение темы урока, цели. Слайд 8.

-Ребята, чтобы перейти к новой теме, отгадайте загадку.

Неразлучный

Круг

Подруг

Тянет к солнцу

Сотни рук.

А в руках - душистый груз

Разных бус на разный вкус. (сад)

Сегодня на уроке мы будем читать рассказ  белорусского писателя-фронтовика Василия Фёдоровича Хомченко «Михаськин сад» (р. 1919 г). (Демонстрация портрета автора,  его книг ) слайд 9. 

-Можете ли вы предположить, о чём будет этот рассказ?

- Как вы думаете, почему так называется произведение?

VII. Работа над темой урока.

1.        Словарная работа. Слайд 10.

МИХАСЬ – МИХАСЬКА – белорусское мужское имя

САД – участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами.

ПРИЖИЛАСЬ- приспособилась к условиям

ТРЕПЕТАЛИ, трепет, трепетный-дрожали

2.         Образец чтения рассказа учителем.

¬ Послушайте внимательно рассказ и скажите, почему он так называется.

3. Проверка восприятия.

- Почему рассказ так называется?

- Какое дерево посадил Михаська? Кто ещё участвовал в обустройстве двора?

VIII.  Физкультминутка. Слайд 11.

Раз -  подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парты тихо сесть.

Семь и восемь – лень отбросим.

4. Чтение рассказа детьми.

    Чтение по цепочке.

Проверка понимания прочитанного:

-Как ребята ухаживали за клёником?

- Почему двор стал похож на красивый сад?

5. Беседа по содержанию произведения. Слайд 12.

    Выборочное чтение. Найдите в тексте и прочитайте:

-Что сажали в парке?

-Где Михаська взял клёник?

-Как стали называть клёник?

-Кто и зачем к клёнику привязал палку?

-Какую дощечку и зачем привязали к палке?

-Кто посадил берёзку?

-Что сделали остальные жители дома?

-Каким стал двор?

-Как люди называют сад? Почему?

Слайд 13. Давайте вспомним пословицы.

А. Правду как не прячь, она всё равно наружу выйдет.

 Слово не воробей: вылетит-не поймаешь.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Б. Хочешь есть калачи-  не сиди на печи.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Какие из них будут о труде? Какая из них подходит к нашему рассказу?

Какое маленькое дело сделал Михаська? А что получилось из его маленького дела?

IX.Закрепление: можно ли сравнить героев стихотворения «Мудрый дед» М.Миршакара и «Михаськин сад» В.Хомченко? Чем они похожи? А чем отличаются? (возраст) А чем вы можете помочь или может уже помогали своему двору, селу, школе? Слайд 14.

X. Итог урока: как себя чувствуете? Трудно или легко было на уроке? Что интересного было для вас?

Подвожу итог работы каждого ученика на уроке.

XI. Рефлексия.

На уроке мне понравилось…

Я на уроке работал …

Выберите смайлик соответствующий настроению.

-какое задание понравилось выполнять больше всего?

XII. Д.з, читать рассказ выразительно и умень отвечать на вопр. на стр.88.

  11. Домашнее задание. Выставление оценок.

«Михаськин сад» В. Хомченко стр.88 – 89: 2в. - выразительное чтение, 1в. – пересказ.

Нарисовать иллюстрацию к рассказу – по желанию.

C:\Users\User\Desktop\7892-raskraska-Oranzheviy-speliy-apelsin-raskraska.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока чтения и развития речи в 3 классе "В. Бианки. Ёж-спаситель"

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Ёж-спаситель». Задачи: 1. Формировать умения учащихся выразительно читать, соблюдая знаки препинания. 2. Корригировать и раз...

Пояснительная записка по предмету чтение и развитие речи 4 класс коррекционной школы 8 вида

Цели: коррекция и развитие комммуникативной функции речи у учащихся на уроках чтения для их дальнейшей социализации в обществе....

Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс коррекционной школы VIII вида

Программа предусматривает включение в урок чтения, музыки и рисования. Способствует развитию речи,познавательных процессов воспитанников с нарушениями интеллекта....

Тематическое планирование уроков чтения и развитие речи 8 класс для 8 вида

Материал включает основные требования к ЗУН по предмету...

Методическая разработка урока чтения и развития речи в 4 классе .

Методическая разработка урока чтения и развития речи в 4 классе коррекционной школы VIII вида по теме: Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы."...

Конспект урока письма и развития речи. 3 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Звонкие и глухие согласные на конце слов"

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слов"...

Разработка урока чтения и развития речи в 4 классе общеобразовательной школы по теме "По В,Осеевой "Самое страшное"

Данная разработка позволит использовать её на обычном комбинированном уроке, охватывает все основные этапы урока. Также её можно использовать для создания презентации, если есть интерактивные средства...