Урок обучения грамоте в 1 классе на тему: "Звуки м- м", буква "эм"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Коспект урока предназначен для учителей начальных классов. Аппробирован на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте.
Тема: Звуки м , м , буква «м».
Цель: познакомить учащихся со звуками м , м , буквой «м».
Задачи: - формировать умение выделять звуки м , м в звучащей речи;
- формировать умение читать слова с буквой «м»;
- формировать приемы продуктивного чтения;
- развивать кругозор учащихся, связную речь, познавательные процессы: внимание, мышление.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята. Проверьте глазками готовность к уроку. На парте: Азбука, тетрадь для печатания, пенал, сигнальные карточки. Не забудьте про хороший рабочий настрой!
Сначала сядьте те, чье имя начинается с гласной буквы. Теперь тихо сядут остальные- их имя начинается на согласную.
2. Сообщение цели урока.
- Как называется наш урок?
- Чему учимся на уроке обучения грамоте?
- А в роли кого мы будем сегодня на уроке, вы узнаете из стихотворения. Слушайте внимательно.
- Мы теперь совсем большие.
Поглядите, вон какие:
Помогаем дома маме,
Всю посуду моем сами,
Пол метем и поливаем
Розу на окне,
Протираем стекла, рамы.
Мы- помощники у мамы.
- О ком стихотворение?
И все мы мысленно оказываемся дома, в уютной комнате, где будем мамиными помощниками.
3. Артикуляционная разминка для речевого аппарата.
- На уроке будем много читать, составлять связный рассказ, важно грамотно говорить. Начнем с речевой разминки.
*«Хоботок – улыбочка»
*«Маятник»
*«Пожуем язычок»
- Смотрю, как активно вы работаете, выполняя упражнения.
*- Язычок разогрелся, теперь чистоговорки. Произносим четко, так, чтобы был слышен каждый звук.
ма-ма-ма- дома я сама.
му-му-му- молоко кому?
мо-мо-мо- едим эскимо.
мы-мы-мы- прочитали книгу мы.
ми-ми-ми- поем ноту ми.
Теперь мы готовы к работе.
4. Повторение ранее изученного.
- Пока мы работаем с классом, у доски подготовятся показать, какие внимательные читатели, следующие ребята:
1) слоговое чтение:
- Научись читать слоги, выдели гласные, попробуй найти лишний слог.
ма
на
ли
за
ва
са
2). Чтение слов, нужных для работы по развитию речи.
- Подготовься прочитать слова, выдели гласные, поставь ударение, раздели на слоги.
дом
мама
стол
Сима
помогать
пирог
3) «Договори слова».
- Соедини слоги, чтобы получились слова. С лишним слогом придумай свое.
чаш рог
пи суда
по ка
са
4) Работа со словосочетанием.
- Составь пару, соединяя предмет с подходящим признаком, линией. Научись читать полученные словосочетания.
маленькая масло
сливочное рождения
День пирог
вкусный чашка
5) Чтение стихотворений (работа с карточкой).
- Прочитай стихотворение, постарайся целым словом.
- У Сережи много дел,
Как всегда везде поспел.
Утром встал, зарядку сделал,
Застелил кровать умело.
Чтоб не беспокоить маму,
В шкаф сложил свою пижаму.
Сам надел штаны, рубашку,
Разбудил сестру Наташку.
- Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел,
Перемыл бы чашки, ложки
Сам начистил бы картошки.
Все остальные ребята работают вместе со мной.
- Вы не забыли, что все мамины помощники. Поэтому все у нас должно быть на своих местах.
- Посмотрите внимательно на доску. Что здесь изображено?
Верно, буквы, с которыми мы познакомились. У каждой из них свое место. Какой буквы не хватает?
- Почему «и» расположена ниже, под буквой «ы», а не рядом? (с буквами первого ряда согласные читаются твердо, с «и» - мягко) А почему именно под «ы»? ( и и ы похожи по звучанию, по произношению, меняется положение язычка)
- Давайте прочитаем.
- Что объединяет все звуки, которые мы произнесли? ( это гласные, поются, воздух при произношении не встречает преграды)
- Хорошо, здесь «навели порядок».Молодцы!
- Ребята, мы все - мамины помощники. И дома у нас, наверное, все на своих местах. Давайте посмотрим вокруг. В классе есть слова, которые надо расставить по местам: в словах первого столбика - 2 слога, второй столбик - трехсложные слова, т.е. 3 слога.
лампа
картина
корзина
ваза
мимоза
книги
- Но для того, чтобы выполнить это задание, надо вспомнить правило. Как определить, сколько в слове слогов? (индивидуально, хором)
( после заполнения таблицы- правило еще раз, индивидуально)
- Отлично, здесь справились. Особенно меня порадовал…
- Давайте теперь проверим, как наши умельцы справились у доски.
1) - Читай слоги. Какой из них- лишний? Почему?
Попробуйте из предложенных слогов составить слово.
2) - Почему Сима написано с заглавной буквы?
3) - Кто хочет назвать свое слово с лишним слогом?
4) - Эти словосочетания понадобятся вам для работы по Азбуке.
Мы повторили, как узнать, сколько в слове слогов, выделяли гласные при чтении. Но ведь все звуки речи делятся на 2 большие группы. О каких звуках мы еще не сказали?
Что знаем о согласных?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, и это будет первая согласная буква.
5. Работа по теме урока.
*- Ребята, у каждого из вас дома есть уголок. Представим, что и у нас здесь полочка детской комнаты. Отсюда пропали 2 игрушки. Нам надо вернуть их на место.
- О какой игрушке идет речь?
- Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
- Почему решили, что это мышка?
( картинка)
- Произнесите слово про себя.
- Назовите первый звук. Дайте ему характеристику.
- Найдите звуковую схему к первому слову. Докажем, что мы правы.
- А это?
- Зверь забавный, сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу.
( картинка)
- Произнесите слово про себя.
- Назовите первый звук. Дайте ему характеристику.
- Найдите звуковую схему к первому слову. Докажем, что мы правы.
- Как доказать, что м и м - оба согласные звуки? (воздух хочет «выбраться» на свободу, но встречает преграду - губы)
- Молодцы, в комнате навели порядок.
*- Давайте произнесем звуки, которые выделили. Теперь я проверю, сумеете ли вы услышать, где находится звук: в начале, середине или в конце слова. Приготовили сигнальную карточку!
мед
компот
самовар
сметана
масло
*- Придумайте свое слово, которое начинается с твердого м .
- А с мягкого м ?
Замечательно.
- Итак, звук может стоять в начале, середине и в конце слова.
- С какими звуками мы познакомились?
*- У этого звука есть свое обозначение. (плакат)
*- У каждой буквы есть свое имя. Это буква «эм».
*- Найдите ее место в алфавите. Почему написаны 2 буквы? ( заглавная и строчная) Кто может назвать соседей буквы «эм»?
*- На что похожа буква? Ребята прочитают стихи.
Вот качели- буква «эм»!
Здесь качаться можно всем!
Хорошо известно всем,
Где метро, там буква «эм»!
Палочка и палочка,
Между ними - галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква «эм»!
*- Смоделируем нашу букву:
Взявшись за руки, мы встали,
И на «эм» похожи стали!
*- Теперь мы будем учиться читать слоги с этой буквой.
- Читаем твердо (индивидуально, хором), с «и» - мягко.
Меняем положение буквы.
*- Прочитайте первый слог 2 раза.
«Ма» и «ма», а вместе «мама».
Интересно, какими цветами можно порадовать маму? Следите внимательно глазками за движением указки. Третий слог - сами. (мимоза)
Звуковой разбор этого слова выполним в тетради.
- Вспомнили правила посадки!
- Но сначала надо научиться печатать букву (снизу вверх, наискосок вниз до середины клетки, наискосок вверх, опускаемся вниз).
*- Обведите букву «эм» 2 раза. Первую - простым карандашом, вторую- синим. Почему?
*(звуковой разбор)
*- Составьте предложение по схеме со словом «мимоза».
- И это мы смогли сделать.
6. Закрепление ( работа с учебником).
- А сейчас давайте посмотрим, как девочка Сима помогает маме.
Открываем учебник по закладке (с.78).
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Кого видите?
- Что делает девочка? А мама?
- К чему они готовятся? К какому событию?
- Судя по тому, что лежит на столе, они решили испечь пирог.
- Попробуем составить рассказ. ( «снежный ком»)
пр.: У мамы День Рождения. Сима решила ей помочь. Сима испекла пирог. Девочка порадовала маму.)
- Интересный получился рассказ.
- Какая Сима молодец!
- А теперь посмотрим, как другие дети дома помогают мамам. Послушаем стихи, которые готовились прочитать дети.
- А вы дома помогаете мамам? Расскажите.
7. Подведение итогов.
- С какой буквой знакомились на уроке? Какие звуки она обозначает?
- Вы- мои помощники, все старались. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку "Обучение грамоте" 1 класс, по программе "Начальная школа 21 века". Тема: Звуки [з, з\']. Буквы З з.
Тип урока: Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)Задачи:Образовательная :познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными зв...
урок обучения грамоте 1 класс по теме "Звук Ч , буква Ч"
урок разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий...
Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.
Одной из особенностей ФГОС НОО является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...
Урок по обучению грамоте 1 класс на тему: "Звук [ч\'] и буква Ч"
Открытый урок по чтению в 1 классе....
Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Звуки [н] [н`], буквы Н, н
Тема: Звуки [н] [н`] , буква Н, нОсновные цели:познакомить учащихся с согласными сонорными звуками и буквамиформировать умение характеризовать звуки, составлять предложения и схемы;развивать внимание,...
Урок обучения грамоте и письма по теме Звуки { т-ть } , буквы Т т
Учащиеся знакомятся с согласными звуками [т] — [т`], их особенностями и буквой Т, т. В игровой форме узнают о здоровье...
Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...