Конспект и презентация к уроку "Обучение грамоте" 1 класс, по программе "Начальная школа 21 века". Тема: Звуки [з, з']. Буквы З з.
план-конспект урока (чтение, 1 класс) на тему

БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНА НОВОМИРОВНА

Тип урока: Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)

Задачи:

  • Образовательная :

познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [з, з '], буквами Зз. Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.

  •  Развивающая:

развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

  • Воспитательная:

воспитывать интерес к чтению, культуре общения, умение слушать друг друга, воспитывать наблюдательность, чуткое отношение к природе.

Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый

Формы проведения урока: индивидуальная, парная, разноуровневая, учебный диалог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_z.doc66.5 КБ
Office presentation icon bukva_znachalo.ppt2.92 МБ
Office presentation icon bukva_zokonchanie.ppt2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: чтение (  обучение грамоте)

Класс:  1

Авторы  учебника: Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н.

Тема: Звуки [з, з']. Буквы З з.  

 Дидактическая цель: сформировать у учащихся знания о звуках [з], [з'] b,и буквах З з

Тип урока: Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)

Задачи:

  1. Образовательная :

познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [з, з '], буквами Зз. Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.

  1.  Развивающая: 

развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

  1. Воспитательная:

воспитывать интерес к чтению, культуре общения, умение слушать друг друга, воспитывать наблюдательность, чуткое отношение к природе.

Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый

Формы проведения урока: индивидуальная, парная, разноуровневая, учебный диалог.

Оборудование:

  1. учебник
  2. тетрадь с печатной основой «Грамота» № 3
  3. Индивидуальные карточки
  4. Компьютер.
  5. Проектор.
  6. Экран.
  7. Презентация Microsoft Office Power Point.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент

- Ребята, повернитесь друг к другу и произнесите слова “Я – молодец!”, а теперь своему соседу скажите “И ты – молодец!”.

– Мы с вами все молодцы. Садитесь.

– Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

-  В КОНЦЕ УРОКА ВСЕХ ВАС ЖДЕТ ПРИЯТНЫЙ СЮРПРИЗ.

(СЛАЙД № 1)

-Если хочешь много знать,
   Многого добиться,

    Обязательно читать

    Должен научиться

2. Речевая разминка

- Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране  Звуков и Букв.

Но сначала нам нужно сделать речевую разминку.

(СЛАЙД № 2)

Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ”.

Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: “Зьз’ з’ з’ з’”.

Комар звенит: “ЗЗЗЗ”, комарик: “з’ з’ з’ з’”.

-Отлично.

3.Активизация познавательной деятельности.

– Вы верите в чудеса? (Ответы детей.)

– И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами сами создадим чудо в своём воображении.

(СЛАЙД № 3)

-Закройте глазки, а теперь откройте. Где мы с вами оказались ? ( в лесу)

-Отгадайте загадку

Крыша в шапке меховой
Белый дым над головой
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла ….(зима)

- И мы с вами оказались не в простом лесу, а в каком?(зимнем)

-Зимний лес всегда кажется волшебным, сказочным. Деревья стоят в красивых нарядах. На снегу невиданные звери оставили свои следы. И очень, очень тихо.

И вдруг мы слышим звуки падающего снега с кустов и поскрипывание снега на земле. К нам на полянку выскочил какой-то зверек.

(СЛАЙД № 4)

-Загадка

– Что за зверь лесной –
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши выше головы. (Зайка).

-Зайка  и зима принесли с собой новые звуки. Вы догадались какие?

4.Целеполагание.

- А что мы с этими звуками будем делать?

- Мы их будем исследовать, заменим их буквой, научимся читать слоги, слова, предложения.

5.Характеристика звука.

- Зима задает вам вопрос. Ее первый звук «добрый»   или  «серьезный»?  (Добрый) .Произнесите его. ( [з'])

- А теперь ответьте зайке, какой его первый звук? (серьезный)  Произнесите его. ( [з]).

-Наш зайка прибежал не один, а со своими друзьями. Они хотят узнать, а в каких еще словах встречается  серьезный звук  [з]? А в каких добрый звук [з'] ?

-Вы отлично справились с заданием.

- Теперь Зима вам дает задание. Она просит охарактеризовать новые звуки. Но чтобы дать нашим звукам характеристику,  надо вспомнить, на какие 2 группы делятся все звуки речи. (гласные и согласные.)

(СЛАЙД № 5)

– Самостоятельно определите, к какой группе относятся новые звуки. Докажите это.

Ответы детей: звуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются, не тянутся.

– Определите, звонкие эти звуки или глухие. Докажите.

- Положили руку на горлышко.

Дети кладут руку на горлышко и определяют, “включился” ли моторчик. Ответы детей с доказательством.

-Дрожит ваше горлышко или нет? Да.

   - Значит звук [з] звонкий или глухой? ( звук [з] -  звонкий.)

- А почему один звук мягкий, а другой твердый?

Учитель: У каждого звука должен быть паспорт. И мы сейчас заполним с вами паспорт каждого звука.

(СЛАЙД № 6)

Фамилия: Согласный
Имя: [ З ]
Отчество: Звонкий
Характер: Твердый
Родители: Голос, шум

Фамилия: Согласный
Имя: [ З’]
Отчество: Звонкий
Характер: Мягкий
Родители: Голос, шум

-А теперь давайте удивим наших друзей. Покажем им, что мы умеем составлять звуковые схемы к словам Зима и зайка. (двое у доски, а остальные- на партах).

(СЛАЙД № 7)

-Разделим слова на слоги.

-Поставим ударение. Определим какой слог ударный.

- Заменим уже известные нам звуки буквами.

                                             и                 м                   а

        а               й                 к               а

- Какие звуки вы не смогли заменить буквами? Почему?

Что делать нам в такой ситуации?

6.Знакомство с буквой

А сколько букв нам понадобится для обозначения твердого и мягкого звуков? Почему?

(Опора на плакат)

-На какую цифру похожа эта буква? ( на три)

(СЛАЙД № 8)

На эту букву посмотри, она совсем как цифра три.

-Сколько элементов в написании буквы, какие? (два полуовала).

- Откуда начнете писать букву?

-Написание в воздухе под счет.

-Обвод буквы З по бархатной бумаге.

(СЛАЙД № 9)

- Если бы вы были художником, то каким бы цветом вы раскрасили эту букву?.    Раскрасьте.

- А теперь заштрихуйте эту букву.

(СЛАЙД № 10)

- Давайте сравним печатную букву с письменной. Что общего, а в чем различие?

Работа в тетрадях «Грамота».

-Откройте тетради. На верхней строке какие буквы? (Заглавная и строчная).

-Попробуем их написать. Сначала обводим буквы по образцу, а потом печатаем сами.

(П О К А З А Т Ь!)

7.Чтение слогов.

А теперь давайте составим слоги с буквой З.

(СЛАЙД № 11)

зю

зя

        -На доске и в тетрадке записываем слоги (за, зо, зу, зя, зё, зю, зи)

- А теперь прочитаем. Мальчики читают слоги с твердым звуком [з].

- Девочки читают слоги с мягким звуком [з'].

- Чтение слогов по учебнику.(по желанию).

(СЛАЙД № 12)

-Вернемся к нашим друзьям :Зиме и зайке. Давайте заменим первый звук буквой.

(СЛАЙД № 13)

- Найдем место букве З в ленте букв.

В этих словах мы будем писать строчную букву з. А во всех ли словах пишется строчная буква З? В каких словах пишется заглавная? Назовите эти слова.

-Вернемся к нашим тетрадкам. Нам нужно выполнить еще одно задание зайки и Зимы. Дописать в словах  заглавную или строчную буквы  Зз.

-Пишем на доске и в тетрадке.

8.Чтение слов .

 Читаем слова на стр. 120 .

- вслух цепочкой

-первый ряд-1 столбик

Второй ряд – 2 столбик

Третий ряд-3 столбик

Все вместе – 4 столбик.

Составляем слова по учебнику.

( ЗАРЯ, ЗАМОК, ЗАГАР, ЗАНОЗА) – где звук[ З]?

(ГРОЗА, РОЗА, ЗАНОЗА, ГЛАЗА).

( СЛАЙД № 14)

В лесу нам встретились возвышенности надо их пройти. Прочитайте слова.

Ва-за, за-гон, гон-ка, ка-за-ки

(СЛАЙД № 15)

   РАСКРАСИТЬ УЗОР.

Дунул ветер, и мороз

Снег нам с севера принёс.

Только вот с тех самых пор

На стекле моём ...

(узор)

Раскрасим узор, который нарисовал на окнах мороз.

9. Чтение текста.

Стр. 121.

О чем этот текст? У него нет названия. Давайте придумаем ему название. Какие есть мнения?

-О каком времени года говорится в тексте?

-Кто рисовал узоры?

-Где рисовал мороз узоры?

-Какие узоры он рисовал?

-А какое предложение вы бы смогли добавить к этому тексту?

(СЛАЙД  № 16)

-Посмотрите на эту иллюстрацию Подходит она к нашему рассказу?.

(СЛАЙД № 17)

- А где мы можем увидеть вот такую букву?

ЗА

ЗО

МОК

ВОД

БОР

Н

АЗ

БУ

Т

В

КА

Д

10.Игра «Составь слова»

– Составьте слова по слоговой таблице, (забор, замок, завод, азбука, зонт) .

11. Рефлексия.

-С каким звуком познакомились?

-Что мы о нем узнали? Какой он?

Какой буквой обозначается?

- Оденем наш звук.

А теперь прочитайте, каким словом называли в старославянском букваре букву З. (земля)

(слайд № 19)

-Всем спасибо. Все молодцы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дунул ветер, и мороз Снег нам с севера принёс. Только вот с тех самых пор На стекле моём ... узор

Слайд 3

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по ОС "Школа 2100". Тема: "Звук [ж], буквы Ж, ж. Письмо слов с жи".

Урок по курсу "Обучение грамоте"  по теме "Звук [ж], буквы Ж, ж. Письмо слов с жи" был проведен в нетрадиционной форме: путешествие...

Конспект урока по математике для 4 класса по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на движение. Повторение."

Данный урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленной...

Урок русского языка: обучение грамоте (обучение письму) 1 класс по УМК « Школа России» Тема"Строчная и заглавная буквы Л, л."

Данный урок был проведён мною в первом классе как открытый. На нём присутствовали представители учреждений дошкольного образования с целью осуществления преемственности дошкольного и начального школьн...

Конспект комбинированного урока и презентация по предметам "Письмо" и "Чтение" в 1 классе по программе "Школа России". Тема: "Звук и буква Ч"

Конспект комбинированного урока и презентация по предметам "Письмо" и "Чтение" в 1 классе по программе "Школа России". Тема: "Звук и буква Ч"...

Конспект комбинированного урока и презентация по предметам "Письмо" и "Чтение" в 1 классе по программе "Школа России". Тема: "Звук и буква Ш"

Конспект комбинированного урока и презентация по предметам "Письмо" и "Чтение" в 1 классе по программе "Школа России". Тема: "Звук и буква Ш"...