Урок обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Харламова Ирина Владимировна

Урок обучения грамоте по теме "Повторение и закрепление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.rar1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 «а» классе

Учитель: Харламова И.В.

 

Тема: Повторение и закрепление.

Дидактическая цель: познакомить с новым термином «фонетика», дать первоначальные понятия о словах синонимах и омонимах.

Образовательная цель: продолжить обучение учащихся звуко-буквенному анализу слов, делению слов на слоги, работе с текстом, создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся.

Развивающая цель: формировать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения слов, предложений,  учить работать с текстом, отвечать на вопросы, работать индивидуально, в паре, в группе, совершенствовать навыки работы с компьютером, развитие у учащихся познавательных процессов (память, мышление, воображение, внимание, анализ, синтез, обобщение),создавать условия для развития фонематического слуха, формировать личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.

Сценарий  урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

 2.Определение

 темы урока.

 3. Мотивация учебной деятельности.

 4. Обобщение и систематизация знаний.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

6. Рефлексия.

Анализ и содержание итогов работы.

- Поприветствуйте друг друга знаками поддержки, улыбками. Успехов на уроке!

- Расставьте грибочки с буквами по алфавиту, потом переверните и вы узнаете о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

(ФОНЕТИКА)

- Где мы можем узнать информацию о значении этого слова?

- Найдите объяснение этого слова в толковом словаре, в интернете.

- Итак, что вы узнали?

- Что мы знаем о звуках?

- Как называется значок для обозначения звука?

- А, как вы думаете, зачем нужно знать буквы?

- Как нужно читать, чтобы твоё чтение понравилось слушателям?

- Какая учебная задача будет сегодня на уроке?

- Какое умение поможет нам сегодня хорошо читать, повторить знания о звуках, буквах?

- Что значит учиться?

- А что делает учитель?

- Прочитайте отрывок из русской народной сказки и ответьте, как называется это произведение, и кто главная героиня? (1 слайд)

- Что значить «аукаться»?

- Давайте все вместе                  «поаукаем».

- Что мы произнесли?

- А гости на нашем уроке эти звуки что сделали?

- Чтобы записать эти звуки, что нам понадобиться?

- Если добавить точку или восклицательный знак, то что получится?

- Чем отличаются звуки от букв?

- Я предлагаю помочь Машеньке выбраться из леса, а, чтобы нам самим не заблудиться, скажите, как нужно работать на уроке?

- А во что собиралась складывать грибы Машенька?  (2 слайд)

- Прочитайте и уберите лишние слова, которые не подходят к данному изображению.

- У каждого из вас есть лукошко с грибочками, но шляпки не раскрашены. После выполненного задания вы раскрасите шляпку каждого грибочка:

 коричневым цветом – если справился с заданием и уверен в правильности;

жёлтым – если задание выполнил, но сомневаешься в правильности ответа;

красным – задание оказалось трудным, непонятным.

  1. «Полянка с грибочками»

- На опушке леса выросли необычные грибочки (на грибочках нарисованы буквы), распределите их на две группы.

- Какие грибочки оказались в первом кузовке? Во втором?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Что вы можете сказать про буквы, которые оказались во втором (первом) лукошке?

- Среди этих букв назовите ту, которая отличается от всех остальных.

- Как вы думаете, почему среди всех гласных на одном грибочке юбочка на ножке гриба зелёного цвета? Назовите какие ещё гласные буквы образуются из двух звуков? Какой звук присутствует при произношении этих букв? Как можно назвать эти буквы?

  1. «Пенёк с опятами»

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, какие грибы нашла Маша. (3 слайд)

- А у нас на карточках на пенёчке выросли необычные опята. Задания с опятами нужно выполнить группой.

- Самостоятельно сформулируйте задание, которое вам предстоит выполнить и приступайте к работе.

  1. «Сыроежки» (4 слайд)

- В нашем лесу тоже выросли сыроежки с разноцветными шляпками.

- Какие звуки обозначает сыроежка с красной шляпкой? С синей? С зелёной?

Физкультминутка.

- Я говорю название гриба, если первый звук гласный – вы должны повернуться вокруг себя, если твёрдый согласный – присесть, если мягкий согласный – хлопок над головой.

(шампиньон, белый гриб, сморчок, опёнок, дубовик, чага, груздь, подберёзовик)

  1. «Лисички» (5 слайд)

- Отгадайте кого повстречала Маша в этом лесу.

- А как вы думаете какое отношение к грибам имеет этот зверёк?

- Прочитайте стихотворение в учебнике на стр.58.

- О ком идёт в нём речь?

- Определите, кто задал первый вопрос: грибы или лисицы?

- Прочитайте стихотворение-диалог по ролям (в парах).

- Сыроежки выстроились около букв слова «лисички» и получилась схема слова.

- Найдите ошибку.

- Почему звук [ч`] обозначили зелёным цветом, ведь после буквы нет гласной, которая смягчает согласный звук.

- Назовите какие ещё звуки всегда произносятся мягко?

- Сколько слогов в этом слове, почему? Какой слог ударный?

- Вот мы вышли с Машенькой из леса.

- Только вот кузовок у Маши  не наполнился грибами. Выберите грибочек с шляпкой того цвета, который характеризует вашу работу на уроке и прикрепите в корзинку Маше.

- Кузовок наполнился и можно сделать вывод, что урок был успешным. Молодцы!

 

- Все задачи выполнили?

- Что нового вы узнали на уроке.

- Как ещё можно назвать предмет, в который мы положили грибы?  

Вызванные ученики выполняют задание у доски, остальные проверяют, корректируют.

- В интернете, в толковом словаре.

Дети находят значение слова «ФОНЕТИКА» (один ученик в интернете, остальные в толковых словарях).

Ответы детей.

- Звуки произносим и слышим.

- Буква.

- Буквы нужны, чтобы читать.

- Чтение должно быть правильным, выразительным.

- Повторить знания о звуках и буквах. Закрепить умение безошибочного, выразительного чтения.

- Умение учиться.

- Учиться – делать самому.

- Учитель помогает, руководит.

Дети читают отрывок из сказки «Маша и медведь».

- Кричать «Ау!»

- Мы произнесли звуки.

- Гости услышали эти звуки.

- Для записи звуков нужны буквы. (один ученик записывает «Ау» на доске)

- Звуки – произносим и слышим, буквы – видим, пишем, читаем.

- На уроке нужно работать дружно, сообща, внимательно слушать учителя и учеников.

(Ответы детей)

Дети убирают слова «ведро», «мешок», а оставляют «корзина», «лукошко», «кузовок».

Самостоятельная работа на карточках. Один ученик выполняет задание на доске.

Рефлексия.

После того, как время на выполнение задания закончится, дети раскрашивают шляпку грибочка в зависимости от того, как справились с заданием.

- В одном лукошке – гласные, в другом – согласные.

- Гласные звуки образуются с помощью голоса, их можно пропеть, протянуть, а когда произносишь согласный звук – воздух встречает во рту преграды.

- Это звонкие, непарные согласные.

 - Й -  эта буква обозначает мягкий согласный звук.

- Е – образуется с помощью двух звуков [й`] и [э]. Ё, Ю, Я.

- Эти буквы можно назвать йотированными, т.к. при их произношении есть звук [й`].

Групповая работа.

Проверка.

Рефлексия. (оценивают работу группы: отлично – грибок с коричневой шляпкой, хорошо – с жёлтой, было трудно и непонятно – с красной)

Ответы детей.

- Маша встретила лисичек.

- Слово «лисички» имеет два значения: грибы и звери.

- Первый вопрос задали зверьки.

Дети работают в парах.

Инсценировка стихотворения (чтение перед классом)

Рефлексия (оцените чтение своего соседа)

(Дети находят ошибку в звуко-буквенной схеме слова)

- Звук [ч`] всегда произносится мягко. Звуки [щ` ], [й` ] тоже всегда произносятся мягко.

- В слове «лисички» три слога, т.к. три гласных звука. Ударение падает на второй слог (проверяем методом «Потерялся в лесу»)

Личностные (самоопределение)

Регулятивные (целеполагание)

Познавательные (поиск информации)

Личностные (мотивация учебной деятельности)

Познавательные (смысловое чтение)

Регулятивные (коррекция)

Познавательные:

- сравнение, группировка;

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

- знаково-символическое моделирование;

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные (контроль, коррекция)

Коммуникативные (продуктивное сотрудничество со сверстниками; планирование учебного сотрудничества)

Личностные (самооценка на основе критерия успешности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....