рабочая программа устная речь 2 класс 8 вид
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Программа составлена на основе программы под ред. И. М .Бгажноковой. Надомное обучение. 0,5 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnaya_rech.docx | 43.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Парфёновская средняя общеобразовательная школа
Топчихинского района Алтайского края
«Рассмотрено» ШМО учителей начальных классов Протокол № _____ «____» ________ 2015 г. Руководитель ШМО ________________________ | «Согласовано» Методический совет школы Протокол № _______ От «___»_______ 2015 г. Зам директора по УВР ______________________ | «Утверждено» Директор МКОУ Парфёновская СОШ Приказ № _______ От «___» _______ 2015 г. _____________________ |
Рабочая программа
учебного предмета «Устная речь» для 2 класса
на 2015-2016 учебный год
Программа разработана на основе типовой программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой, «Просвещение», Москва, 2011 год.
Учебник: С.В. Комарова «Устная речь» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение» 2012
Количество часов в год – 17, в неделю – 0,5
Составитель:
Писарева Татьяна Максимовна,
учитель начальных классов
Парфёново
2015
Пояснительная записка
Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой, «Просвещение», Москва, 2011 год.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Задачи раздела «Устная речь»:
способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
В каждом классе раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.
Подраздел «Аудирование». Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информа- ции, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.
В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе.
Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка-миска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т.д.
Подраздел «Дикция и выразительность речи». Этот раздел ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
В процессе обучения дети учаться отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразитель- ности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессе коммуникации.
Подраздел «Подготовка речевой ситауции и организация высказывания». Этот раздел определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связан- ных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введён подраздел
«Культура общения». Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситауции. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА "УСТНАЯ РЕЧЬ"
Аудирование
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет-пакет, удочка-уточка, гладит-глядит и др. (с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий с предлогами: в-на, у-за, над-под, с-на, к-от и др., например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержируку над партой, а теперь-под партой» и т.д.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?»).
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте, например:
«Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши своё имя и свою фамилию» и т. д. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова - «родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во
дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе — два
Егорки, потом — три): Как на горке, нам пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д. Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома»,
«Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».
Примерная тематика речевых ситуаций: «Добро пожаловать!», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник»; «Истории о лете», «Играем в школу», «Играем во дворе»; «Красная шапочка», «Три медведя», «Три поросёнка»; «В воскресенье все дома», «С Днём рождения!», «Алло! Алло!»; «Садитесь, пожалуйста! (поведение в автобусе)», «Мы не знаем, как пройти... Как быть?», «Расскажи мне о школе», «Моя дорога в школу», «За покупками в магазин»; «Наш товарищ заболел», «Дежурство»; «Отгадываем любимое занятие каждого», «Я записался в кружок»; «У меня есть щенок», «Мой котёнок убежал. Может, кто его видел?».
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.
Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапками и беленьким кончиком хвоста.
Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах: Какая лиса? -
Хитрая. - А заяц? - Трусливый. - А петух какой? - Смелый. Кто тебе больше всех нравился? - ...
Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую кнструкцию, например: тема «Любимое занятие», наглядный материал по теме, заданная синтаксическая конструкция: Брат любит собирать марки (Маша любит читать книги. Вася любит смотреть телевизор).
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений в ролевой игре.
Коллективное составление рассказа.
Культура общения
Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер,
доброй ночи. Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УСТНОЙ РЕЧИ 2 класс
Класс 2
Количество часов: 17 часов
Всего часов в неделю: 0,5 часа
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. Под редакцией И. М. Бгажноковой,
3-е издание, исправленное, Москва «Просвещение», 2011
Учебник С.В. Комарова «Устная речь» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение» 2012 год
| Название раздела |
| |
| Аудирование | 4 | |
| Дикция и выразительность речи | 4 | |
| Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | 7 | |
| Культура общения | 2 | |
Всего: |
| ||
Календарно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем. Темы уроков | Количество часов | Виды контроля | Формы организации учебных занятий; планируемые результаты | Дата | Корректировка даты | ||
Аудирование | 4 | |||||||
1 | Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов. | 1 | Выполнять различные задания по словесной инструкции учителя. | |||||
2 | Выполнение действий с предлогами. Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии. | 1 | ||||||
3 | Прослушивание и выполнение заданий. | 1 | ||||||
4 | Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова «родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы. | |||||||
Дикция и выразительность речи | 4 | |||||||
5 | Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение. | 1 | Использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя | |||||
6 | Дыхательные упражнения. Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шёпотная речь. Упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. | 1 | ||||||
7 | Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи. Мимика и жесты в тренировочных упражнениях. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое. | 1 | ||||||
8 | Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого. | 1 | ||||||
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | 7 | Правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; | ||||||
9 | Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», | 1 | ||||||
10 | Лексические темы: «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы». | 1 | ||||||
11 | Речевые ситуации: «Добро пожаловать!», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник» | 1 | ||||||
12 | Речевые ситуации: «Истории о лете», «Играем в школу», «Играем во дворе»; | 1 | ||||||
13 | Речевые ситуации: «Мы не знаем, как пройти... Как быть?», «Расскажи мне о школе», «Моя дорога в школу», «За покупками в магазин»; «Наш товарищ заболел», «Дежурство»; «Отгадываем любимое занятие каждого», «Я записался в кружок»; «У меня есть щенок», «Мой котёнок убежал. Может, кто его видел?». | 1 | ||||||
14 | Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам. | 1 | ||||||
15 | Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. | 1 | ||||||
Культура общения | 2 | |||||||
16 | Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия и прощания. | 1 | Пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план. | |||||
17 | Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале. | 1 |
Планируемые образовательные результаты:
Основные требования к умениям учащихся 2 класса:
Учащиеся должны уметь:
1-й у р о в е н ь
выполнять различные задания по словесной инструкции учителя;
использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать;
правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения; называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
пересказывать их содержание, опираясь на картинно-символический план;
2-й у р о в е н ь
выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова;
адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя, ближайших родственников;
участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- С.В. Комарова «Устная речь» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение» 2012
Гризик Т. И. «Поиграем и узнаём», Москва, Просвещение, 2005.
Гризик Т. И. «Развитие речи», Москва, Просвещение, 2007.
Гризик Т. И. «В мире слов», Москва, Просвещение, 2006.
Гербова В. В. «Учусь говорить», Москва, Владос, 2003
Лист корректировки рабочей программы
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия. Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Кружка «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи) Класс 2
Данная программа позволяет скорректировать фонематическое недоразвитие за счет тщательной проработки смешиваемых звуков и букв изолированных, в составе слогов, слов, предложений. Такая проработка...
рабочая программа "устная речь" для учащихся 4-го специального класса со сложным дефектом,расстройством аутистического типа
Программный материал включает:- повторение материала II класса;- заучивание четверостиший для физкультминуток;- развитие навыков общения;- стимуляция психической активности;- гармонизация эмоци...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Адаптированная программа "Устная речь" 3 класс
Адаптированная программа "Устная речь" 3 класс по программа Бгажноковой И.М. (1 час в неделю)...
Адаптированная рабочая программа "Устная речь" 2 класс
Рабочая программа учебного предмета «Устная речь» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможно...
Рабочая программа для 3 класса «Развитие речи. Культура речи»
Рабочая программа «Развитие речи. Культура речи» по внеурочной деятельности для обучающихся 3 В класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образован...