Технологическая карта урока литературного чтения В. Драгунский "Заколдованная буква"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Технологическая карта соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная область, УМК: 

Литературное чтение. УМК «Школа России». Л.Ф.Климанова и др.

Тип урока: Решение учебных задач.

Тема: В.Ю.Драгунский «Заколдованная буква»

Цель: включить учащихся в деятельность  для знакомства с рассказом В.Драгунского   "Заколдованная буква" и его анализа с точки зрения авторской позиции.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-развивать этические чувства, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

-формировать уважительное отношение к иному мнению;

-развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

-развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; умение сравнивать поступки героев литературного произведения со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.  

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-формирование способности  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-формировать умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умения строить рассуждения;

-формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения;

-формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

 

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:  

-способствовать формированию правильной читательской деятельности, используя разные виды чтения (выборочное, чтение наизусть, чтение по ролям);

-формировать элементарные приёмы  анализа художественного произведения, умение определять главную мысль произведения;

-формировать умение пользования справочными источниками(словарём) для понимания и получения информации;

Оборудование урока: презентация (Приложение 1); карточки для групповой работы (Приложение 4); задание для индивидуальной работы на компьютере (Приложение 3); набор скороговорок (Приложение 2).

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)

1.

Организация начала урока.

Проверяет готовность учащихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой на изучение материала.

Вот и прозвенел звонок,  начинается урок.

Тут и книжки на столе, вот лежат тетрадки.

И не хочется играть нам сегодня в прятки.

И совсем нам не досуг на кораблик дуть бумажный.

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!

- Сегодня на уроке  много гостей, а гости – это  всегда радость, это хорошее  настроение.

 - Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

 - Хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего  урока.

 - Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и   тихонечко  присядем за парты.

Слушают, приветствуют друг друга, дают внутреннюю установку на урок, эмоционально настраиваются на урок.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позиций школьника.

2.

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Даёт прослушать детскую песенку «Пешком шагали мышки…», сопровождая слайдом презентации. (Приложение 1)

Задаёт вопросы, подводя детей к постановке учебных задач.

 Слайд 2

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки поехали на кошке.

И пели по дорожке, и щёлкали орешки –

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно

Если кошке по пути – от чего не подвезти?

-Ребята, а можно ли эту песенку поместить в наш раздел «И в шутку, и в серьёз»?  

-Вы внимательно слушали её. Какой звук встречался здесь чаще?  

-А знаете, это очень непростой звук и иногда он может быть заколдованным! В этом вы сегодня убедитесь.

Слайд 3.

И чтобы его расколдовать, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.Ю. Драгунского «Заколдованная буква» и будем учиться….

Слайд 4.

- Продолжите начала фраз или вставьте пропущенные слова:

*тренироваться в …… и …….. чтения

*продолжать учиться читать по……

 

Просматривают слайд, воспринимают на слух.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают.

- Да, можно. Она весёлая, шуточная

- Звук ш.

Прогнозируют учебные задачи.

- В правильности и выразительности чтения.

- Учиться читать по ролям.

Познавательные: извлечение необходимой информации из просмотренного, анализируют, осознанно строят речевые высказывания.

Регулятивные: прогнозируют, принимают и сохраняют учебные задачи урока.

3.

Проверка домашнего задания.

  Даёт установку на проверку чтения выученных дома стихов. Задаёт вопросы.

Но не будем мы спешить

И людей вокруг смешить.

Проверим мы сначала,

что было задано на дом.

- А дома вы готовили стихи И.Токмаковой. Прочитайте друг другу подготовленное стихотворение по очереди.   

-Кто хочет сказать доброе слово об ответе своего товарища по парте?

-Кто считает, что ваш товарищ прочитал так хорошо, что его с удовольствием могут послушать все ребята?    

Слушает выступления ребят. Ставит отметку, аргументируя её.

Слушают учителя.

Работают и обсуждают  в парах.

Читают друг другу вполголоса выбранное стихотворение наизусть. Организуют взаимоконтроль.

Анализируют и оценивают чтение своего соседа по парте.

1-3 ученика выступают у доски.

Познавательные: строят своё высказывание, развивают память и устную речь.

Коммуникативные: слушают друг друга, принимают другое мнение и позицию;  

Регулятивные: осуществляют контроль своих действий и действий собеседника, адекватно воспринимают оценку учителя.

4.

Изучение нового материала.

Вступительная беседа.

Слайд 5.

Предлагает рассмотреть выставку книг, представленную на слайдах. Ведёт беседу.

- Весёлые и смешные стихи писала И. Токмакова

-А кто любит смешные книжки? Какие авторы их создавали?

 

-  Как вы думаете, писатели и поэты пишут свои произведения только лишь затем, чтобы рассмешить читателя, поднять его настроение?

Слайд 6.

- Люди любят смеяться. Но смех у них бывает разный. Посмотрите на эти смайлики - где смех добрый и весёлый? А где смех злой, как насмешка?

-Вот и смех автора бывает разный: гневный, осуждающий, если речь идёт о сатире, а иногда автор осуждает и сочувствует одновременно – тогда речь идёт о юмористических произведениях.

- Найдите в Словаре Яндекса толкование этих слов.

Словарь Яндекс

http://slovari.yandex.ru/

- Какой же смайлик подойдёт для ЮМОРА, а какой для САТИРЫ

Рассматривают слайды. Отвечают на вопросы, пытаясь рассуждать и анализировать.

- Б.Заходер, Э.Успенский, В.Берестов, Н.Носов, В.Драгунский

- Наверное, не только. Они учат нас, высмеивают недостатки человека, заставляют задуматься над своим поведением и исправиться.

Выбирают тип смайлика.

Находят и зачитывают толкование слов в словаре.

Анализируют и выбирают

Познавательные: осуществляют извлечение необходимой информации, анализируют, осуществляют контроль своих действий

расширяют имеющиеся знания, осуществляют поиск информации в словаре, дают осознанные и произвольные высказывания в устной форме.

Первичное восприятие произведения

Даёт установку перед первичным прослушиванием рассказа.

А теперь пора настала

 рассказ послушать нам сначала.

-Послушаете рассказ и попробуйте понять, он сатирический или юмористический.

- Как думаете, ребята, какой это рассказ- юмористический или сатиристический?

Если мнения разделились, то учитель просит в течение урока подумать и вернуться к этому вопросу в конце урока.

Двое подготовленных детей читают у доски, остальные следят и читают про себя. Воспринимают произведение.

Прогнозируют и высказываются.  

Познавательные: знакомятся с новым произведением.

Регулятивные: контролируют своё чтение и чтение выступающих.

Оценка первичного восприятия.

Фронтально беседует с учащимися

-Эта история входит в книгу Драгунского «Денискины рассказы». Определите, от чьего лица повествовал писатель.  

-Какая буква оказалась заколдованной?   Почему?  

-Правильно ли Дениска назвал свой рассказ? О чём идёт речь, о буквах или о звуках?

-А какие звуки вы не выговаривали, когда у вас менялись зубки?

-А теперь все выговариваете? Сейчас мы это проверим.

Предлагает поиграть, объяснив правила игры.

Чтение скороговорок в виде   интерактивной игры «Эскалатор». (Приложение 2 )

Каждому ребёнку выдается скороговорка(любая). По сигналу учителя ученики 2 варианта на каждом ряду перемещаются на парту вперед, а ученики 1 варианта остаются на месте. При этом каждый раз дети произносят свою скороговорку соседу и слушают его скороговорку. Далее опять меняются. И так до тех пор, пока не окажутся на своих местах.

Осмысливают прочитанное.

- От имени Дениски.

- Буква Ш.

- Её никто не мог выговорить.

- Нет речь идёт не о буквах, а о звуках.

Высказываются по вопросу.

Слушают и вспоминают правила игры. Играют в интерактивную игру, проговаривая за небольшой период времени большое количество скороговорок, производя речевую разминку.

Личностные: проявляют интерес к новому материалу.

Коммуникативные: взаимодействуют со сверстниками в совместной игровой деятельности.

Регулятивные: осуществляют контроль своих действий и действий собеседника.

Словарная работа.

Даёт установку на самостоятельное выполнение словарной работы с помощью индивидуальных компьютеров. (Приложение 3)

- Включите ноутбуки. Найдите на рабочем столе ярлык «Заколдованная буква». Откройте.

-Ребята, в этом домике и живёт эта заколдованная буква, и она приглашает нас в гости:

Чтобы красиво  рассказ прочитать,

Надо в гостях у меня побывать.

1)Прочитать слова на «ступеньках».

2)Прочитать слова на фасаде домика, глядя на полоску посередине

3)Выбрать подходящее значение для непонятных словосочетаний.

-становь на попа'                   поставь вертикально

-шпиль                                    острая верхушка

-заактировать ёлку     написать документ, квитанцию

Лернинг

http://LearningApps.org/display?v=p9xb4j65c01

Слушают учителя.

Работают на ноутбуках, прочитывая сложные слова, выбирая значения непонятных слов и словосочетаний.

Оценивают свой ответ в соответствии с образцом.

Познавательные: актуализируют, дополняют и расширяют свои знания.

Регулятивные: осуществляют контроль своих действий

Анализ произведения . Выборочное чтение.

Фронтально беседует с учащимися.

-Что увидели ребята, гулявшие во дворе?  

-Как выглядела ёлка? Прочитайте.

-Ёлку привезли из леса настоящую, живую. Её поставят, наверное, во дворе, одну на всех. А какую ёлку лучше взять для дома, для квартиры? Почему?

-Что делали ребята около ёлки?

-Почему мальчики покатились со смеху?

-Как они смеялись? Прочитайте. Что они при этом изображали?

-Что сказала Алёнка в оправдание? Прочитайте.

-А как это слово произнёс Мишка? Найдите и зачитайте.

-Почему Алёнка обрадовалась?

-Чем закончилась эта история? Почему рассказ назван «Заколдованная буква»?  

- Почему же ребята смеялись друг над другом?

Анализируют произведение.

- Ребята увидели, что привезли во двор ёлку.

Выбирают ответ из текста рассказа.

- Для дома и квартиры лучше выбрать искусственную ёлку, потому что этим мы сбережём природу.

- Они её рассматривали.

-Алёнка неправильно произнесла слово.

Выбирают ответ из текста рассказа.

- Мишка тоже неправильно его произнёс.

- Никто не смог правильно произнести слово ШИШКИ. Буква Ш, точнее звук, оказался как будто заколдованным и никому не удавался.

-Они не понимали, что сами выглядят так же.

Познавательные: осознанно строят высказывания в устной форме, извлекают необходимую информацию, дополняют и расширяют имеющиеся знания, анализируют произведение.

Сравнивают поступки героев со своими собственными поступками.

5.

Физминутка.

Физминутка под песенку «Пешком шагали мышки…»

Поют песенку и выполняют движения.

6.

Работа над произведением. Чтение по ролям.

Даёт установку на групповую работу.

Мы работать любим дружно.

 В группы сесть сейчас нам нужно!

 

Каждой группе раздаёт карточки (двух видов)(Приложение 4)

Разъясняет задание на карточках.

-Сейчас мы будем читать рассказ по ролям.

-Какие роли есть в этом рассказе?

Выберите подходящую особенность интонации для каждой роли.

- Назовите, какую интонацию чтения вы выбрали для слов автора, Алёнки, Мишки, Дениски.

-Выберите роли. Распределите их между собой. Подготовьте чтение по ролям.

-Какая группа хочет показать нам свою работу?

Обсуждение услышанного (скорость, безошибочность, выразительность)

-А теперь ребята объединятся по цвету карточек в 2 группы.

-Поработайте и ответьте на 2 вопрос.

 

- Выберите одного из вашей группы, кто ответит на вопрос.

- Так всё-таки каким оказался наш рассказ – с сатирой или с юмором?

Почему?

Сидят в группах по 4 человека.

Берутся за руки и произносят: «Мы группа, значит мы работаем вместе». Повторяют правила работы в группе.

Знакомятся с содержанием карточек.

Договариваются друг с другом, принимают позицию собеседника, выполняют задание, записывая ответы в карточке.

Распределяют самостоятельно между собой роли в группе. Каждая группа читает рассказ вполголоса по ролям.

Чтение по ролям одной из групп у доски.

Оценивают .

Пересаживаются в 2 группы.

Читают второе задание и обсуждают ответ внутри группы, проявляя уважение к чужому мнению.

У доски отвечает один человек из команды, выбранный детьми.

- Это юмористический рассказ. Автор не высмеивает своих героев, а шутя, как бы говорит, что прежде чем над кем-то смеяться, надо обратить внимание на себя.

Познавательные:  отрабатывают правильное выразительное чтение по ролям. Анализируют, обобщают.

 Коммуникативные: взаимодействуют друг с другом, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;

принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: осуществляют контроль своих действий и действий товарищей.

7.

Домашнее задание.

Задаёт домашнее задание.

- Дома вам, ребята, нужно:

1) Выразительно читать произведение (всем)

2) Нарисовать рисунок к рассказу или вспомнить похожую историю из своей жизни (на выбор)

Выбирают домашнее задание по своим силам и интересам.

Регулятивные: прогнозируют уровень своей готовности для выполнения заданий.

8.

Итог урока. Рефлексия.

Вот подходит нужный срок,

Завершается урок

Подведём сейчас итог.

Фронтально беседует с учащимися.

-С каким произведением познакомились?

-Что помог нам разглядеть автор за этой смешной историей?

- Выполнили ли мы задачи, поставленные в начале урока?

Слайд 7.

- Молодцы, ребята! Расколдовали букву. А для заколдованной буквы мы оставим подарки. Оцените свою работу, выберите и прикрепите на доску шишку со смайликом своего настроения по завершению урока.

Беседуют с учителем, отвечая на его вопросы.

Анализируют и оценивают свои достижения.

- Мы познакомились с рассказом В.Ю.Драгунского «Заколдованная буква».

Объясняют нравственный смысл рассказа:

- Не нужно смеяться над другими людьми.

Дают внутреннюю оценку своей работы.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, сравнивают поступки героев со своими собственными поступками

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Прогнозируемый результат: познакомятся с произведением В.Драгунского «Заколдованная буква», продолжат формировать правильную читательскую деятельность, научатся определять главную мысль произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока литературного чтения "Знакомство с буквой Й й"

В помощь учителю начальных классов для проведению уроков письма в первом классе, обмен опытом....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...