Технологическая карта урока литературного чтения В. Драгунский "Заколдованная буква"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Технологическая карта соответствует требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметная область, УМК:
Литературное чтение. УМК «Школа России». Л.Ф.Климанова и др.
Тип урока: Решение учебных задач.
Тема: В.Ю.Драгунский «Заколдованная буква»
Цель: включить учащихся в деятельность для знакомства с рассказом В.Драгунского "Заколдованная буква" и его анализа с точки зрения авторской позиции.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-развивать этические чувства, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
-формировать уважительное отношение к иному мнению;
-развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
-развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; умение сравнивать поступки героев литературного произведения со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
-формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-формировать умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умения строить рассуждения;
-формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения;
-формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-способствовать формированию правильной читательской деятельности, используя разные виды чтения (выборочное, чтение наизусть, чтение по ролям);
-формировать элементарные приёмы анализа художественного произведения, умение определять главную мысль произведения;
-формировать умение пользования справочными источниками(словарём) для понимания и получения информации;
Оборудование урока: презентация (Приложение 1); карточки для групповой работы (Приложение 4); задание для индивидуальной работы на компьютере (Приложение 3); набор скороговорок (Приложение 2).
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой) |
1. | Организация начала урока. | Проверяет готовность учащихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой на изучение материала. Вот и прозвенел звонок, начинается урок. Тут и книжки на столе, вот лежат тетрадки. И не хочется играть нам сегодня в прятки. И совсем нам не досуг на кораблик дуть бумажный. Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный! - Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. - Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. - Хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. - Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты. | Слушают, приветствуют друг друга, дают внутреннюю установку на урок, эмоционально настраиваются на урок. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позиций школьника. |
2. | Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | Даёт прослушать детскую песенку «Пешком шагали мышки…», сопровождая слайдом презентации. (Приложение 1) Задаёт вопросы, подводя детей к постановке учебных задач. Слайд 2 Пешком шагали мышки по узенькой дорожке От деревушки Пешки до деревушки Ложки. А в деревушке Ложки у них устали ножки. Обратно в Пешки мышки поехали на кошке. И пели по дорожке, и щёлкали орешки – От деревушки Ложки до деревушки Пешки. Пешком идти не близко, когда идёшь обратно, А на пушистой киске и мягко, и приятно Если кошке по пути – от чего не подвезти? -Ребята, а можно ли эту песенку поместить в наш раздел «И в шутку, и в серьёз»? -Вы внимательно слушали её. Какой звук встречался здесь чаще? -А знаете, это очень непростой звук и иногда он может быть заколдованным! В этом вы сегодня убедитесь. Слайд 3. И чтобы его расколдовать, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.Ю. Драгунского «Заколдованная буква» и будем учиться…. Слайд 4. - Продолжите начала фраз или вставьте пропущенные слова: *тренироваться в …… и …….. чтения *продолжать учиться читать по……
| Просматривают слайд, воспринимают на слух. Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают. - Да, можно. Она весёлая, шуточная - Звук ш. Прогнозируют учебные задачи. - В правильности и выразительности чтения. - Учиться читать по ролям. | Познавательные: извлечение необходимой информации из просмотренного, анализируют, осознанно строят речевые высказывания. Регулятивные: прогнозируют, принимают и сохраняют учебные задачи урока. |
3. | Проверка домашнего задания. | Даёт установку на проверку чтения выученных дома стихов. Задаёт вопросы. Но не будем мы спешить И людей вокруг смешить. Проверим мы сначала, что было задано на дом. - А дома вы готовили стихи И.Токмаковой. Прочитайте друг другу подготовленное стихотворение по очереди. -Кто хочет сказать доброе слово об ответе своего товарища по парте? -Кто считает, что ваш товарищ прочитал так хорошо, что его с удовольствием могут послушать все ребята? Слушает выступления ребят. Ставит отметку, аргументируя её. | Слушают учителя. Работают и обсуждают в парах. Читают друг другу вполголоса выбранное стихотворение наизусть. Организуют взаимоконтроль. Анализируют и оценивают чтение своего соседа по парте. 1-3 ученика выступают у доски. | Познавательные: строят своё высказывание, развивают память и устную речь. Коммуникативные: слушают друг друга, принимают другое мнение и позицию; Регулятивные: осуществляют контроль своих действий и действий собеседника, адекватно воспринимают оценку учителя. |
4. | Изучение нового материала. Вступительная беседа. | Слайд 5. Предлагает рассмотреть выставку книг, представленную на слайдах. Ведёт беседу. - Весёлые и смешные стихи писала И. Токмакова -А кто любит смешные книжки? Какие авторы их создавали?
- Как вы думаете, писатели и поэты пишут свои произведения только лишь затем, чтобы рассмешить читателя, поднять его настроение? Слайд 6. - Люди любят смеяться. Но смех у них бывает разный. Посмотрите на эти смайлики - где смех добрый и весёлый? А где смех злой, как насмешка? -Вот и смех автора бывает разный: гневный, осуждающий, если речь идёт о сатире, а иногда автор осуждает и сочувствует одновременно – тогда речь идёт о юмористических произведениях. - Найдите в Словаре Яндекса толкование этих слов. Словарь Яндекс - Какой же смайлик подойдёт для ЮМОРА, а какой для САТИРЫ | Рассматривают слайды. Отвечают на вопросы, пытаясь рассуждать и анализировать. - Б.Заходер, Э.Успенский, В.Берестов, Н.Носов, В.Драгунский - Наверное, не только. Они учат нас, высмеивают недостатки человека, заставляют задуматься над своим поведением и исправиться. Выбирают тип смайлика. Находят и зачитывают толкование слов в словаре. Анализируют и выбирают | Познавательные: осуществляют извлечение необходимой информации, анализируют, осуществляют контроль своих действий расширяют имеющиеся знания, осуществляют поиск информации в словаре, дают осознанные и произвольные высказывания в устной форме. |
Первичное восприятие произведения | Даёт установку перед первичным прослушиванием рассказа. А теперь пора настала рассказ послушать нам сначала. -Послушаете рассказ и попробуйте понять, он сатирический или юмористический. - Как думаете, ребята, какой это рассказ- юмористический или сатиристический? Если мнения разделились, то учитель просит в течение урока подумать и вернуться к этому вопросу в конце урока. | Двое подготовленных детей читают у доски, остальные следят и читают про себя. Воспринимают произведение. Прогнозируют и высказываются. | Познавательные: знакомятся с новым произведением. Регулятивные: контролируют своё чтение и чтение выступающих. | |
Оценка первичного восприятия. | Фронтально беседует с учащимися -Эта история входит в книгу Драгунского «Денискины рассказы». Определите, от чьего лица повествовал писатель. -Какая буква оказалась заколдованной? Почему? -Правильно ли Дениска назвал свой рассказ? О чём идёт речь, о буквах или о звуках? -А какие звуки вы не выговаривали, когда у вас менялись зубки? -А теперь все выговариваете? Сейчас мы это проверим. Предлагает поиграть, объяснив правила игры. Чтение скороговорок в виде интерактивной игры «Эскалатор». (Приложение 2 ) Каждому ребёнку выдается скороговорка(любая). По сигналу учителя ученики 2 варианта на каждом ряду перемещаются на парту вперед, а ученики 1 варианта остаются на месте. При этом каждый раз дети произносят свою скороговорку соседу и слушают его скороговорку. Далее опять меняются. И так до тех пор, пока не окажутся на своих местах. | Осмысливают прочитанное. - От имени Дениски. - Буква Ш. - Её никто не мог выговорить. - Нет речь идёт не о буквах, а о звуках. Высказываются по вопросу. Слушают и вспоминают правила игры. Играют в интерактивную игру, проговаривая за небольшой период времени большое количество скороговорок, производя речевую разминку. | Личностные: проявляют интерес к новому материалу. Коммуникативные: взаимодействуют со сверстниками в совместной игровой деятельности. Регулятивные: осуществляют контроль своих действий и действий собеседника. | |
Словарная работа. | Даёт установку на самостоятельное выполнение словарной работы с помощью индивидуальных компьютеров. (Приложение 3) - Включите ноутбуки. Найдите на рабочем столе ярлык «Заколдованная буква». Откройте. -Ребята, в этом домике и живёт эта заколдованная буква, и она приглашает нас в гости: Чтобы красиво рассказ прочитать, Надо в гостях у меня побывать. 1)Прочитать слова на «ступеньках». 2)Прочитать слова на фасаде домика, глядя на полоску посередине 3)Выбрать подходящее значение для непонятных словосочетаний. -становь на попа' поставь вертикально -шпиль острая верхушка -заактировать ёлку написать документ, квитанцию Лернинг | Слушают учителя. Работают на ноутбуках, прочитывая сложные слова, выбирая значения непонятных слов и словосочетаний. Оценивают свой ответ в соответствии с образцом. | Познавательные: актуализируют, дополняют и расширяют свои знания. Регулятивные: осуществляют контроль своих действий | |
Анализ произведения . Выборочное чтение. | Фронтально беседует с учащимися. -Что увидели ребята, гулявшие во дворе? -Как выглядела ёлка? Прочитайте. -Ёлку привезли из леса настоящую, живую. Её поставят, наверное, во дворе, одну на всех. А какую ёлку лучше взять для дома, для квартиры? Почему? -Что делали ребята около ёлки? -Почему мальчики покатились со смеху? -Как они смеялись? Прочитайте. Что они при этом изображали? -Что сказала Алёнка в оправдание? Прочитайте. -А как это слово произнёс Мишка? Найдите и зачитайте. -Почему Алёнка обрадовалась? -Чем закончилась эта история? Почему рассказ назван «Заколдованная буква»? - Почему же ребята смеялись друг над другом? | Анализируют произведение. - Ребята увидели, что привезли во двор ёлку. Выбирают ответ из текста рассказа. - Для дома и квартиры лучше выбрать искусственную ёлку, потому что этим мы сбережём природу. - Они её рассматривали. -Алёнка неправильно произнесла слово. Выбирают ответ из текста рассказа. - Мишка тоже неправильно его произнёс. - Никто не смог правильно произнести слово ШИШКИ. Буква Ш, точнее звук, оказался как будто заколдованным и никому не удавался. -Они не понимали, что сами выглядят так же. | Познавательные: осознанно строят высказывания в устной форме, извлекают необходимую информацию, дополняют и расширяют имеющиеся знания, анализируют произведение. Сравнивают поступки героев со своими собственными поступками. | |
5. | Физминутка. | Физминутка под песенку «Пешком шагали мышки…» | Поют песенку и выполняют движения. | |
6. | Работа над произведением. Чтение по ролям. | Даёт установку на групповую работу. Мы работать любим дружно. В группы сесть сейчас нам нужно!
Каждой группе раздаёт карточки (двух видов)(Приложение 4) Разъясняет задание на карточках. -Сейчас мы будем читать рассказ по ролям. -Какие роли есть в этом рассказе? Выберите подходящую особенность интонации для каждой роли. - Назовите, какую интонацию чтения вы выбрали для слов автора, Алёнки, Мишки, Дениски. -Выберите роли. Распределите их между собой. Подготовьте чтение по ролям. -Какая группа хочет показать нам свою работу? Обсуждение услышанного (скорость, безошибочность, выразительность) -А теперь ребята объединятся по цвету карточек в 2 группы. -Поработайте и ответьте на 2 вопрос.
- Выберите одного из вашей группы, кто ответит на вопрос. - Так всё-таки каким оказался наш рассказ – с сатирой или с юмором? Почему? | Сидят в группах по 4 человека. Берутся за руки и произносят: «Мы группа, значит мы работаем вместе». Повторяют правила работы в группе. Знакомятся с содержанием карточек. Договариваются друг с другом, принимают позицию собеседника, выполняют задание, записывая ответы в карточке. Распределяют самостоятельно между собой роли в группе. Каждая группа читает рассказ вполголоса по ролям. Чтение по ролям одной из групп у доски. Оценивают . Пересаживаются в 2 группы. Читают второе задание и обсуждают ответ внутри группы, проявляя уважение к чужому мнению. У доски отвечает один человек из команды, выбранный детьми. - Это юмористический рассказ. Автор не высмеивает своих героев, а шутя, как бы говорит, что прежде чем над кем-то смеяться, надо обратить внимание на себя. | Познавательные: отрабатывают правильное выразительное чтение по ролям. Анализируют, обобщают. Коммуникативные: взаимодействуют друг с другом, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: осуществляют контроль своих действий и действий товарищей. |
7. | Домашнее задание. | Задаёт домашнее задание. - Дома вам, ребята, нужно: 1) Выразительно читать произведение (всем) 2) Нарисовать рисунок к рассказу или вспомнить похожую историю из своей жизни (на выбор) | Выбирают домашнее задание по своим силам и интересам. | Регулятивные: прогнозируют уровень своей готовности для выполнения заданий. |
8. | Итог урока. Рефлексия. | Вот подходит нужный срок, Завершается урок Подведём сейчас итог. Фронтально беседует с учащимися. -С каким произведением познакомились? -Что помог нам разглядеть автор за этой смешной историей? - Выполнили ли мы задачи, поставленные в начале урока? Слайд 7. - Молодцы, ребята! Расколдовали букву. А для заколдованной буквы мы оставим подарки. Оцените свою работу, выберите и прикрепите на доску шишку со смайликом своего настроения по завершению урока. | Беседуют с учителем, отвечая на его вопросы. Анализируют и оценивают свои достижения. - Мы познакомились с рассказом В.Ю.Драгунского «Заколдованная буква». Объясняют нравственный смысл рассказа: - Не нужно смеяться над другими людьми. Дают внутреннюю оценку своей работы. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, сравнивают поступки героев со своими собственными поступками Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
Прогнозируемый результат: познакомятся с произведением В.Драгунского «Заколдованная буква», продолжат формировать правильную читательскую деятельность, научатся определять главную мысль произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.
Одной из особенностей ФГОС НОО является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."
Технологическая карта к уроку для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Кл...
Технологическая карта урока литературного чтения "Знакомство с буквой Й й"
В помощь учителю начальных классов для проведению уроков письма в первом классе, обмен опытом....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по адаптированной программе "Чтение слов и предложений со звуками и буквами Б и П и другими парными согласными
Чтение слов и предложений со звуками и буквами Б, П и другими парными согласными...