Гласный звук [ы], буква ы.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте, 1 класс, УМК «Школа России»)
Учитель начальных классов Луговцева Елена Викторровна
Тема | Гласный звук [ы], буква ы. |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [ы], буквой ы, развивать речь. |
Тип урока | Решение учебной задачи. |
Планируемые результаты (предметные) | Знают особенности произнесения звука [s], его характеристику; различают букву ы как знак звука [ы], определяют особенности буквы ы; осуществляют наблюдения за изменением формы слова, за смыслоразличательной ролью звуков; сопоставляют слова, различающиеся одним звуком; видят единство звукового состава слова и его значения. |
Личностные результаты | Обозначают, что учение – это труд; исполняют обязанности ученика. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека. Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для учебной задачи; логические – осуществляют сравнение, делают выводы. Коммуникативные: выразительно читают наизусть стихотворения, рассказывают сказку. |
Основное содержание темы | Гласный звук [ы], строчная, печатная буквы ы. |
Образовательные ресурсы | Воздушные шары, картинки, схемы «Слоги- слияния», проволока, электронное приложение к уроку. |
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Вид и формы контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Организация начала урока. Проверка готовности к уроку. | Фронтальная. Словесная. | Приветствие учащихся. Звенит звонок: Начинается урок!
Проверим готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Фронтальный. Наблюдение учителя. |
2. Включение в учебную деятельность. | Коллективная. Словесная. Пословица. | Учитель предлагает прочитать пословицу с доски. _Как вы понимаете смысл пословицы? «Не стыдно не знать, стыдно не учиться» _ Какие обязанности есть у человека?
| Читают пословицу. Поясняют смысл прочитанного. Отвечают на вопрос учителя. | Формируют (под руководством учителя) обязанности ученика на основе собственного учебного опыта. Делают вывод: учение – это труд. Высказывают свои суждения по проблеме: «Какую роль играет учение в жизни человека?» Строят высказывания о воём отношении к учебному труду. | Фронтальная. Устные ответы. |
3. Актуализация знаний | Коллективная. Словесная. Выставка детских работ. Стихи про изученные буквы. | Учитель представляет выставку букв, которые смастерили ученики. - На доске изображены буквы или звуки? Докажите. - Я буду указывать на букву, а вы произнесите звук, который она обозначает.
| Читают выученные стихотворения про буквы. Демонстрируют свои поделки. Отвечают на вопросы. | Характеризуют изученные звуки. Воспроизводят выученные стихи. | Фронтальный. Устные ответы. |
4. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа. | Учитель показывает один и несколько шаров. - Что у меня в левой руке? В правой? Установите сходство и различие: шары, шар? Чем второе слово отличается от первого? Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [ы] и буквой, обозначающей его на письме. | Рассматривают шары. Шар, шары. Называют сходство и различие. | Наблюдают за изменением формы слова. Устанавливают сходство и различие слов. Принимают учебную задачу. | Фронтальный. Устные ответы. |
5. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слов шар, шары. (Учебник, с.33.) | Фронтальная. Словесный, практический. Работа со схемой, беседа. | Рассмотрите схемы слов шар, шары, произведите слого-звуковой анализ. - Звук [ы] выделяется протяжным произнесением из ры. Это гласный звук.
| Слого-звуковой анализ слов шар, шары. Наблюдение за произнесением звука звука [ы], делают вывод. | Выделяют звук [ы] в процессе слого-звукового анализа. Наблюдают над особенностями произнесения звука [ы]. Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [ы] гласный.
| Фронтальный. Правильно выполненный слого-звуковой анализ. |
6. Знакомство с буквой ы. Работа с «лентой букв» | Фронтальный. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы. | Звук [ы] на письме обозначается буквой ы. -Найдите букву ы на ленте букв. – На что похожа буква ы? - Выложите из проволоки и Напечатайте букву ы в тетради. | Находят букву ы на «ленте букв». Высказывают свои предложения. Из проволоки делают букву и печатают в тетради. | Находят на «ленте букв», моделируют из проволоки. | Фронтальный, устные ответы, моделирование. |
7.Физминутка. | Коллективная. Практический. | «Весёлая мышка» | Смотрят на экран, выполняют движения по образцу. | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физминутке. | Коллективный. Правильное выполнение движений. |
8. Работа с рисунком (учебник, с.32) | Фронтальный, словесный. Беседа, работа с рисунком. | -Рассмотрите рисунок. Назовите слова, в которых есть звук [ы]. | Мыши, сыр, часы, дырки, крынки. | Слышат звук [ы] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Приводят примеры слов со звуком [ы]. На основе наблюдений над словами с новым звуком делают вывод(под руководством учителя) о том, что звук [ы] употребляется только в слияниях. Узнают новую букву в тексте. | Фронтальный. Устные ответы, правильно читают. |
9. Работа со стихотворениями (учебник, с. 32,33). Дифференцированное задание. | Коллективная. Словесный. Чтение. Беседа. | - О какой букве идет речь в стихотворении? -Что вы о ней узнали? -Какая буква выделена? -Прочитайте слова с буквой ы. -Прослушайте стихотворение В. Берестова. Вам понравилось стихотворение? - Обведите стихотворении буквы ы. -Прочитайте слова в которых встретилась буква ы. | - Буква ы не бывает заглавной, в слове может стоять в середине и в конце, обозначает твердость согласного звука.
| Фронтальный. Устные ответы, правильно читают. | |
10. Закрепление знаний и способов действий. 10. 1. Дидактическое упражнение. «Один – много» Учебник, с. 34, электронное приложение. 10. 2. Словообразование. Дидактическая игра «Кто больше». | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, дидактическое упражнение, беседа.
Парная. Словесный, наглядный. Игра, беседа. | - какая разница между словами кукла, куклы? Придумай предложение с этими словами. -Придумай пары слов (электронное приложение).
Учитель показывает мишку и мышку. - Как мишку превратить в мышку? -Кто больше придумает слов с буквами а,о,и,ы. | -Одна, много. Придумывают предложения. Тигр – тигры, лев – львы…
Заменить в слове букву и на ы.
Придумывают слова с буквами а,о,и,ы. | Наблюдают за изменением формы слова. Устанавливают сходство и различие слов.
Наблюдают за смыслоразличительной ролью звуков (мишка-мышка). Осуществляют словообразование. Контрольруют свои действия при решении познавательной задачи. | Фронтальный, индивидуальный. Составление предложений, изменение формы слова.
Парный. Придумывание слов. |
11. Развитие связной речи. Рассказ сказки по сюжетным картинкам (учебник, с. 35) | Парная. Словесный, практический. Беседа, рассказ. Инсценирование. | -Иллюстрации к какой сказке вы видите? - назовите к какой картинке подходит отрывок, который я прочитаю? Инсценируйте сказку. - Какие слова со звуком [ы] встречаются в сказке? | -«Курочка ряба». - Мышка, были. | Инсценируют сказку, соблюдая логику. Воспроизводят диалог героев сказки. Выразительно рассказывают сказку. | Групповой. Рассказ сказки. |
12. Рефлексивно-оценочный. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа. | -Что нового узнали на уроке? Что особенного вам понравилось? Почему? Что вызвало затруднение? Почему? Какие знания, умения и навыки вам помогли сегодня на уроке? Спасибо за урок. | Отвечают на вопрос учителя. | Устанавливают причинно – следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы. Оценивают свою работу на уроке. | Индивидуальный, фронтальный, Устные ответы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. УМК «Школа России» Целевая установка: Понимать и сохранять учебную зад...
Гласные звуки и буквы гласных звуков
Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Технологическая карта урока русского языка , проведенного во 2 классе по программе "Школа России"...
1 класс Тема: Гласные звуки и буквы. Обобщение. 3 класс: Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.
Совмещённый урок русского языка в 1 и 3 классах...
презентация к уроку русского языка Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Конспект урока русского языка ««Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков»» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование умений отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове....