Гласный звук [ы], буква ы.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

луговцева елена викторовна

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте, 1 класс, УМК «Школа России»)

Учитель начальных классов Луговцева Елена Викторровна

Тема

Гласный звук [ы],  буква ы.

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [ы],  буквой ы, развивать речь.

Тип урока

Решение учебной задачи.

Планируемые результаты

(предметные)

Знают особенности произнесения звука [s], его характеристику; различают букву ы как знак звука [ы], определяют особенности буквы ы; осуществляют наблюдения за изменением формы слова, за смыслоразличательной ролью звуков; сопоставляют слова, различающиеся одним звуком; видят единство звукового состава слова и его значения.

Личностные результаты

Обозначают, что учение – это труд; исполняют обязанности ученика.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека.

Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для учебной задачи; логические – осуществляют сравнение, делают выводы.

Коммуникативные: выразительно читают наизусть стихотворения, рассказывают сказку.

Основное содержание темы

Гласный звук [ы], строчная, печатная буквы ы.

Образовательные ресурсы

Воздушные шары, картинки, схемы «Слоги- слияния», проволока, электронное приложение к уроку.

 

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вид и формы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

1. Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку.

Фронтальная. Словесная.

Приветствие учащихся.

Звенит звонок:

Начинается урок!

 

Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

2. Включение в учебную деятельность.

 Коллективная. Словесная. Пословица.

Учитель предлагает прочитать пословицу с доски.

_Как вы понимаете смысл пословицы?

«Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

_ Какие обязанности есть у человека?

 

Читают пословицу. Поясняют смысл прочитанного. Отвечают на вопрос учителя.

Формируют (под руководством учителя) обязанности ученика на основе собственного учебного опыта. Делают вывод: учение – это труд. Высказывают свои суждения по проблеме: «Какую роль играет учение в жизни человека?» Строят высказывания о воём отношении к учебному труду.

Фронтальная.

Устные ответы.

3. Актуализация знаний

Коллективная. Словесная.

Выставка детских работ. Стихи про изученные буквы.

Учитель представляет выставку букв, которые смастерили ученики.

- На доске изображены буквы или звуки? Докажите.

- Я буду указывать на букву, а вы произнесите звук, который она обозначает.

 

 

Читают выученные стихотворения про буквы. Демонстрируют свои поделки.

Отвечают на вопросы.

Характеризуют изученные звуки.

Воспроизводят выученные стихи.

Фронтальный. Устные ответы.

4. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа.

Учитель показывает один и несколько шаров.

- Что у меня в левой руке? В правой?

Установите сходство и различие: шары, шар?

Чем второе слово отличается от первого?

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [ы] и буквой, обозначающей его на письме.

Рассматривают шары.

Шар, шары.

Называют сходство и различие.

Наблюдают за изменением формы слова. Устанавливают сходство и различие слов. Принимают учебную задачу.

Фронтальный. Устные ответы.

5. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слов шар, шары. (Учебник, с.33.)

Фронтальная. Словесный, практический. Работа со схемой, беседа.

Рассмотрите схемы слов шар, шары, произведите слого-звуковой анализ.

- Звук [ы]  выделяется протяжным произнесением из ры. Это гласный звук.

 

Слого-звуковой анализ слов шар, шары.

Наблюдение за произнесением звука звука [ы], делают вывод.

Выделяют звук [ы] в процессе слого-звукового анализа. Наблюдают над особенностями произнесения звука [ы].

Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [ы] гласный.

 

Фронтальный. Правильно выполненный слого-звуковой анализ.

6. Знакомство с буквой ы.

Работа с «лентой букв»

Фронтальный. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы.

Звук [ы] на письме обозначается буквой ы.

 -Найдите букву ы на ленте букв. – На что похожа буква ы?

- Выложите из проволоки и Напечатайте букву ы в тетради.

Находят букву ы на «ленте букв».

Высказывают свои предложения.

Из проволоки делают букву и печатают в тетради.

Находят на «ленте букв», моделируют из проволоки.

Фронтальный, устные ответы, моделирование.

7.Физминутка.

Коллективная. Практический.

«Весёлая мышка»

Смотрят на экран, выполняют движения по образцу.

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физминутке.

Коллективный. Правильное выполнение движений.

8. Работа с рисунком (учебник, с.32)

Фронтальный, словесный. Беседа, работа с рисунком.

-Рассмотрите рисунок. Назовите слова, в которых есть звук [ы].

Мыши, сыр, часы, дырки, крынки.

Слышат звук [ы]  в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Приводят примеры слов со звуком [ы]. На основе наблюдений над словами с новым звуком делают вывод(под руководством учителя) о том, что звук [ы] употребляется только в слияниях. Узнают новую букву в тексте.

Фронтальный. Устные ответы, правильно читают.

9. Работа со стихотворениями (учебник, с. 32,33). Дифференцированное задание.

Коллективная. Словесный. Чтение. Беседа.

- О какой букве идет речь в стихотворении?

-Что вы о ней узнали?

-Какая буква выделена?

-Прочитайте слова с буквой ы.

-Прослушайте стихотворение В. Берестова. Вам понравилось стихотворение?

- Обведите стихотворении буквы ы.

-Прочитайте слова в которых встретилась буква ы.

- Буква ы не бывает заглавной, в слове может стоять в середине и в конце, обозначает твердость согласного звука.

 

Фронтальный. Устные ответы, правильно читают.

10. Закрепление знаний и способов действий.

10. 1. Дидактическое упражнение. «Один – много» Учебник, с. 34, электронное приложение.

10. 2. Словообразование. Дидактическая игра «Кто больше».

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, дидактическое упражнение, беседа.

 

 

 

Парная. Словесный, наглядный. Игра, беседа.

- какая разница между словами кукла, куклы? Придумай предложение с этими словами.

-Придумай пары слов (электронное приложение).

 

 

 

Учитель показывает мишку и мышку.

- Как мишку превратить в мышку?

-Кто больше придумает слов с буквами а,о,и,ы.

-Одна, много.

Придумывают предложения.

Тигр – тигры, лев – львы…

 

 

 

 

Заменить в слове букву и на ы.

 

 

Придумывают слова с буквами а,о,и,ы.

Наблюдают за изменением формы слова. Устанавливают сходство и различие слов.

 

 

 

Наблюдают за смыслоразличительной ролью звуков (мишка-мышка). Осуществляют словообразование. Контрольруют свои действия при решении познавательной задачи.

Фронтальный, индивидуальный. Составление предложений, изменение формы слова.

 

 

Парный. Придумывание слов.

11. Развитие связной речи. Рассказ сказки по сюжетным картинкам (учебник, с. 35)

Парная. Словесный, практический. Беседа, рассказ.

Инсценирование.

-Иллюстрации к какой сказке вы видите?

- назовите к какой картинке подходит отрывок, который я прочитаю?

Инсценируйте сказку.

- Какие слова со звуком [ы] встречаются в сказке?

-«Курочка ряба».

- Мышка, были.

Инсценируют сказку, соблюдая логику. Воспроизводят диалог героев сказки. Выразительно рассказывают сказку.

Групповой. Рассказ сказки.

12. Рефлексивно-оценочный.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа.

-Что нового узнали на уроке?

Что особенного вам понравилось? Почему?

Что вызвало затруднение? Почему?

Какие знания, умения и навыки  вам помогли сегодня на уроке?

Спасибо за урок.

Отвечают на вопрос учителя.

Устанавливают причинно – следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы. Оценивают свою работу на уроке.

Индивидуальный, фронтальный, Устные ответы.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Гласные звуки и буквы гласных звуков

Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...