рабочая программа по литературе
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.docx | 60.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н. В.Архангельского»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол № _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы Е.В. Костылева Приказ №____________ от «______»_________2015г |
от «____»______2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
4 «В» класс
Учитель: Галкина Лариса Михайловна
с. Мужи
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 4 коррекционного класса VII вида программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского», Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а так же планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России»и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Климанова Л.Ф. «Литературное чтение», учебник для 4 класса в двух частях, издательство Москва «Просвещение», 2014 г
- Байкова М.И. «Поурочные разработки по чтению», издательство Москва «ВАКО», 2012 г.
- МРЗ Аудио приложение к учебнику Климановой Л.Ф., «Литературное чтение. 4 класс». М.: Просвещение , 2014
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятие литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основу двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребёнке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.
Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.
Коммуникативно–речевой принцип нацелен на развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения предполагает на третьем году обучения - наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решают коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
Кроме навыка чтения и традиционных программ начальной школы по чтению речевых умений в программу литературного чтения включается такой раздел, как «Круг чтения», который должен постепенно расширить современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и её охране, об истории нашей Родины, что помогает накоплению социально-нравственного опыта ребёнка.
В 4 классе продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования Рабочая программа по литературе для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в соответствии с годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе программы под редакцией Л.Ф.Климановой (Концепция и программы для начальных классов УМК « ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2013г. ).
Цели и задачи курса:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Курс литературного чтения призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредствам которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы уроки в 4 классе рассчитаны на 3 часа в неделю. Следовательно общее количество часов составило – 102 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
2) осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
3) самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
4) самостоятельно находить ключевые слова;
5) самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
6) формулировать основную мысль текста;
7) составлять простой и сложный план текста;
8) писать сочинение по материалам прочитанного с предварительной подготовкой;
9) аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
10) понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
11) самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
12) относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
13) видеть языковые средства, использованные автором.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 4 класса
К концу IV класса учащиеся должны:
- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворных классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц и, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Содержание тем учебного курса
Былины. Летописи. Жития (8 ч) О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского». |
Чудесный мир классики (18 ч) П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики». |
Поэтическая тетрадь (8 ч) Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над ноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад». |
Литературные сказки (12 ч) В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». |
Делу время — потехе сейчас (7 ч) Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». |
Стран детства (5 ч) Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка». |
Поэтическая тетрадь (4 ч) В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь». |
Природа и мы (9 ч) Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Ка бан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». |
Поэтическая тетрадь (6 ч) Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка». |
Родина (6 ч) И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане». |
Страна Фантазия (6 ч) Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы». |
Зарубежная литература (13 ч) Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете». |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема уроков | Кол-во час. | УУД деятельность учащихся | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел: Былины. Летописи. Жития. (8 ч.) | |||||
1 | Ознакомление с учебником. Летописи. | 1 | Личностные: Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Пользоваться словарем в конце учебника. Регулятивные: Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. Знать фамилии, имена, отчества писателей прочитанных произведений Знать жанр «летопись». Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Знать жанр устного народного творчества «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст. Знать произведение «Житие Сергия Радонежского». Коммуникативные: Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | ||
2 | «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | |||
3 | «И вспомнил Олег коня своего» | 1 | |||
4 | Былина – жанр. «Ильины три поездочки» | 1 | |||
5 | Былина «Ильины три поездочки» | 1 | |||
6 | «Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы | 1 | |||
7 | «Житие Сергия Радонежского» | 1 | |||
8 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» Тестовые задания | 1 | Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения. | ||
Раздел: Чудесный мир классики. (18 ч.) | |||||
9 | П. Ершов. «Конёк-Горбунок». | 1 | Личностные: Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Знать творчество П. Ершова. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту. Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности. Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев. Регулятивные: Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы. | ||
10 | Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок». | 1 | |||
11 | Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк- Горбунок». | 2 | |||
12 | А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..». | 1 | |||
13 | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | |||
14 | Волшебные сказки: народные и литературные. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | |||
15 | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне | 1 | |||
16 | М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека». | 1 | Личностные: Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество М. Ю. Лермонтова. Уметь различать жанры произведений. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на со ставные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе Регулятивные: Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев | ||
17 | М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). | 1 | |||
18 | М. Лермонтов «Ашик-Кериб». | 1 | |||
19 | Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» | 1 | |||
20 | Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». | 1 | |||
21 | А. П. Чехов «Мальчики». | 1 | |||
22 | А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана. | 2 | |||
23 | Тестовые задания. | 1 | |||
24 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». | 1 | Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Регулятивные: Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. | ||
Раздел: Поэтическая тетрадь 1 (8ч.) | |||||
25 | Лирика Ф. И. Тютчева | 1 | Знать творчество В. М. Гаршина. Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану Знать творчество П. П. Бажова. Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения Личностные: Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И. Никитина, И. Бунина. Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста Знать лирические произведения о весне. Уметь выделять образные языковые средства Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы Знать произведения о Родине. | ||
26 | А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» | 1 | |||
27 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…» | 1 | |||
28 | Картина сельского быта. | 1 | |||
29 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…», Н. А. Некрасова «Школьник» | 1 | |||
30 | Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки…» | 1 | |||
31 | Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» | 1 | |||
32 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | |||
Раздел: Литературные сказки. (12ч.) | |||||
33 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 3 | Регулятивные: Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту Коммуникативные: Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные | ||
34 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 | |||
35 | Характер главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | 1 | |||
36 | Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». | 1 | |||
37 | Особенности речи героев сказа | 1 | |||
38 | Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» | 1 | |||
39 | Волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 | |||
40 | Борьба добра и зла в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 | |||
41 | 1 | ||||
42 | Итоговый тест по разделу «Литературные сказки» | 1 | |||
Раздел: Делу время – потехе час. (7ч.) | |||||
43 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 7 1 | Коммуникативные: Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.. | ||
44 | Поучительный смысл «Сказки о потерянном | 2 | |||
45 | В. Ю. Драгунский. «Главные реки». | 1 | |||
46 | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | |||
47 | В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 1 | |||
48 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» Тестовые задания | 1 | |||
Раздел: Страна детства. (6ч.) | |||||
49 | Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». | 1 | Личностные: Выбирать книгу по заданному параметру. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. | ||
50 | Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых | 1 | |||
51 | К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». | 2 | |||
52 | М. М. Зощенко. «Елка». | 1 | |||
53 | Обобщение по разделу «Страна детства» Тестовые задания | 1 | |||
Раздел: Поэтическая тетрадь 2. (4ч.) | |||||
54 | Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» | 1 | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст | ||
55 | С. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | |||
56 | М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 1 | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) Личностные: Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы Уметь определять Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения Регулятивные: Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | ||
57 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | |||
Раздел: Природа и мы. (9ч.) | |||||
58 | Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 | Коммуникативные: Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. Уметь читать стихотворные произведения наизусть Знать творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка. Знать творчество А. И. Куприна. Знать творчество Е. И. Чарушина. | ||
59 | Роль диалогов в рассказе | 1 | |||
60 | А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». | 1 | |||
61 | Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька» | 1 | |||
62 | Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» | 1 | |||
63 | Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». | 1 | |||
64 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 2 | |||
65 | Обобщение по разделу «Природа и мы». Тестовые задания. | 1 | |||
Раздел: Поэтическая тетрадь 3. (5ч.) | |||||
66 | Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» | 1 | Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему Знать творчество М. М. Пришвина. Уметь определять тему и главную мысль произведения | ||
67 | С. А. Клычков «Весна в лесу» | 1 | |||
68 | Д. Б. Кедрин «Бабье лето» и Н. М. Рубцов «Сентябрь» | 1 | |||
69 | Иносказательный смысл произведения | 1 | |||
70 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | |||
Раздел: Родина. (4ч.) | |||||
71 | И. С. Никитин «Русь» | 4 1 | Личностные: Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе Регулятивные Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения | ||
72 | С. Д. Дрожжин «Родине» и А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...» | 1 | |||
73 | Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» | 1 | |||
74 | Обобщение по разделу «Родина» | 1 | |||
Раздел: Страна Фантазия. (6ч.) | |||||
75 | Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» | 6 2 | Коммуникативные: работать в группах, обсуждать прочитанное. | ||
76 | Кир Булычев «Путешествие Алисы» | 2 | |||
77 | Тестовые задания. | 1 | |||
78 | Обобщение по разделу «Страна фантазия» | 1 | |||
Раздел: Зарубежная литература. (15 ч.) | |||||
79 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 2 | Личностные: понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений Регулятивные: определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения Коммуникативные: Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы | ||
80 | Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | 2 | |||
81 | Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | 3 | |||
82 | Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» | 3 | |||
83 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера» | 1 | |||
84 | Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь» | 1 | |||
85 | «В Назарете» | 1 | |||
86 | Повторение. | 1 | |||
87 | Итоговое занятие. | 1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГООБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.
Учебник. 4 класс. Часть 1, 2.
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс.
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Словари по русскому языку.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей
Персональный компьютер с принтером, сканером.
Мультимедийный проектор.
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо Кубановедение
Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....