№ урока | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Личностные результаты |
1 |
| Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником | Вводный урок | Основные темы: произведения о родине; о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях | Знать основное содержание изученных произведений, их авторов | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и выполнения. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе. |
Любимые книги (8 ч+1ч) |
1 |
| Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий | Урок работы с новым текстом | Знакомство с произведениями современной отечественной литературы, доступными для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения. Проводить самоконтроль и самооценку. | Стремиться к совершенствованию собственной речи; испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность к чтению. |
2 |
| Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника» | Урок работы с новым текстом |
3 |
| Е. Велтистов «Приключения Электроника» | Урок работы с новым текстом | Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста | Планировать, контролировать и оценивать УД в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысла поступков. |
4 |
| Е. Велтисов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести | Урок работы с новым текстом | Определение видов речевой деятельности: чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации .Предлагать разные способы выполнения задания. | Проявлять заинтересован- ность в приобретении и расширении знаний.и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
5 |
| Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада» | Урок работы с новым текстом | Знакомство с произведениями современной отечественной литературы, доступными для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Жанр произведения. Виды речевой деятельности |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – читать осознанно текст художественного произведения «про себя | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действия. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. |
6 |
| Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 1
| Урок обобщения и контроля изученного | Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения |
7 |
| Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках | Урок внеклассного чтения | Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов | Планировать, контролировать и оценивать УД в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Принимать внутреннюю позицию школьника. Чувствовать красоту художественного слова. |
8 |
| Развитие речи. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе | Урок развития речи | Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст-рассуждение. Простейший рассказ о своих впечатлениях | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Воспринимать учебное совпадание, выбирать последовательность действий, оценивать результат выполнение. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова. |
У истоков русской детской литературы (20 ч) |
1 |
| Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» | Урок работы с новым текстом | Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
| Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова. |
2 |
| «Повесть временных лет». Расселение славян | Урок работы с новым текстом | Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации .Предлагать разные способы выполнения задания. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. |
3 |
| Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки | Урок работы с новым текстом | Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. |
4 |
| «Похвала книгам» Ярослава Мудрого | Урок работы с новым текстом | Осознанное чтение, правильное чтение, выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Устное сочинение повествовательного характера | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова. |
5 |
| «Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице» | Урок работы с новым текстом | Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль |
Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – отличать древнерусские стихи от современных | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации .Предлагать разные способы выполнения задания. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. |
6 |
| Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия | Урок работы с новым текстом | Эмоциональная и стилистическая окрашенность
| Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения. Проводить самоконтроль и самооценку. | Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
7 |
| Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина… | Урок работы с новым текстом | Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций |
8 |
| Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика | Урок работы с новым текстом | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Знать темы и героев путешествия | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. |
9 |
| Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги | Урок работы с новым текстом | Обсуждение изображения в учебнике; детское чтение в XVII в. Образ мальчика | Знать темы и героев путешествия | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Владеть диалогической формой речи. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. |
10 |
| Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы». Проверочная работа № 2 | Урок обобщения и контроля изученного | Жанры. Автор. Связный рассказ о прочитанном. Обобщающая беседа | Уметь: – выполнять творческие задания; – определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Стремиться к совершенствова- нию собственной речи. |
11 |
| Внеклассное чтение. Книги о книгах | Урок внеклассного чтения | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений |
Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. |
12 |
| С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» | Урок работы с новым текстом | Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Определять цели учебной для решения различных коммуникативных задач, деятельности с помощью учителя и самостоятельно; Адекватно использовать речевые средства | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова. |
13 |
| А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих пред-ков и первейших лет моей жизни» | Урок работы с новым текстом | Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. | Понимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Принимать причины успеха и неудач в собственной учёбе. |
14 |
| Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» | Урок работы с новым текстом | Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н. И. Новикова и его чувство социальной вины. Решение задачи «Развивающий канон». Обсуждение названия журнала. Характеры персонажей, особенности их речи | Знать: – о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом; – отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов. Уметь: – сравнивать построение нравоучительных статей; – соотносить текст с пословицами |
15 |
| Развитие речи. Сочинение в стиле нравоучительной статьи. | Урок развития речи | Уметь: – выбирать смысловые слова, тему; – анализировать тему и содержание сочинения | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Стремиться к совершенствование собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. |
16 |
| Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь» | Урок работы с новым текстом | Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Предлагать разные способы выполнения задания. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
17 |
| Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков.
| Урок обобщения и контроля изученного | Жанры. Связный рассказ о прочитанном | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
18 |
| Проверочная работа № 3 | Урок учёта и контроля | Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
19 |
| Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) | Урок внеклассного чтения | Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе). Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; Адекватно использовать речевые средства. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Устанавливать причинно-следственные связи. | Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. |
20 |
| Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы»
| Урок развития речи | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Уметь: – выбирать смысловые слова, тему; – анализировать тему и содержание сочинения | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
XIX век. Путешествие продолжается… (45 ч) |
1 |
| Путешествие 3. Москва начала XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська» | Урок работы с новым текстом | Выразительное чтение. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть. – различать жанры художественной литературы | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; Адекватно использовать речевые средства. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Устанавливать причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
2 |
| И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни | Урок работы с новым текстом | Выразительное чтение. Формулирование вопросов и ответов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста
|
3 |
| Обобщение. Басни И. А. Крылова | Обобщающий урок | Выразительное чтение. Средства художественной выразительности |
4 |
| Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица» | Урок открытия новых знаний | Различие жанров произведений. Осознанное чтение |
5 |
| А. Погорельский «Черная курица». Нелёгкий путь в подземное царство (ч.2, 3) | Урок работы с новым текстом | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки |
Уметь: – характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку; – составлять стилизованный план; – делать вывод | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предлагать разные способы выполнения задания. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова. |
6 |
| А. Погорельский «Черная курица». Встреча с подземными жителями (ч.4, 5) | Урок работы с новым текстом |
7 |
| А. Погорельский «Черная курица». Главный герой сказки (ч.6) | Урок работы с новым текстом | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть. – различать жанры художественной литературы | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения |
8 |
| Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? | Урок работы с новым текстом | Выдающиеся представители русской литературы: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский |
9 |
| А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Знакомство с героями сказки (ч.1-3) | Урок работы с новым текстом | Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Эмоциональная окрашенность. Выразительное чтение, выделение смысловых частей | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе. |
10 |
| А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч.4-6) | Урок работы с новым текстом | Понимание содержания литературного произведения
|
11 |
| А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч.7-9) | Урок работы с новым текстом | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Литературная сказка |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть;
| Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Высказывать и обосновывать свою точку зрения | Стремиться к совершенствованию собственной речи. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий. |
12 |
| А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Царь Салтан и князь Гвидон (ч.10-15) | Урок работы с новым текстом | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
13 |
| А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» В чём главный смысл сказки? (Финал) | Урок работы с новым текстом | Устное изложение текста по плану. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
14 |
| Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» | Урок внеклассного чтения | Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Литературная сказка. Главная мысль | – различать жанры художественной литературы | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
15 |
| Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна» | Урок работы с новым текстом | Сюжет, герой-персонаж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; |
16 |
| Обобщение. Литературные сказки | Урок обобщения и контроля изученного | Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. |
17 |
| Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра) | Урок работы с новым текстом | Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка |
18 |
| Устное сочинение-обработка народной сказки (подражение В. Далю) | Урок развития речи | Создание небольших письменных ответов по прочитанному
| Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предлагать разные способы выполнения задания. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе. |
19 |
| Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне») | Урок работы с новым текстом | Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них | – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. |
20 |
| Обобщение. Проверочная работа №4 | Урок обобщения и контроля изученного | Жанры. Главная мысль
|
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы |
21 |
| Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем, или «Литературные сказки писателей XIX века» | Урок внеклассного чтения | Литературная сказка. Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация) | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
22 |
| Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг | Урок работы с новым текстом | Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения |
23 |
| Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» | Урок работы с новым текстом | Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Выразительное чтение, выделение смысловых частей
| Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе. |
24 |
| Поэты XIX века о природу. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева | Урок работы с новым текстом | Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
|
25 |
| Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе | Урок работы с новым текстом | Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с закличкой-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Принимать и осваивать роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Принимать причины успеха и неудач в собственной учёбе. |
26 |
| Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении | Урок работы с новым текстом | Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. |
27 |
| Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Дедушка Мазай – добрый охотник | Урок работы с новым текстом | Выразительное чтение, работа над образом Мазая; составление плана
| Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
28 |
| Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне | Урок работы с новым текстом | Знакомство с писателем. Творчество писателя. «Азбука» Л. Н. Толстого | Самостоятельно формулировать тему и цели урока Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Принимать и осваивать роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Принимать причины успеха и неудач в собственной учёбе. |
29 |
| Л.Н.Толстой как учитель (сказка «Два брата» | Урок работы с новым текстом | Жанры: сказка, описание, рассказ |
30 |
| Непростые простые тексты (Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья») | Урок работы с новым текстом | Текст-описание. Формулирование вопросов и ответов на них |
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
31 |
| Практикум «Учусь читать художественную прозу» | Урок развития умений | Правильное, сознательное и выразительное чтение |
32 |
| Учебная книга К.Д.Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город») | Урок работы с новым текстом | Главная мысль. Жанр. Элементы
|
33 |
| Первое знакомство с Родиной (К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога») | Урок работы с новым текстом | Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. | Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей. |
34 |
| Сочинение в форме путевого очерка | Урок развития речи | Создание небольших письменных ответов по прочитанному |
35 |
| Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д.Ушинский «Наше Отечество») | Урок работы с новым текстом | Главная мысль. Словарное богатство русского языка. Составление плана | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. | Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам. |
36 |
| Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д.Ушинский «Жалобы зайки») | Урок развития речи | Связной рассказ. Элементы |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы |
37 |
| А.И.Куприн «Слон». Непонятная болезнь (ч.1-3) | Урок работы с новым текстом | Герой-персонаж: характер, поступки. Главная мысль. Устное изложение текста по плану | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
|
38 |
| А.И.Куприн «Слон». Можно ли выполнить желание Нади? (ч.4-5) | Урок работы с новым текстом | Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения
|
39 |
| А.И.Куприн «Слон». «Я уже совсем здорова!» (ч.6) | Урок работы с новым текстом | Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) |
40 |
| Обобщение. | Урок обобщения и контроля изученного | Правильное, сознательное и выразительное чтение
| Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
41 |
| Проверочная работа №5. | Урок учёта и контроля | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе. |
42 |
| Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П.Чехова «Мальчики» | Урок внеклассного чтения | Произведения А. П. Чехова. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний |
Уметь: – выразить собственное отношение к прочитанным произведениям А. П. Чехова; – охарактеризовать отношение автора к героям, событиям произведений; – выразительно читать (пересказывать) | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
43 |
| Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П.Чехова «Мальчики» | Урок внеклассного чтения | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. |
44 |
| Резервный урок |
|
|
|
|
|
45 |
| Резервный урок |
|
|
|
|
|
Век XX. Новые встречи со старыми друзьями (62 ч) |
1 |
| Путешествие 8 (в… библиотеку) Загадка Лидии Чарской | Урок работы с новым текстом | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.
Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Соблюдать морально – этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, помогать сверстникам. |
2 |
| Л.Чарская «Записки маленькой гимнастки» Первый день Лены в гимназии (гл.8) | Урок работы с новым текстом | Осознанное, правильное, выразительное чтение. Пересказ | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. |
3 |
| Л.Чарская «Записки маленькой гимнастки». Друзья и враги Лены Икониной (гл.10-11) | Урок работы с новым текстом | Участие в диалоге при обсуждение прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о героях произведения |
4 |
| Л.Чарская «Записки маленькой гимнастки». Образ Лены Икониной. Обобщение | Обобщающий урок | Выдающиеся представители русской литературы: Пушкин, Жуковский | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. |
5 |
| Внеклассное чтение. Мир детства | Урок внеклассного чтения | Произведения выдающихся представителей русской литературы: А. П. Чехов |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.
\
Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план |
6 |
| Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак | Урок работы с новым текстом | Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действии. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. |
7 |
| Настоящий капитан (Б.Житков «Николай Исаич Пушкин») | Урок работы с новым текстом | Понимание содержания литературного произведения. Главная мысль. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний |
8 |
| Гимназисты Корнея Чуковского (К.И.Чуковский «Телефон») | Урок работы с новым текстом | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность и выразительность чтения. |
9 |
| Обэриуты. Стихи Д.Хармса. | Урок работы с новым текстом | Жанр произведения: стихотворение. Различие жанров произведений. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
10 |
| Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского | Урок работы с новым текстом | Выразительное чтение |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.
Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
|
11 |
| Внеклассное чтение. Современные чудаки | Урок внеклассного чтения | Умение работать с книгой. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения задания. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. |
12 |
| Путешествие 10. Вокруг Маршака | Урок открытия новых знаний | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Аргументация своего мнения Классики детской литературы |
13 |
| Внеклассное чтение. Современные детские журналы | Урок внеклассного чтения | Восприятие произведений на слух | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова. |
14 |
| Е.Шварц «Два брата». Живой мир и мир вечного покоя (гл.1-4) | Урок работы с новым текстом | Произведение классика советской детской литературы. Понимание содержания произведения |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.
Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – анализировать сказки; – составлять цитатный план; – сравнивать сказки со схожим сюжетом; – выразительно читать фрагменты сказок |
15 |
| Е.Шварц «Два брата». Спасение Младшего – победа живого мира (гл.5-8) | Урок работы с новым текстом | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. | Воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
16 |
| Е.Шварц «Два брата». Мудрость сказки Е.Шварца (обобщение) | Урок работы с новым текстом | Различие жанров произведений: сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Пересказ |
17 |
| Превращение Пиноккио в Буратино (Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему» | Урок открытия новых знаний | Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
18 |
| Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н.Толстой «Фофка» | Урок работы с новым текстом | Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. |
19 |
| Удалось ли А.Н.Толстому «превратится» в детского писателя? (А.Н.Толстой «Кот сметанный рот») | Урок работы с новым текстом | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
20 |
| Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель») | Урок работы с новым текстом | Жанр: рассказ. Понимание содержания произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Пересказ текста | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.; – выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. |
21 |
| Так кто же он – Михаил Пришвин? (статья С.Я.Маршака «Сила жизни») | Урок открытия новых знаний | Понимание содержания прочитанного | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. |
22 |
| С.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. | Урок открытия новых знаний | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действии. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. |
23 |
| Обобщение. Проверочная работа №6. | Урок учёта и контроля | Особенности творчества писателей XX в. |
24 |
| Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах) | Урок внеклассного чтения | Библиографические сведения. Биографические сведения о писателе |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.
Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж; – характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. |
25 |
| Путешествие 11. 1928 год литературный утренник в Сокольниках. В.Маяковский и А.Барто. | Урок открытия новых знаний | Понимание содержания литературного произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
26 |
| 1928 год литературный утренник в Сокольниках. В.Маяковский и А.Барто. | Урок открытия новых знаний | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
27 |
| Ю.Олеша «Три толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Живая кукла наследника Тутти (ч.2) | Урок работы с новым текстом | Понимание содержания литературного произведения | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе. |
28 |
| Ю.Олеша «Три толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Три толстяка и другие герои сказки (ч.3, 4) | Урок работы с новым текстом | Герои произведения | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе. |
29 |
| Ю.Олеша «Три толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». «Простые высокие истины» (обобщение) | Обобщающий урок | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения
|
30 |
| Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б.Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?») | Урок развития читательских умений | Главная мысль. Тема. Содержание. Формулирование вопросов | Уметь: – выделять ключевые фразы, мысли при чтении; – комментировать прочитанное | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Чувствовать красоту художественного слова. |
31 |
| Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р.Фраерман «Гайдар и дети») | Урок открытия новых знаний | Понимание содержания прочитанного; особенности композиции рассказа
|
Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы. Иметь целостное представление о книге. Уметь: – относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру; – выразительно читать по ролям, инсценировать; – пересказывать текст с добавлением диалога; – характеризовать героев; – участвовать в обобщающей беседе по вопросам |
32 |
| А.Гайдар «Тимур и его команда» «Этот чердак был обитаем» (ч.1,2) | Урок работы с новым текстом | Понимание содержания литературного про-изведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. |
33 |
| А.Гайдар «Тимур и его команда» Игра или серьёзное дело? (ч.3, 4) | Урок работы с новым текстом | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
34 |
| А.Гайдар «Тимур и его команда». Тимур и тимуровцы (ч.5. обобщение) | Обобщающий урок | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию
|
35 |
| Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н.Носов «Федина задача») | Урок развития читательских умений | Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении. Пересказ текста | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. | Соблюдать морально – этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, помогать сверстникам. |
36 |
| Юмористический рассказ на серьёзную тему (В.Драгунский «Что любит Мишка») | Урок работы с новым текстом | Различие жанров произведений. Выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.
Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план |
37 |
| Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В.Драгунского, Ю.Сотникова и Н.Носова | Урок внеклассного чтения | Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
38 |
| Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В.Драгунского, Ю.Сотникова и Н.Носова | Урок внеклассного чтения | Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного
|
39 |
| Стихи А.Барто. Сатира или юмор? | Урок работы с новым текстом | Жанр: стихотворение | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и выполнение действий, оценивать ход и результат выполнения. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова. |
40 |
| Внеклассное чтение «Не про меня ли это?» | Урок внеклассного чтения | Связный рассказ о прочитанном. Выразительное чтение |
41 |
| Путешествие 14. «Книжкины именины» во дворце пионеров. Стихи Е.Благининой, Б.Заходера, Ю.Коринца идр. | Урок открытия новых знаний | Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи | Знать произведения классиков детской поэзии |
42 |
| Стихи И.Токмаковой и Г.Сапгира | Урок работы с новым текстом | Выразительное чтение. Жанр: небылица | Знать: – отличие детской поэзии второй половины XX в. от произведений для детей 20-х годов; – авторов и их произведения данного периода. Уметь: – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов; – определять авторские особенности; – выполнять различные виды чтения: выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное; – импровизировать произведения; – размышлять о творчестве поэтов; – рассказывать об авторах произведений; – создавать собственные миниатюры | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. |
43 |
| Стихи Э.Мошковский и Э.Успенского | Урок работы с новым текстом | Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи |
44 |
| Стихи Саша Чёрного и В.Долиной | Урок работы с новым текстом | Жанр: стихотворение. Выразительное чтение | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Чувствовать красоту художественного слова. |
45 |
| Миниатюры Г.Цыферова. Создание собственных миниатюр. | Урок работы с новым текстом, развитие речи | Выразительное чтение миниатюр |
46 |
| Стихи Н.Матвеевой | Урок работы с новым текстом | Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
47 |
| Внеклассное чтение. Любимые стихи | Урок внеклассного чтения
| Жанр: стихотворение. Выразительное чтение | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
48 |
| Практикум «Учусь читать лирический текст» | Урок развития читательских умений | Тема. Главная мысль. Понимание прочитанного | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. |
49 |
| Обобщение. Проверочная работа №7 | Обобщающий урок | Жанры. Герои произведений | Знать произведения классиков детской поэзии. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Строить суждения. | Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, испытывать интерес к чтению к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. |
50 |
| Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями (картины 1, 2) | Урок работы с новым текстом | Понимание содержания произведения: тема, главная мысль |
Знать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы. Уметь: – анализировать характеры героев; – инсценировать пьесу; – читать по ролям; – рисовать волшебный цветок; – участвовать в обобщающей беседе |
51 |
| Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок». Поиски снежного цветка (картины 3-5) | Урок работы с новым текстом | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
52 |
| Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями картины. Мудрая сказка для малышей (картины 6-8) | Урок работы с новым текстом | Выразительное чтение по ролям. Построение монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. |
53 |
| Путешествие 15. Современные детские писатели. (К.Драгунская «Крайний случай») | Урок открытия новых знаний | Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Стремиться к совершенствованию собственной речи; испытывать интерес к чтению к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. |
54 |
| Творческая манера Ксении Драгунской (К.Драгунская «Ерунда на постном масле!») | Урок работы с новым текстом |
55 |
| Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина) | Урок работы с новым текстом | Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного | Уметь: – читать выборочно, цитировать текст; – замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Воспринимать учебное задание. Выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова. |
56 |
| Обобщение. Берём интервью у детских писателей. | Урок развития читательских умений | Создание небольших письменных ответов на поставленные вопросы | Уметь выразить письменно свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы |
57 |
| Обобщение. Проверочная работа №7 | Обобщающий урок | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. |
58 |
| Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям | Обобщающий урок | Выразительное чтение | Уметь: самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам» | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Чувствовать красоту художественного слова. |
59 |
| Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать» | Урок внеклассного чтения | Выразительное чтение. Пересказ текста (краткий и подробный) | Уметь группами представить темы «О чем хочется читать», выступать перед аудиторией с инсценировками, чтением отрывков из книг |
60 |
| Резервный урок | Урок развития читательских умений |
|
|
|
|
61 |
| Резервный урок | Урок развития читательских умений |
|
|
|
|
62 |
| Резервный урок | Урок развития читательских умений |
|
|
|
|