рабочая программа по литературному чтению Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев по программе Школа 2100 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме
рабочая программа по литературному чтению 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_4_b_klass.doc | 247.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласована Зам. директора по УВР Лицея ______________________Т.В.Волобуева « »________________201 г. | Утверждена __________________Н.А.Филатчева |
Министерство образования и культуры Тульской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования Щекинский район
Муниципальное образовательное учреждение «Лицей»
Рабочая программа
по предмету литературное чтение __в__4-б__классе
Учитель: Горбачева О.В.
Рассмотрена на заседании
МО учителей начальных классов
протокол от «__» _ _ 201 года №_1_
201 /201 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе авторской программы по литературному чтению Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В. «Чтение и начальное литературное образоание», программы «Образовательная система «Школа 2100» - М.: Баласс, 2009, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года.
На изучение литературного чтения отводится:
102 часа в учебный год (3 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с руским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цели изучения литературного чтения в начальной школе
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художест-зенных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы; учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
- научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать
Задачи изучения литературного чтения в начальной школе
В соответствии с этими целями ставятся следующие задачи:
- Сформирование техники чтения и приёмов понимания текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями; развитие творческих способностей детей.
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря).
Структура курса
Специфика начального литературного образования заключается в тесной взаимосвязи с русским языком. Курс литературного чтения в начальной школе представлен следующими образом:
- Интегрированный курс «Обучение грамоте». В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изученние литературного чтения.
- Курс «Литературное чтение» представлен следующими разделами: «Виды речевой деятельности», «Виды читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)».
Основные содержательные линии
Материал курса «Литературное чтение» включает в себя следующие содержательные линии:
- Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.
- Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).
- Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.
- Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
- Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников
Важную роль в обучении курса «Литературного чтения» играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов учебной деятельности:
- чтение вслух и «про себя»;
- формы чтения: чтение в парах, группах, фронтальное чтение в классе: коллективное и совместное чтение; хоровое и индивидуальное чтение, продолжение чтения;
- виды чтения: просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное прочтение, перечитывание;
- эмоциональный отклик на прочитанное;
- обсуждение прочитанного;
- составление планов, схем, закладки и выписки, цитаты;
- пересказ (полный, сжатый, выборочный);
- вопросы и ответы по прочитанному;
- коллективная драматизация художественных произведений;
- реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»
- игры с исполнением / сменой ролей: создателя (поэта, писателя, ученого и т.д.) исполнителя – слушателя или зрителя;
- работа с текстом: с его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средства выразительности);
- создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкция);
- коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;
- обсуждение порядка действий при поиске и выборе информации, книги, при подготовке к выступлению, при разучивании наизусть; составление памяток и алгоритмов.
Образовательные технологии:
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- информационно-коммуникативные технологии;
- гуманно-личностная технология;
- технология компетентностно- ориентированное обучения;
- личностно-ориентированная технология Применение полученных знаний (сравнение, конкретизация, обобщение).
- технология педагогики сотрудничества
- здоровьесберегающая технология
- технология уровневой дифференциации при обучении и оценке знаний.
Формы контроля знаний и умений учащихся
Для выявления соответствия результатов образования, целями и задачами обучения данной рабочей программой предусмотрено проведение:
- проверочных работ – 7
- проверка техники чтения – 4 раза(1 раз в четверть)
Содержание курса
3 класс
(102 часа, 3 часа в неделю)
Любимые книги (8ч).
Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е.Велтисова. Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Е. Велтистов «Приключения Электроника». Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»
У истоков русской детской литературы (17 ч).
Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (29 ч).
Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жите- ли» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образ- ность произведений для детей, постепенно приходящая на смену пря- мой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвящённые русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (45 ч).
Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера- тура 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
Резервные уроки (2 ч.)
Любимые писатели IХХ и ХХ веков.
Календарно - тематическое планирование
Количество часов в неделю: 3 ч
Годовое количество часов: 103 ч
Плановых проверочных работ: 7.
Развитие речи(сочинения) : 7.
Реквизиты программы:
1.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Стандарт по литературному чтению.
- Программы общеобразовательных учреждений (начальные классы)-М: Просвещение .2004.
- Программа Образовательная система «Школа 2100»- М.: Баласс. 2009.
УМК учащихся:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве: книга для чтения в 4 классе» - Части 1 и 2. - М: Баласс, 2012.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве: книга для чтения в 4 классе» 4 класс. - М: Баласс, 2013.
УМК учителя:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве: книга для чтения в 4 классе» - Части 1 и 2. - М: Баласс, 2012.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику ««В одном счастливом детстве». 4 класс. - М: Баласс, 2013
- Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения в 4 классе. Методические рекомендации для учителя. - М: Баласс. 2011.
№ П/п | Дата прове- дения урока | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов | Их них | ||
Лабора- торные (практи- ческие) работы | Фор- мы конт- роля | При- меча- ние | ||||
I Любимые книги | 8 ч | 2 ч. | ||||
1.1 | Введение. Введение в курс литературного чтения. Знакомство с учебной книгой «В океане света». «Пролог» Т | |||||
1.2 | Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий. Т | |||||
1.3 | Начало удивительных событий. Е. Велтистов «Приключения Электроника». Глава I (части 1 и 2) Т | |||||
1.4 | Что может Электроник. Е. Велтистов «Приключения Электроника». Глава I (части 3 и 4) Т Сходство и различие сказочной и фантастической повести. | |||||
1.5 | Смешные стихи о серьезных вещах. Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада» Т | |||||
1.6 | Обобщение по разделу «Любимые книги». Проверочная работа №1 (20 мин) | Пр.р. №1 | ||||
1.7 | Внеклассное чтение (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения). Книги о ребятах сверстниках | |||||
1.8 | Понятие о детской литературе. Р/р Сочинение о любимом писателе. Т (45 мин) | Р/р №1 | ||||
II У истоков русской детской литературы | 17 ч. | 4 ч. | ||||
2.1 | Летопись и летописцы. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» Т | |||||
2.2 | «Повесть временных лет». «Расселение славян» Т Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. | |||||
2.3 | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого Т | |||||
2.4 | «Поучение» Владимира Мономаха детям. Т | |||||
2.5 | XVIIвек. Справщик Савватий – первый детский поэт | |||||
2.6 | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина Т | |||||
2.7 | Обобщение по разделу (древнерусская литература Х1-ХУП вв.) Проверочная работа № 2 (20 мин)Т | Пр.р. №2 | ||||
2.8 | Внеклассное чтение. Книги о книгах | |||||
2.9 | Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. «Детские годы Багрова-внука» Глава 1 | |||||
2.10 | Традиции семейного чтения. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» Главы 2-3 Т | |||||
2.11 | «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. Т | |||||
2.12 | Нравоучительные статьи Н. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» Т | |||||
2.13 | Р/р Сочинение в стиле нравоучительной статьи (45 мин) Т | Р/р №2 | ||||
2.14 | Детские стихи А. Шишкова. Образ «идеального» ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь» | |||||
2.15 | Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы в Х1-ХУ1П вв. Проверочная работа № 3 (20 мин) Т | Пр.р. №3 | ||||
2.16 | Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) | |||||
2.17 | Р/р Сочинение в стиле автобиографии (45 мин) Т | Р/р №3 | ||||
III XIX век. Путешествие продолжается… | 29 ч. | 5 ч. | ||||
3.1 | Москва начала XIX века. И. Крылов «Слон и Моська» Т | |||||
3.2 | Характерные особенности жанра басни Т И. Крылов «Квартет», «Свинья под дубом». Т | |||||
3.3 | 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица...» Нелегкий путь в подземное царство. Части 1-3 | |||||
3.4 | Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица...» Встреча с подземными жителями. Части 4-6 | |||||
3.5 | Лето 1831 года. Как писать для детей? А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Т Знакомство с героями сказки. Части 1-4 | |||||
3.6 | Сказочное и реальное в тексте сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане...» Первая и вторая встречи Гвидона с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона. Части 5-9 Т | |||||
3.7 | Главный смысл сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане...». Царь Салтан и князь Гвидон. Части 10-15 Т | |||||
3.8 | Внеклассное чтение. А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» | |||||
3.9 | В. Жуковский «Спящая царевна». Литературные сказки. Поэтическое состязание Пушкина и Жуковского (обобщение) Т | |||||
3.10 | В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра) Т | |||||
3.11 | Р/р Сочинение-обработка сказки (подражание В.И. Далю) (45 мин) Т | Р/р №4 | ||||
3.12 | А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей») Обобщение по разделу. Проверочная работа № 4 (20 мин) Т | Пр.р№ 4 | ||||
3.14 | Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня» (книги о родном городе, его прошлом и настоящем) или «Литературные сказки писателей XIX века» | |||||
3.15 | Мир природы приходит на страницы книг. Картины природы в книге С.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» | |||||
3.16 | Стихи А. Толстого, А. Плещеева. Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе. Т | |||||
3.17 | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении. Т | |||||
3.18 | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Дедушка Мазай- добрый охотник Т | |||||
3.19 | Школа в Ясной Поляне. Л. Толстой как учитель. Сказка «Два брата» | |||||
3.20 | Непростые простые тексты. Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья» Т | |||||
3.21 | Практикум «Учусь читать художественную прозу» Т | |||||
3.22 | Учебная книга К.Д. Ушинский «Детский мир и хрестоматия» «Столица и губернский город» Т | |||||
3.23 | Первое знакомство с Родиной. Т.К. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога» Т | |||||
3.24 | Р/р Сочинение в форме путевого очерка (45 мин)Т | Р/р №5 | ||||
3.25 | Как помочь детям полюбить родную землю. К. Ушинский «Наше Отечество» Т | |||||
3.26 | Р/р Сочинение-подражание Ушинскому. К. Ушинский «Жалобы зайки». (45 мин) Т | Р/р №6 | ||||
3.27 | А.И. Куприн «Слон» Непонятная болезнь. Выполнение желания Нади. Выздоровление Нади. Части 1-6 Т | |||||
3.28 | Обобщение по разделуXIX век . Проверочная работа № 5 Т(20 мин) | Пр.р №5 | ||||
3.29 | Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П.Чехова «Мальчики» | |||||
IV Век XX. Новые встречи со старыми друзьями | 49 ч | 3 ч | ||||
4.1 | Загадка Лидии Чарскойи «Записки маленькой гимназистки» Первый день Лены в гимназии (гл. 8). Т | |||||
4.2 | Л. Чарская Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10-11). Образ Лены Икониной. Обобщение. Т | |||||
4.3 | Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики Х1Х-ХХ века | |||||
4.4 | Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак | |||||
4.5 | Настоящий капитан. Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»). | |||||
4.6 | Гимназисты Корнея Чуковского. К. И. Чуковский «Телефон» | |||||
4.7 | Обэриуты. Стихи Д. Хармса. Т | |||||
4.8 | Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского | |||||
4.9 | Внеклассное чтение. Современные чудаки | |||||
4.10 | Вокруг Маршака. Мир писателя и его произведения | |||||
4.11 | Внеклассное чтение. Современные детские журналы | |||||
4.12 | Е. Шварц «Два брата». Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1-4) Т | |||||
4.13 | Спасение Младшего - победа живого мира (гл. 5-8) . Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение) | |||||
4.14 | Превращение Пиноккио в Буратино. Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему» | |||||
4.15 | Рассказ о сказке и детских фантазиях. А.Н. Толстой «Фофка». Т | |||||
4.16 | Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? А.Н. Толстой «Кот сметанный рот» Т | |||||
4.17 | Птицы с «характерами». М. Пришвин «Изобретатель». Т | |||||
4.18 | Так кто же он - Михаил Пришвин? (Статья С. Я. Маршака «Сила жизни») | |||||
4.19 | С. Маршак - критик, поэт, переводчик, редактор | |||||
Обобщение по разделу « Новые встречи со старыми друзьями» . Проверочная работа № 6Т (20 мин) | Пр.р№6 | |||||
4.20 | Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах) | |||||
4.21 | 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто. Т | |||||
4.22 | Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Т Живая кукла наследника Тутти (ч. 2) | |||||
4.23 | Ю. Олеша «Три Толстяка». Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4) «Простые высокие истины» (обобщение) | |||||
4.24 | Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?». Т | |||||
4.25 | «Дорогие мои мальчишки» Р. Фраерман «Гайдар и дети» | |||||
4.26 | А. Гайдар «Тимур и его команда» «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2) | |||||
4.27 | А. Гайдар «Тимур и его команда» Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4) Тимур и тимуровцы (ч. 5,) | |||||
4.28 | Смешные книжки. Проверка развития читательских умений .Н. Носов «Федина задача» | |||||
4.29 | Юмористический рассказ на серьёзную тему .В. Драгунский «Что любит Мишка» | |||||
4.30 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова | |||||
4.31 | Стихи А. Барто. Сатира или юмор? | |||||
Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» | ||||||
4.32 | «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др. | |||||
4.33 | Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. Т | |||||
4.34 | Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского | |||||
4.35 | Стихи Саши Чёрного и В. Долиной | |||||
Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р Создание собственных миниатюр. Т (20 мин) | Р/р №7 | |||||
4.36 | Стихи Н. Матвеевой | |||||
4.37 | Внеклассное чтение. Любимые стихи | |||||
4.38 | Практикум «Учусь читать лирический текст». Т | |||||
4.39 | Обобщение по разделу «Поэты XX века». Проверочная работа № 7. (20 мин) Т | Пр.р. №7 | ||||
4.40 | Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Т Знакомство с героями. Поиски снежного цветка (картины 1 - 4) | |||||
4.41 | Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Мудрая сказка для малышей (картины 5-8) | |||||
4.42 | Современные детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай» | |||||
4.43 | Творческая манера Ксении Драгунской К. Драгунская «Ерунда на постном масле!». Т | |||||
4.44 | Интервью с Тимом Собакиным. Стихи и проза Тима Собакина | |||||
4.45 | Обобщение. Берём интервью у детских писателей | |||||
4.46 | Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. Т | |||||
4.47 | Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать» | |||||
4.48 | Резервный урок. Любимые писатели IXX века | |||||
4.49 | Резервный урок. Любимые писатели XX века | |||||
Итого: Резервные уроки: | 103 ч. 2 ч. | 14ч. Пр.р.-7 Р/р -7 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 4 класса ученик должен:
Знать:
- правила работы с литературным произведение;
- историю детской литературы, темы произведений детской литературы;
- пролог и эпилог в художественном произведении;
- автобиографические произведения, воспоминания(мемуары), басни (ее особенности: сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл), баллады, фантастические повести (отличие ее от сказочной повести)
Уметь:
– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое;
– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;
– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию;
– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
– находить в тексте материал для составления рассказа на определённую тему.
Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– пересказывать текст по плану.
Список литературы
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чтение и начальное литературное образование.- М.: Баласс, 2009.
- Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Когда книга учит. М.: Педагогика, 1999.
- Ефросинина Л.А. Я читаю: Учебное пособие по чтению для 4 класса. М.: Сфера. 2009.
- Игнатьева Т.В. Тексты для проверки техники чтения. М.: Сфера. 2012.
- Лихачев Д.С. Внутренний мир литературного произведения. М., 2000.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1999.
- Перова Г.М. Принципы обновления программного чтения в начальных классах. М.: Педагогика, 2005.
- Светлоковская Н.Н. Основы о читателе. М.: Магистр, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературному чтению Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев по программе Школа 2100
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс...
календарно-тематическое планирование по литературному чтению Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев по программе Школа 2100 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 класс...
рабочая программа по русскому языку Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев по программе Школа 2100 4 класс
рабочая программа по русскому языку 4 класс...
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...
Тест по литературному чтению.Раздел: "В гостях у Барсука" (УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс)
Данный тест охватывает проверку знаний учащихся по разделу учебника "Литературное чтение" 2 класс 1-я часть "В гостях у Барсука" (УМК "Перспективная начальная школа")...
Конспект урока литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство» (II вид школы, 5 класс 2 отделение)
Конспект урока литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство»....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе ( 34 часа)
Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соот...